Укр | Рус
Загрузка...
Голосование
Следите ли вы за курсом валют?

Голосовать

Доверяете ли вы украинским банкам?

Голосовать

По вашему мнению, какой лучший метод хранить сбережения?

Голосовать

На что вы тратите самую большую часть месячного бюджета?

Голосовать

Удается ли вам ежемесячно экономить?

Голосовать
На главную
12.09.2018

Отчет об итогах работы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции в период с февраля по июль 2018 года

Деятельность Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции (далее — комитет) на протяжении восьмой сессии Верховной Рады Украины восьмого созыва осуществлялась согласно утвержденному 07 февраля 2018 года плану работы комитета (протокол № 117) с учетом принятых парламентом решений и поручений Верховной Рады Украины и ее руководства.
В течение восьмой сессии Верховной Рады Украины восьмого созыва деятельность комитета была сосредоточена на принятии законопроектов о внесении изменений в законы антикоррупционной сферы и на работе по внедрению уже действующих законов в этой сфере.
В период с февраля по июль 2018 года провели 7 заседаний комитета. На этих заседаниях рассмотрели и обсудили 108 вопросов, из которых 68 связаны с осуществлением законопроектной функции, 30 вопросов касались организации работы комитета, 5 — контроля за выполнением законов Украины, постановлений Верховной Рады Украины и собственных решений.
Вместе с тем в течение этой сессии комитет не реализовал вопросы о проведении выездных заседаний в городах Запорожье и Львов и парламентских слушаний на тему: «Состояние реализации принципов антикоррупционной политики в Украине».
Кроме того, актуальными остаются вопросы законопроектной деятельности комитета при предоставлении заключений на проекты законов о соответствии требованиям антикоррупционного законодательства, поскольку во время шестой сессии ряд заседаний комитета не состоялся из-за отсутствия кворума.
В отчетном периоде комитет получил 903 поручения Председателя Верховной Рады Украины по проведению, согласно требованиям статьи 55 Закона Украины «О предотвращении коррупции» и статьи 93 Закона Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины», антикоррупционной экспертизы законопроектов и подготовке экспертного заключения об их соответствии требованиям антикоррупционного законодательства
За этот же период комитет утвердил 521 экспертное заключение по проектам нормативно-правовых актов, из них 38 законопроектов признаны содержащими коррупциогенные факторы и не соответствующими требованиям антикоррупционного законодательства.
Заключения к 7 законопроектам, предмет правового регулирования которых отнесен к полномочиям комитета, направили в комитет, главный по подготовке и предварительному рассмотрению законопроектов.
Комитет рассмотрел 12 проектов актов (из них 2 проекта постановлений), в которых комитет определен главным по подготовке и предварительному рассмотрению, и внес для рассмотрения на пленарном заседании Верховной Рады Украины, а именно:
07 февраля 2018 года (протокол № 117) комитет рассмотрел и обсудил проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О предотвращении коррупции» (регистр. № 7409), поданный Кабинетом Министров Украины.
Предложенные изменения, указанные в проекте закона, направлены на приведение понятийного аппарата законодательных актов в соответствие с Законом Украины «О предотвращении коррупции», унификацию их норм и устранение дублирования положений, определенных этим законом.
Комитет на своем заседании принял решение, что проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О предотвращении коррупции» (регистр.  № 7409) не соответствует требованиям антикоррупционного законодательства, и рекомендовал Верховной Раде Украины вернуть субъекту законодательной инициативы на доработку.
На этом же заседании комитет рассмотрел и обсудил проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» в связи с принятием Закона Украины «О предотвращении коррупции» (регистр. № 7388), поданный Кабинетом Министров Украины.
Цель законопроекта — приведение положений Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» в соответствие с Законом Украины «О предотвращении коррупции».
Предложенные проектом закона изменения направлены на приведение понятийного аппарата Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» в соответствие с Законом Украины «О предотвращении коррупции», унификацию их норм и устранение дублирования положений, определенных Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей».
Комитет на своем заседании принял решение, что проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» в связи с принятием Закона Украины «О предотвращении коррупции» (регистр. № 7388) соответствует требованиям антикоррупционного законодательства, и рекомендовал Верховной Раде Украины, по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении, принять его за основу.
Во исполнение требований части 2 статьи 18 Закона Украины «О предотвращении коррупции» комитет подготовил проекты постановлений регистр. № 8020 от 08.02.2018 года и № 8368 от 17.05.2018 года «О проведении парламентских слушаний на тему: «Состояние реализации принципов антикоррупционной политики в Украине».
Верховной Радой Украины проект постановления регистр. № 8020 отклонен и снят с рассмотрения, а по проекту постановления регистр. № 8368 решение не принято.
