Украинский центр культурных исследований Министерства культуры Украины презентовал сборник «Элементы нематериального культурного наследия Украины», где опубликована подробная информация об элементах, которые вошли в Международные списки ЮНЕСКО и Национальный перечень Украины, в том числе о двух новых — бубновской керамике и бортничестве. Как отмечает директор центра, автор проекта «Малые города — большие впечатления» Ирина Френкель, сегодня в Национальном перечне — 11 элементов, каждый из которых имеет огромную культурную и духовную ценность.

Народный мастер-керамист Валентина Живко.

 

Мотивы бубновской керамики.

Фото предоставлено Украинским центром культурных исследований.

— У них есть стратегический потенциал и они способствуют экономическому развитию регионов, в частности малых территорий, — отмечает Ирина Френкель. — Один из них — «Петриковская роспись — украинская декоративно-орнаментальная живопись XIX—XXI вв.» — внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Элемент «Казачьи песни Днепропетровщины» вошел в Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране ЮНЕСКО.

— Носители этого элемента не являются какой-то одной громадой, как, скажем, мастера косовской или опошнянской керамики, которые включены в Национальный перечень, — отмечает один из авторов сборника, кандидат филологических наук, заведующая научно-исследовательским отделом инновационных технологий и популяризации культуры УЦКИ Валентина Телеуца. — В одних местах они объединены в фольклорные любительские коллективы, например, в Желтых Водах, в селе Богуслав Павлоградского района Днепропетровской области, в других — носителями элемента являются отдельные люди или неформальные группы, которые собираются время от времени, в выходные или праздники, чтобы попеть. Одна из таких групп есть в знаменитом селе Капуловка близ Никополя (здесь нашел вечный покой легендарный атаман Запорожской Сечи Иван Сирко. — Авт.) в составе Надежды Федоренко, Марии Иванчуры, Ольги Беляевой. Певицам по 80 и более лет, поэтому песни, услышанные ими в детстве от своих бабушек и матерей, мы можем утратить, если не будем исследовать, популяризировать, чтобы молодежь их тоже пела. Есть исполнители казачьих песен в Межевой, в городе Подгорное, селе Красный Пид.

Географический ареал распространения казачьих песен, с которыми запорожцы шли в походы или же в которых воспеваются гетманы и атаманы, рыцари-сечевики (есть казачья лирическая песня, казачий романс), охватывает почти всю Днепропетровскую область, за исключением сел, в которых компактно проживают представители других национальностей — россияне или белорусы. Вероятно, тема казачества им чужда, ведь это не их история.

— В Национальный перечень включены традиции Косовской рисованной керамики, Кролевецкого переборного ткачества, Опошнянской керамики, — отмечает кандидат филологических наук, член Экспертного совета по нематериальному культурному наследию при Министерстве культуры Лилия Снигирева, — а также песенная традиция села Луки Киево-Святошинского района, технология вышивки «белым по белому» Решетиловского района Полтавской области, традиция растительного ковроделия села Решетиловка.

В 2018 году список пополнил орьнек — крымскотатарский орнамент и знания о нем, а в июне — еще два новых элемента: традиция орнаментальной росписи бубновской керамики, историческим центром которой является село Бубновка Гайсинского района на Виннитчине, и бортничество.

— Каждый из элементов — большое достояние государства и народа, ведь у него нет аналогов в мире, — подчеркивает Валентина Телеуца. — Об их самобытности, символике, культурной ценности можно долго рассказывать.

Если о косовской или опошнянской керамике специалисты уже многое знают, то бубновская является, по сути, открытием, хотя изделия бубновских мастеров когда-то продавались на сельских ярмарках около Гайсина, Ладыжина, Немирова, Брацлава, Тростянца и в этих и других городках Подолья. Их особенность — в неповторимой и разнообразной декоративной красоте орнаментальной росписи, изысканности и богатстве форм, технологии изготовления.

Несмотря на технологизацию современной жизни, на Ривненщине и в некоторых других районах исторически-географического Полесья сохранилась такая старинная форма лесного пчеловодства, как бортничество. Возник этот традиционный промысел еще в средневековье. Работа бортника (количество ульев у него и сейчас колеблется от 30 до 200) заключалась в изготовлении ульев в стволах деревьев или же использовании природных дупел на высоте от 4 до 15 метров. Бортничество начало приходить в упадок еще в 40—50-е годы XIX века из-за вырубки лесов и изобретения рамочного улья, а вот в селах Князевка, Купель, Мушни на Ривненщине, в селах Селезовка, Копище, Хочино и некоторых других Житомирской области промысел сохранился.

— Следует отметить, что все элементы, которые вошли в список ЮНЕСКО и Национальный перечень, так сказать, живые, они не просто сохранились, а развиваются, — отмечает Валентина Телеуца. — Задача сборника, над которым работали директор УЦКИ Ирина Френкель, председатель Экспертного совета по НКН при Минкульте Илья Фетисов, кандидат исторических наук Екатерина Гончарова, ведущий научный сотрудник УЦКИ Лилия Снигирева, — популяризация аутентичной культуры и содействие развитию традиций, которые мы унаследовали от своих предков.