30 апреля текущего года в районе боевых действий на юго-востоке нашей страны была прекращена антитеррористическая операция (АТО), руководство которой осуществлял антитеррористический центр при СБУ. В противостоянии военной агрессии РФ на Донбассе начался новый этап — Операция объединенных сил. Согласно измененному формату противодействия российской оккупации наших территорий и инициируемых Россией военных действий с использованием регулярной армии и тяжелого вооружения, руководство ООС взяли на себя военные. Был создан штаб Объединенных сил, куда вошли ВСУ и другие силовые структуры, задействованные в операции. Командующим ОС назначен генерал-лейтенант Сергей Наев.
Изменение данного формата требует соответствующего нормативно-правового урегулирования, в том числе и на законодательном уровне. В ожидании законодательных инициатив, накануне официального начала Операции объединенных сил, Командующий ООС своим приказом от 28.04.2018 года утверждает Инструкцию о порядке пребывания в районе операции лиц, не участвующих в ней, и тех, кто привлекается к мероприятиям Объединенных сил в зоне их ответственности.
В самом начале Операции ОС генерал-лейтенант Наев делает несколько общих заявлений, из которых следует, что стратегия украинской стороны в развязанной Россией войне на Донбассе меняется. И эти изменения касаются не только тактики ведения боевых действий, реакций на провокации с применением оружия с учетом минских ограничений, но и наведения внутреннего порядка в ореоле проведения ООС, так сказать, с «учетом требований военного времени и текущего момента». В частности, судя из комментариев Сергея Наева, командование Операцией объединенных сил должно четко знать, кто из лиц, напрямую не участвующих в выполнении поставленных им задач, пребывает на подконтрольной территории и с какой целью. Приказы, как известно, не обсуждаются. А вот вырванные из их контекста куски — очень даже. Такой «кусок» недосказанного из вышеупомянутой инструкции о недопуске «людей, которые выполняли непонятные задания в зоне боевых действий», кинули в СМИ. И он чуть не стал поперек горла и военным, и бойцам добробатов. Этот кусок «зрады» долго жевался в информационном пространстве, сталкивая лбами военных и добровольцев. После встречи Наева с лидером Украинской добровольческой армии, народным депутатом Украины Дмитрием Ярошем в Краматорске и публичного прояснения позиций сторон и пунктов инструкции инцидент был исчерпан.
Сейчас процесс правового урегулирования в связи с изменениями формата операции в зоне боевых действий на Донбассе продолжается. Разработан проект инструкции, регламентирующий допуск и пребывание волонтеров на территории Донецкой и Луганской областей. Основа для этого документа подготовлена Управлением гражданско-военного сотрудничества ВСУ и на днях вынесена для публичного обсуждения.

«Голос Украины» обратился к начальнику Управления гражданско-военного сотрудничества ВСУ Алексею Ноздрачеву (на снимке) с просьбой прокомментировать основные положения проекта инструкции, пояснить целесообразность и механизм ее введения, дабы свести к минимуму напряжение, нарастающее в определенных волонтерских кругах, в связи с субъективной трактовкой предлагаемых изменений.

— Алексей Алексеевич, что это за инструкция и зачем она нужна?

— Это не инструкция, а проект (я это подчеркиваю). Его название полностью звучит так — проект Инструкции по аккредитации волонтерской деятельности в районах осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях.

Данный проект документа определяет порядок организации аккредитации, допуска (пропуска) волонтеров во время предоставления ими волонтерской помощи ВСУ и другим силовым и госструктурам, которые задействованы в Операции объединенных сил на территории Донецкой и Луганской областей.

Подготовленная основа документа для дальнейшего его обсуждения разрабатывалась в соответствии с Законом Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» и требованиями Закона Украины «О волонтерской деятельности». Эти предложения являются продолжением правового урегулирования в зоне ответственности ОС, главные направления которого обозначены в утвержденной ранее приказом Командующего Объединенными силами Инструкции о порядке пребывания в районе операции лиц, не участвующих в ней, и тех, кто привлекается к мероприятиям ООС.

Инструкция, о проекте которой мы с вами говорим, необходима для того, чтобы, во-первых, ввести волонтерскую деятельность в правовое поле, во-вторых, создать механизмы защиты волонтеров (в виде «службы» их поддержки в Донецкой и Луганской областях) и по желанию волонтеров помогать им с учетом и контролем за дорогостоящим имуществом, которое они поставляют армии. Для армии, в свою очередь, это минимизация угроз, связанных с возможной разведывательной деятельностью противника, дискредитацией действий ВСУ со стороны людей, которые ездят в зону ООС отнюдь не помогать нашим защитникам...

Внедрение задуманного предусматривает три этапа: подготовку проекта инструкции и ее публичное обсуждение, создание списков действующих волонтеров и волонтерских организаций, благотворительных фондов и т. д., которые помогают армии, с выдачей аккредитации и отработка механизма поддержки волонтеров.

— Т. е. в отсутствии внесения изменений, связанных с проведением ООС, на законодательном уровне (на это требуется время) предлагаемая инструкция должна регламентировать отношения между военными и волонтерами в правовом поле с учетом измененного формата операции в зоне боевых действий на востоке нашей страны?

— Безусловно, согласно верховенству права, Конституция является главным законом Украины. А там записано, что гражданин Украины на добровольной основе имеет право заниматься благотворительной, волонтерской деятельностью. Есть также отдельный закон о волонтерской деятельности, принятый в 2011 году, согласно ему организации, которые получают помощь от волонтеров, имеют определенные права по урегулированию механизма ее получения. И вот разработанный нами проект инструкции, по сути, и обозначает механизм взаимодействия военных (реципиентов помощи) и волонтеров (доноров помощи) для зоны ООС.

— Почему именно ваше управление занималось разработкой основы для этого документа?

— Такая задача была поставлена нашему Управлению гражданско-военного сотрудничества ВСУ Генштабом. И это вполне логично, так как именно «симики» (сокращение от civil-military cooperation), согласно стандартам ООН и НАТО, по которым мы строим украинскую армию, осуществляют коммуникацию разного рода между военными и гражданскими в зоне вооруженных конфликтов. В частности, у нас в Северодонецке, Краматорске и Мариуполе действуют центры гражданско-военного сотрудничества, где каждый волонтер может получить информационную и другую поддержку. К тому же наши мобильные группы работают по всей линии соприкосновения сил. Плюс в большинстве бригад есть штатные офицеры-«симики».

На данный момент создана действенная многоуровневая и многофункциональная система гражданско-военного сотрудничества. Поэтому на нас и возложили все обязанности по, скажем так, усовершенствованию системы взаимодействия с волонтерами в связи с измененным форматом операции в зоне проведения боевых действий на Донбассе.

— О каких обязанностях идет речь?

— Мы будем организовывать аккредитацию, сопровождение волонтеров во время их пребывания в Донецкой и Луганской областях, и, по желанию волонтеров, отслеживать и контролировать учёт предоставленной помощи.

После введения системы аккредитации каждый зарегистрированный сможет запросить и получить официальное подтверждение того, что он является волонтером Объединенных сил и находился на территории проведения ООС в такой-то период. Эти документы создадут основу его социальной защиты в случае необходимости.

Отмечу, Генштаб ВСУ осуществляет консультативную помощь в запуске новой системы.

Мы помогаем командованию Объединенных сил создать нормативно-правовую базу и механизм взаимодействия военных и волонтеров в условиях формата ООС. Но не Киев будет руководить процессом, а Командующий и штаб ООС, который развернут в Донецкой и Луганской областях. Обращение от волонтеров адресуется туда, решение об аккредитации принимается там.

Но, несмотря на предлагаемые нововведения и вспомогательное сопровождение, главными в этих отношениях остаются командир, который получает помощь, и волонтер, который на добровольной основе ее предоставляет. А «симики» отвечают за механизм, обеспечивающий работу этой системы.

— Какова процедура волонтерской аккредитации?

— Чтобы выдать официальный документ, должна быть хотя бы минимальная информация о человеке. Но когда готовился проект инструкции, в него заложили максимальный набор персональных данных для получателя аккредитации. При этом рассчитывая, что при публичном обсуждении придем к оптимальному для всех решению по данному пункту. В конечном итоге инструкция не должна защищать только интересы военных или только интересы волонтеров. Мы готовы и призываем к сотрудничеству для нахождения консенсуса по всем спорным моментам. Сейчас рассматриваем возможность создания электронной заявки на аккредитацию с подачей минимальных данных (скан документа, подтверждающего личность, фото). Также мы готовы рассмотреть вариант онлайн-аккредитации и онлайн-маршрутных заявок. Заверяю, все эти изменения не потребуют дополнительного финансирования. Ресурс для их реализации у нас есть.

— Как вы уже сказали, решения по аккредитации и пропуску в зону ООС будут приниматься в штабе Объединенных сил на основе заявлений волонтеров, полученных от них данных. Предлагается создать базу волонтеров и периодически ее обновлять.

В проекте инструкции (пункт 2.9) прописано, что списки подаются в штаб ООС для проведения анализа деятельности волонтеров. Что это значит?

— Сейчас «горячая точка» на юго-востоке Украины находится в зоне ответственности не СБУ, как это было во время проведения АТО, а военных — Объединенных сил. Поэтому командование операцией, согласно целям и задачам, которые сегодня стоят перед ООС, переформатирует ранее сложившуюся систему взаимодействия, в том числе и с гражданскими лицами. При этом заботясь о их безопасности, которую возможно обеспечить только при выполнении определенных условий со стороны волонтеров. Никоим образом не умаляя заслуги волонтеров в поддержании армии, мы понимаем, что ситуация 2018-го отличается от 2014-го. Обмундированием, средствами защиты и продовольствием украинские военнослужащие обеспечены. Но российская агрессия продолжается в разных формах, в том числе и с использованием информаторов, диверсантов, агитаторов и т. д. в нашем тылу. Чтобы минимизировать эти риски, мы должны контролировать ситуацию. Доверять, но проверять. И в этом нет ничего оскорбительного. Тем, кто искренне помогает армии, опасаться нечего.

— В этом контексте, я так понимаю, на основе «проверки деятельности» волонтерам могут отказать или в последствие лишить аккредитации? За какие провинности?

— На самом деле в этой части проекта инструкции нет ничего нового. Там просто перечислены правонарушения, которые недопустимы в принципе для всех аккредитованных лиц и организаций, пребывающих в зоне ООС: будь то журналисты, благотворители, представители международных организаций. Речь идет о нарушении правового режима информации (простыми словами — «слива» информации или передачи данных о расположении позиций и объектов украинских сил), о провокациях в отношении ВСУ и других структур в составе Объединенных сил. А также в случае, скажем так, недостойного поведения, которое несет угрозу военным и гражданскому населению на территории пребывания.

А для безопасности самих волонтеров аккредитация и пропуск в зону Операции ОС могут быть прекращены в связи с обострением ситуации в районе посещения, проведением там мероприятий по подготовке или введения режима ограничения перемещения гражданских лиц.

Еще раз акцентирую внимание, что мы выставили на обсуждение проект инструкции. И призываем волонтеров к конструктивному диалогу и партнерскому сотрудничеству в доработке данного документа! С проектом инструкции можно ознакомиться на сайте https://cimic.com.ua/

Беседу вел Иван ЗАДЕРЕЙ.