21 марта 2018 года (протокол № 118) комитет рассмотрел и обсудил проект закона о внесении изменений в Заключительные положения Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно особенностей финансового контроля отдельных категорий должностных лиц» (регистр. № 8120), поданный народным депутатом Украины Лещенко С. А.
Цель законопроекта — отсрочка вступления в силу спорных положений Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно особенностей финансового контроля отдельных категорий должностных лиц» в части обязательства сотрудников антикоррупционных организаций подавать электронные декларации.
Комитет на своем заседании принял решение, что проект закона о внесении изменений в Заключительные положения Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно особенностей финансового контроля отдельных категорий должностных лиц» (регистр. № 8120) соответствует требованиям антикоррупционного законодательства, и рекомендовал Верховной Раде Украины, по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении, принять его за основу и в целом как закон.
Также 21 марта 2018 года (протокол № 118) комитет рассмотрел и обсудил альтернативный проект закона о внесении изменений в раздел II «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно особенностей финансового контроля отдельных категорий должностных лиц» (об отстрочке мер финансового контроля для отдельных субъектов декларирования) (регистр.           № 8120-1), поданный народным депутатом Украины Герасимовым А. В.
Цель внесения изменений в этот проект закона — отсрочка, предусмотренная разделом II «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно особенностей финансового контроля отдельных категорий должностных лиц», подачи до 1 апреля 2018 года первой декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, субъектами декларирования, определенными в пункте 5 части первой статьи 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции».
Комитет на своем заседании принял решение, что проект закона о внесении изменений в раздел II «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно особенностей финансового контроля отдельных категорий должностных лиц» (об отсрочке мер финансового контроля для отдельных субъектов декларирования) (регистр. № 8120-1) соответствует требованиям антикоррупционного законодательства, и рекомендовал Верховной Раде Украины, по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении, принять его за основу и в целом с изложением пункта 2 раздела ІІ «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно особенностей финансового контроля отдельных категорий должностных лиц» законопроекта в такой редакции:
«2. Лица, отнесенные этим Законом к субъектам декларирования, кроме лиц, определенных в абзацах 4, 8-11 подпункта 2 пункта 1 раздела 1 этого Закона, подают в установленном Законом Украины «О предотвращении коррупции» порядке первую декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления в 2018 году за период с 30 марта 2017 года до 31 декабря 2017 года.
Определенные в абзацах 4, 8-11 подпункта 2 пункта 1 раздела 1 этого Закона лица подают в установленном Законом Украины «О предотвращении коррупции» порядке первую декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, до 1 июля 2018 года за период с 30 марта 2017 года до 31 декабря 2017 года».
04 апреля 2018 года (протокол № 118) комитет рассмотрел и обсудил проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» о дополнении перечня субъектов декларирования президентами Украины после пребывания на должности (регистр. № 6399), поданный народным депутатом Украины Крывохатько В. В.
Указанный законопроект направлен на расширение круга лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, на которых будет распространяться действие Закона Украины «О предотвращении коррупции».
Проектом закона предлагается установить, что действие Закона Украины «О предотвращении коррупции» будет распространяться на бывших президентов Украины. Ведь они и члены их семей и сегодня эксплуатируют незаконно полученные объекты собственности, в том числе объекты общегосударственной собственности, к коим прежде всего относятся недра, сельскохозяйственные земли, стратегические для экономики государства предприятия, которые должны принадлежать народу Украины и не подлежать приватизации.
Комитет на своем заседании принял решение, что проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» о дополнении перечня субъектов декларирования президентами Украины после пребывания на должности (регистр. № 6399) соответствует требованиям антикоррупционного законодательства, и рекомендовал Верховной Раде Украины, по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении, принять его за основу.
04 апреля 2018 года (протокол № 118) комитет рассмотрел и обсудил проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» по освобождению от ответственности отдельных категорий лиц (регистр. № 8209), поданный народными депутатами Украины Тимошенко Ю. В., Крулько И. И. и другими.
Проектом закона предлагается установить, что действие Закона Украины «О предотвращении коррупции» не распространяется на общественных активистов, лиц, получающих средства, имущество в рамках реализации в Украине программ (проектов) технической или другой, в том числе безвозвратной, помощи в сфере предотвращения, противодействия коррупции (как непосредственно, так и через третьих лиц или любым другим способом, предусмотренным соответствующей программой (проектом).
Кроме того, предполагается освободить указанных лиц от административной и уголовной ответственности за невыполнение требований Закона Украины «О предотвращении коррупции» о подаче деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.
Комитет на своем заседании принял решение, что проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» по освобождению от ответственности отдельных категорий лиц (регистр. № 8209) соответствует требованиям антикоррупционного законодательства, и рекомендовал Верховной Раде Украины, по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении, принять за основу.
Также 04 апреля 2018 года (протокол № 118) комитет рассмотрел и обсудил альтернативный проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» по освобождению отдельных категорий лиц от выполнения требований финансового контроля (регистр. № 8209-1), поданный народными депутатами Украины Парубием А. В., Бурбаком М. Ю. и другими.
Цель проекта закона — исключение из перечня лиц, на которых распространяется действие Закона Украины «О предотвращении коррупции» в части выполнения обязанностей финансового контроля и обязанности передать в управление другому лицу надлежащие предприятия и корпоративные права:
представителей общественных объединений, научных учреждений, учебных заведений, экспертов соответствующей квалификации, других лиц, которые входят в Общественный совет добропорядочности, созданный согласно Закону Украины «О судоустройстве и статусе судей», общественных советов, советов общественного контроля, созданных при государственных органах и принимающих участие в подготовке решений по кадровым вопросам, подготовке, мониторингу, оценке выполнения антикоррупционных программ;
лиц, которые являются иностранцами — нерезидентами и входят в состав наблюдательного совета государственного банка, государственного предприятия или государственной организации, цель которой — получение прибыли;
общественных активистов, лиц, получающих средства, имущество в рамках реализации в Украине программ (проектов) технической или другой, в том числе безвозвратной, помощи в сфере предотвращения, противодействия коррупции (как непосредственно, так и через третьих лиц или любым другим способом, предусмотренным соответствующей программой (проектом).
Согласно проекту закона указанные лица освобождаются от выполнения обязанностей, предусмотренных статьей 36, частями 1-3 статьи 45, статьей 52 Закона Украины «О предотвращении коррупции», и к ответственности за невыполнение таких обязанностей не привлекаются.
Комитет на своем заседании принял решение, что проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» по освобождению отдельных категорий лиц от выполнения требований финансового контроля (регистр. № 8209-1) соответствует требованиям антикоррупционного законодательства, и рекомендовал Верховной Раде Украины, по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении, принять за основу.
16 мая 2018 года (протокол № 119) комитет рассмотрел и обсудил проект закона об Антикоррупционной стратегии на 2018—2020 годы (регистр. № 8324), поданный Кабинетом Министров Украины.
Цель законопроекта — определение комплекса мер, направленных на сокращение уровня коррупции в Украине и дальнейшее продвижение антикоррупционных инициатив в государстве.
Комитет на своем заседании принял решение, что проект закона об Антикоррупционной стратегии на 2018—2020 годы (регистр. № 8324) соответствует требованиям антикоррупционного законодательства, и рекомендовал Верховной Раде Украины, по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении, вернуть его субъекту права законодательной инициативы на доработку, поскольку:
Во-первых, с точки зрения правил законодательной техники нуждается в четком определении вид документа, которым будет утверждаться Антикоррупционная стратегия на 2018—2020 годы. Часть первая статьи 18 Закона Украины «О предотвращении коррупции» не содержит императивных предписаний о необходимости утверждения Антикоррупционной стратегии исключительно законом. Этим законом устанавливается лишь обязанность Верховной Рады Украины определять принципы антикоррупционной политики (Антикоррупционную стратегию).
Во-вторых, проектом Антикоррупционной стратегии предполагается создание нового государственного органа контроля за соблюдением требований законодательства о доступе к публичной информации. Однако целесообразность этой предложенной законодательной инициативы законопроекта вызывает сомнение, поскольку создание указанного государственного органа нельзя считать мерой сугубо антикоррупционного направления.
В-третьих, законопроект с целью согласования его проблемных положений не проходил надлежащего и достаточного обсуждения с представителями гражданского общества и другими заинтересованными лицами в названном процессе.
16 мая 2018 года (протокол № 119) комитет рассмотрел и обсудил проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» (об усовершенствовании мер предотвращения конфликта интересов) (регистр. № 6740), поданный народным депутатом Украины Мураевым Е. В.
По мнению субъекта законодательной инициативы, законопроект усовершенствует антикоррупционное законодательство в части предотвращения конфликта интересов и уточнения процедур передачи в управление корпоративных прав и получения подарков, требований прозрачности деятельности Национального агентства.
Однако стоит отметить, что внесение предложенных изменений не согласовывается с положениями действующей редакции части второй статьи 23 закона.
Так, указанной нормой предусмотрено разрешение лицам, названным в пунктах 1, 2 части первой статьи 3 закона, принимать подарки, соответствующие общепризнанным представлениям о гостеприимстве, если стоимость таких подарков не превышает определенный в этой норме размер.
Кроме того, организация продажи подарков Национальным агентством, а также осуществление перечисления дохода от такой продажи в Государственный бюджет Украины, что предлагается данным законопроектом, не согласовывается со статьей 11 закона, которой определены полномочия Национального агентства.
Также предложенный механизм сужает понятие подарка лишь до материальных вещей, поскольку, согласно статье 1 Закона Украины «О предотвращении коррупции», подарком являются не только деньги и материальные предметы (имущество), но и преимущества, льготы, услуги, другие нематериальные активы.
Комитет на своем заседании принял решение, что проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» (об усовершенствовании мер предотвращения конфликта интересов) (регистр.            № 6740) не соответствует требованиям антикоррупционного законодательства, и рекомендовал Верховной Раде Украины, по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении, отклонить.
16 мая 2018 года (протокол № 119) комитет рассмотрел и обсудил проект закона о внесении изменения в статью 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции» (регистр. № 8158), поданный Кабинетом Министров Украины.
Цель проекта закона — усовершенствование системы предотвращения коррупции, повышение ее эффективности, в частности, путем уточнения перечня субъектов, на которых распространяется действие Закона Украины «О предотвращении коррупции», и предлагается исключить иностранцев-нерезидентов, претендующих на должности руководителя и заместителя руководителя, председателя и члена наблюдательного совета юридических лиц, государственная доля в уставном капитале которых превышает пятьдесят процентов, из числа лиц, на которых распространяются требования закона.
Комитет на своем заседании принял решение, что проект закона о внесении изменения в статью 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции» (регистр. № 8158) соответствует требованиям антикоррупционного законодательства, и рекомендовал Верховной Раде Украины, по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении, вернуть субъекту права законодательной инициативы на доработку.
Поскольку предложенная новая редакция подпункта «а» пункта 2 части первой статьи 3 закона не решает заявленной проблемы, потому что в этой норме остается такая формулировка, как «другие должностные лица юридических лиц публичного права, не указанные в пункте 1 части первой этой статьи», что, по сути, не меняет положения действующей редакции.
Вместе с тем предложение исключить иностранцевнерезидентов из числа лиц, на которых распространяются требования Закона Украины «О предотвращении коррупции», недостаточно обосновано, поскольку, в случае принятия законопроекта, такая категория лиц автоматически исключается не только из категории субъектов декларирования, но и из лиц, на которых должны распространяться ограничения по использованию служебного положения, получению подарков, совместительству и совмещению с другими видами деятельности, совместной работе близких лиц, после прекращения деятельности, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления, и обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Кроме того, исходя из практики иностранного инвестирования в развитие и покупку субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, бенефициарами предприятий-нерезидентов в основном являются граждане Украины, которые получают доли предприятий по экономически необоснованным условиям, что может свидетельствовать о наличии возможных коррупционных схем.
Следовательно, предложенные субъектом права законодательной инициативы изменения несут в себе риски, а также ставят в неравные условия должностных лиц граждан Украины и должностных лиц иностранцев-нерезидентов.
С целью реализации требований статьи 26 Закона Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» 4 апреля 2018 года (протокол № 118) комитет утвердил Положение о квалификационном отборе представителя от Верховной Рады Украины в члены комиссии независимой внешней оценки (аудита) деятельности Национального антикоррупционного бюро Украины и объявил квалификационный отбор представителя от Верховной Рады Украины в члены комиссии независимой внешней оценки (аудита) деятельности Национального антикоррупционного бюро Украины.
С 7 по 19 мая комитет проводил общественное обсуждение лиц, которые подали документы для участия в квалификационном отборе.
6 июня 2018 года (протокол № 120) Комитет Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции рекомендовал Верховной Раде Украины определить представителя от Верховной Рады Украины в члены комиссии независимой внешней оценки (аудита) эффективности деятельности Национального антикоррупционного бюро Украины из следующих кандидатов:
— Василенко Владимир Андреевич — украинский правовед-международник, заслуженный юрист Украины, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, доктор юридических наук, профессор;
— Томас Файерстоун — правозащитник, партнер международной юридической фирмы «Бейкер и Маккензи» (Соединенные Штаты Америки).
Проект постановления об определении представителя Верховной Рады Украины в состав комиссии внешнего контроля по независимой оценке (аудиту) эффективности деятельности Национального антикоррупционного бюро Украины (регистр. № 8458) 07 июня 2018 года рассмотрен Верховной Радой Украины, по результатам голосования выбрали Василенко В. А.
С целью реализации требований статьи 12 Закона Украины «О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений» 4 апреля 2018 года (протокол № 118) комитет утвердил Положение о квалификационном отборе представителя от Верховной Рады Украины в члены комиссии независимой внешней оценки деятельности Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, и объявил квалификационный отбор представителя от Верховной Рады Украины в члены комиссии независимой внешней оценки деятельности Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений.
Поскольку за отведенный месячный срок в комитет не поступило ни одной заявки на участие в квалификационном отборе, 16 мая 2018 года (протокол № 119) комитет решил до 15 июня 2018 года провести прием заявок на участие в новом квалификационном отборе представителя от Верховной Рады Украины в члены комиссии независимой внешней оценки деятельности Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений.
В установленный срок в комитет также не поступило ни одной заявки на участие в указанном квалификационном отборе.
С целью осуществления контрольной функции комитет организовал и провел отдельные слушания и обсуждение актуальных вопросов.
6 февраля 2018 года в Представительстве Европейского Союза в Украине состоялась рабочая встреча первого заместителя председателя Комитета по вопросам предотвращения коррупции Ю. Савчука с руководителями Программ сотрудничества Берендом де Гротом, отдела финансов, контрактов и аудита Вимом Прюдом и координатором сектора верховенства права/борьбы с коррупцией Представительства Европейского Союза в Украине Манфредом Лимантасом.
Участники встречи обсудили вопросы, связанные с выполнением требований антикоррупционного законодательства в сфере государственной службы и Закона Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины».
07 мая 2018 года комитет провел рабочую встречу (в формате круглого стола) с Председателем Антикоррупционной инициативы ЕС Экой Ткешелашвили и старшим антикоррупционным советником этой программы Клеменсом Мюлером.
Комитет на указанном мероприятии представляли: первый заместитель председателя комитета Ю. Савчук, заместитель председателя комитета И. Попов и председатель подкомитета по вопросам правового обеспечения и контроля за деятельностью специальных органов в сфере предотвращения и противодействия коррупции О. Осуховский.
Темой обсуждения был экспертный анализ деятельности Национального антикоррупционного бюро Украины, проведенный на заказ международных партнеров (Посольства США в Украине и Антикоррупционной инициативы ЕС в Украине), и проект закона об Антикоррупционной стратегии на 2018—2020 годы, а также ряд других вопросов антикоррупционной направленности.
12 апреля 2018 года комитет провел круглый стол с представителями Антикоррупционной инициативы ЕС в Украине и членами Международного антикоррупционного консультативного совета (IACAB), в состав делегации вошли: Эка Ткешелашвили (Eka Tkeshelashvili), Карлос Кастресана (Carlos Castresana), Джованни Кесслер (Giovanni Kessler), Драго Кос (Drago Kos), Даниэль Телесклаф (Daniel Thelesklaf), Анка Джурма (Anca Jurma), Клеменс Мюлер (Clemens Mueller), Джеспер Хйортенберг (Jesper Hjortenberg), Лаура Стефан (Laura Stefan), Манфредас Лимантас (Manfredas Limantas), Хенрик Ларсен (Henrik Larsen).
Независимые эксперты Международного антикоррупционного консультативного совета презентовали первое Экспертное заключение об обеспечении компетентного и независимого проведения расследования, а также судебного разбирательства дел, связанных с высокопоставленной коррупцией в Украине.
20 июня 2018 года в комитете провели встречу (в формате круглого стола) с членом Международного антикоррупционного консультативного совета Драго Кос и старшим советником по борьбе с коррупцией Антикоррупционной инициативы ЕС Эляной Концевичуте, которые презентовали второе Экспертное заключение об обеспечении компетентного, непредвзятого и эффективного сбора и проверки электронных деклараций государственных служащих.
Экспертное мнение в рамках сотрудничества между комитетом и Антикоррупционной инициативой ЕС в Украине (EUACI) было подготовлено членами Международного антикоррупционного консультативного совета, такими как: Карлос Кастресана (Carlos Castresana), Джованни Кесслер (Giovanni Kessler), Драго Кос (Drago Kos), Даниэль Телесклаф (Daniel Thelesklaf), Анка Джурма (Anca Jurma), Джеспер Хьортенберг (Jesper Hjortenberg), Эляна Концевичуте (Elena Konceviciute).
2 июля 2018 года комитет совместно с Антикоррупционной инициативой Европейского Союза в Украине (EUACI) провел круглый стол на тему: «Криминализация незаконного обогащения — вызовы и перспективы».
В мероприятии приняли участие: первый заместитель председателя комитета Ю. