Этот «маленького роста, худощавый, с юным лицом» мужчина «мысли излагает понятно, из них видно, что это интеллигент», — так в тридцатых годах прошлого века описал Степана Бандеру журналист из польской газеты. После Варшавского суда (1935 год) польский прокурор так вспоминал об этом политике: «Из него била неисчерпаемая энергия и фантастическая сила». Священник, исповедовавший Степана Бандеру в тюрьме, оставил о нем и такие строки: «Был набожный... стремился настоять на своем... Украина для него была превыше всего». Ему объявили приговор — смертную казнь (со временем заменена на пожизненное заключение), и он воскликнул: «Хай живе Україна!» Бандере было тогда 26 лет. Вот такой  был этот молодой человек! Его Богом была Украина.

Вместо вступления

Мои родители относились к поколению Ст. Бандеры, однако жили в большевистском СССР, поэтому были очень далеки от его идей и дел. Так что и я в начале своей жизни слово «бандера» воспринимал не иначе как «бандит», и лишь в зрелые годы узнал, что оно означает «знамя». Проживая длительное время на западе Украины, я ощущал необходимость выяснить хотя бы для себя, как мне относиться к памяти этого человека? Но тексты, которые попадали мне в руки, были или КГБэшного изготовления, следовательно, не вызывали никакого доверия, или принадлежали перу самого Степана Бандеры, однако были написаны явно не для неподготовленного читателя, каким был я. 

Ст. Бандера, которого еще величают Проводником нации, то есть тем, кому принадлежит ведущая роль в освободительной борьбе украинцев против захватчиков, будучи глубоко верующим человеком, определил для себя и для провода такие главные ориентиры: БОГ, ДУША, ДУХОВНОСТЬ, ИДЕЯ. 

Итак, Бог

Правду говоря, меня несколько удивило, что после явного непринятия Бога и божественного великим украинцем Иваном Франко в тех же краях вырос человек по имени Ст. Бандера, который свою миссию освобождения Украины построил на таком шатком фундаменте. Наверное, здесь значительную роль сыграло то обстоятельство, что Иван Яковлевич был сыном кузнеца, а Степан Андреевич — священника. Поэтому Ст. Бандера писал: «Не потушить большевикам любви ближнего, чувства справедливости и стремления к ее триумфу. Ибо это основные Божьи законы для человеческого общества».

С моей же точки зрения ревностная вера в Бога сдерживает развитие современного общества, не давая взамен ничего. После последней победы над москалями под Конотопом прошло почти 360 лет. За это время произошло множество разных кровавых конфликтов. На них украинцы произнесли бесконечное число молитв, в обращенных к Небесным Силам со слезными просьбами поспособствовать в победе над многочисленными врагами, более того — после этих кровавых противостояний они возвели множество храмов в честь и славу небожителей, однако настоящих военных побед достичь не посчастливилось. А если и случались, то такие, которые не играли заметной роли в истории Украины.

Приведу единственный пример. Героическая УПА считала своей небесной покровительницей Матерь Божью, усердно ей молилась, выпрашивая победу. Однако, несмотря на справедливость борьбы за освобождение Украины, эта армия, как ни горько это подчеркивать, потерпела поражение. О чем свидетельствует этот красноречивый факт? Бог отказался от Украины? Или, может, молимся тем, которые существуют лишь в нашем воображении? Ведь на самом деле врагов побеждают не надеждами на помощь Неба, а талантами стратегов, надежным оружием, численностью войска и крепостью нервов.

Ст. Бандера считал, что «разрушение христианского мировоззрения является уничтожением определяющих духовных принципов Украинца». В действительности, христианское мировоззрение под давлением науки и образования оскудевает, украинцы избавляются от религиозного суеверия, однако и дальше любят родной край, украинскую культуру не меньше, чем современники Проводника.

Теперь о душе

Ст. Бандера утверждал: «Заложенные в... души основы веры: тоска по Богу и поиск Божества уничтожить невозможно». К величайшему сожалению, во времена господства в Российской империи большевизма были настолько жесткие условия жизни, что запросто опровергли это суждение Проводника. Поэтому мне, познавшему эту жизнь вдоволь, стало вполне понятно, что на самом деле вера, которая рождается вместе с человеком, не имеет религиозной окраски. Церковный колорит вносят в души хитрые люди, которые, работая на несуществующих богов, получают себе ежедневный хлеб с маслом. И какая может быть тоска у человека с чистой от религиозного суеверия душой по тому, чего не существует и в принципе не может существовать?

Правда, «поиск Божества» можно понимать еще и как поиск совершенства. Поэтому, по моему мнению, честная душа является средой разума, совести и энергии. Но в этом сочетании ничего религиозного нет. К сожалению, нечеловеческие условия жизни да еще и пропагандисты от московского агитпропа омрачали ум, развращали совесть, направляли энергию душ в ненужном направлении. Да и в ненышней Украине еще хватает спецов такого гадкого ремесла — имею в ввиду московский патриархат, который освящает паскудства российских агрессоров.

Так рассуждая, ловлю себя на мысли, что все мои замечания отнюдь не преуменьшают роли великого националиста Ст. Бандеры, который нашел в себе внутренние силы организовать и возглавить вооруженное сопротивление многих тысяч людей восточному и западному тоталитаризмам, создал УПА, отсидел пять лет в польском, около трех — в немецком застенках и в итоге погиб от руки московского наемника. 

Стало быть, украинский национализм, который с оружием в руках восстал против польского, немецкого и российского шовинизма, — действенная форма украинского патриотизма, то есть любви к Родине, и такая же действенная форма ненависти ко всем ее врагам. 

Духовность

В этом разделе снова речь идет «о защите высших общечеловеческих ценностей — веры в Бога, воли, достоинства, права и свободного развития народа и человека...». Если веру в Бога считать общечеловеческой ценностью, то о свободном развитии народа, видимо, надо бы забыть? А если признать ценностью свободное развитие народа, то вера в Бога для него будет, наверное, необязательна? Ведь, несмотря на войну с извечным врагом — Россией, Украина духовно оживает. Это видно хотя бы по появлению на прилавках книжных магазинов новых, пронизанных украинским духом произведений, а на экранах кинотеатров — украинских по духу кинофильмов. Если тридцать лет назад в Киеве из ста жителей украиноязычными были разве что один или два, то теперь наверняка их стало пять или семь. То есть и столица понемногу украинизируется. Все это происходит и благодаря усилиям националистов и, как ни странно это будет звучать, и самого Ст. Бандеры. 

И наконец — Национальная идея

«Наши идеи — это наша мощнейшая сила, самое успешное оружие, которым победим большевизм». Так сказал Ст. Бандера. Его пророчество сбылось, но только ли благодаря национальной идее? Это — большой вопрос. Ведь большевизм исчез не так из-за вражеских ему украинского, литовского, грузинского или еще там каких-то национализмов, а, скорее всего, из-за недальновидности московских власть имущих, которые, словно щитом, прикрывались вымышленной ими лживой борьбой против тяжелого положения трудящихся. Украинский национализм в этом исчезновении не виноват, как не виноват он и в том, что в нынешней России мертвец большевизма снова ожил. Украинский идеалистический национализм ему аж ничем не грозит и не будет угрожать, пока не превратит в действительность цель о решительном и широком вхождении национальной идеи в повседневную жизнь украинцев. 

Вот тогда можно будет сказать, что Украина — неуничтожима, что она состоялась. И все к ней будут стремиться, как ныне хотят в США или Англию.

Ст. Бандера считал: «В государственной организации народа должно быть место для политической дифференциации, кристаллизации и свободного развития политических группировок и для здорового, творческого соревнования между ними. Сами же государственные органы в исполнении своих функций должны стоять на позициях сверхпартийных: прежде всего заботиться о важности сохранения целостности, а дальше справедливо защищать интересы всех положительных составляющих частей».

Это мнение современного прогрессивного государственного деятеля.

Выводы

Да, Ст. Бандера — революционный идеалист. Теперь такие политические деятели не пользуются спросом. Но поразмыслим. Если бы не твердый идеализм Проводника, украинцы не смогли бы из-за явной нехватки достаточных сил устроить вооруженное сопротивление польским, большевистским и немецким захватчикам. Ну что поделаешь, если сила победила силу, УПА потерпела поражение? С точки зрения военной, это был большой просчет. Однако же истинные украинцы все же гордятся тем, что в самые трагические годы Украины ее патриоты, организованные националистами, не сидели тихо, словно мышь под веником, а с оружием в руках выступали и против польских, и против немецких, а потом — и против большевистских захватчиков. А их проводником был именно Ст. Бандера, который в эти годы терпел мучения в немецком концлагере, а его единомышленники на свободе все же выполняли его указания! Вот каким неопровержимым авторитетом обладал этот политик среди населения запада Украины!

Среди наших современных «героев» преобладают такие: как только выбился в высокое начальство, первым делом построил замок в Украине и терем у чужого моря-океана. А Ст. Бандера построил свои роскошные дворцы в человеческих душах — и это его огромное преимущество перед нашими современными власть имущими всем украинцам надо наконец понять.

Из всего вышеупомянутого вытекает, что Ст. Бандера никак не мог быть немецким наемником, как об этом в течение многих десятилетий злопыхательствовали московские лживые СМИ. И не приезжал он в Украину на московской тачанке, выполняя указания Кремля, как в свою очередь любили возводить клевету гитлеровцы. На самом деле он был признанным Проводником украинских националистов в худшие для Украины времена безгосударственности. Но именно благодаря УПА Украина в те страшные годы получила в свободном мире заслуженные славу и авторитет, и теперь ее, когда-то непризнаваемую, поддерживает в противостоянии с Москвой чуть ли не весь мир. Потому как мир любит сильных — если не мышцами, то, по крайней мере, духом. И именно на примере Ст. Бандеры мир узнал, что украинцы — как раз из таких.

Таким образом, Украина должна проторять дорогу в будущее, имея среди властных структур и сторонников Бандеры. Однако, чтобы идти с Проводником, для дальнейшего развития Родины следует избрать новые ориентиры: ЕДИНСТВО, РАЗВИТИЕ, СОВЕСТЬ, ЯЗЫК.

В девятнадцатом веке известный английский философ-моралист Сэмюэл Смайлс, наряду с другими произведениями, оставил грядущим поколениям еще и такую мысль: «Существует внутреннее мужество — мужество совести, которая проявляется в честности, самоотверженности, в смелости делать то, что считаем правильным, в противовес всем человеческим соображениям. Отличительной чертой такого мужества является величие души». И хоть эти строки написаны лет за пятьдесят до появления на свет Проводника, они в полной мере касаются и его.