Вышла в свет книга «Перерваний політ. Українське кіно часів ВУФКУ» Ларисы Брюховецкой. Ее выпустил журнал «Кино-Театр» в серии «Кинематографические студии».

Как отмечает автор издания — известный киновед, главный редактор журнала «Кино-Театр» Лариса Брюховецкая, целью исследования было познать кинопространство того времени.
«Было ужасно интересно его исследовать, охотиться за деталями и фактами, выстраивать структуру. Книга включает в себя много неизвестной для современников информации», — подчеркивает исследовательница.
По словам Брюховецкой, еще в 1980-х она впервые натолкнулась в Центральной научной библиотеке на журнал «Кино», выходивший в Украине в 1925—1933 годах.
«Открывалось неизвестное: оказывается, в 1920-х на Одесской кинофабрике, а со временем и на новопостроенной Киевской, выходило много фильмов, они имели успех в прокате, их покупали европейские страны, а фильм Георгия Стабового «Два дня» первым проник в прокат США. Тексты журнала были совсем не похожи на тексты, которые доводилось читать в современных советских книгах о кино. Чувство юмора, какая-то легкость, свобода в формулировании проблем (прежде всего — сценарной), бесстрашная смелость по поводу несправедливых нападок российской прессы на успешную деятельность ВУФКУ и попыток России уничтожить экономическую независимость ВУФКУ», — пишет исследовательница.
Она отмечает, что вернулась к ВУФКУ в 2016 году, когда контуры того времени уже четко очерчивались, конкретные факты свидетельствовали, что украинское кино как составляющая «Расстрелянного возрождения» было еще одной жертвой большевистского террора.
«Его судьба ныне актуальна, она выразительно демонстрирует то, что делает нынешняя российская власть в гибридной войне с Украиной. Тогда это также была война, с середины 1929-го, когда начали арестовывать представителей украинской научной и творческой элиты. Успешное кино ВУФКУ за какой-то год-другой было уничтожено, зачеркнуто, его вплоть до 1960-х никто не вспоминал. В 1960-х вышло несколько книг воспоминаний, но о воссоздании полной картины речь не шла. Да и фильмы 1920-х были утрачены, уничтожены», — сообщает киновед.
Брюховецкая рассказывает, что ныне отдельные ленты, которые уцелели в зарубежных архивах и фильмохранилищах, возвращаются в Украину — удалось посмотреть некоторые из них. Появились издания-каталоги, где есть информация о персоналиях и фильмография. Этот фактический материал пригодился для фундамента, на котором можно было начинать реконструкцию. По капле собирались воспоминания кинематографистов того времени, но главным источником были издания 1920-х. Многое становилось понятным, особенно учитывая репрессии украинских кинематографистов и уничтожение успешного украинского кино.
«Метод реконструкции стал приемлемым, работа требовала концентрации, но приносила наслаждение. Не только как познание: восстанавливалась справедливость, возвращались из забвения кинематографисты, вырисовывался коллективный портрет. Так, и в советские времена, и во времена независимости уделялось значительное внимание Довженко — выходили книги, документальные и даже игровые фильмы. И это справедливо, потому что в советское время из него сделали своего рода просоветскую икону», — отмечает исследовательница.
Тем, кто интересуется этим кино, редакция журнала предлагает заказывать книгу — ее пришлют «книга — по почте».

 

СПРАВКА

Всеукраинское фотокиноуправление (ВУФКУ) — государственная кинематографическая организация, действовавшая в период с 1922-го по 1930 год.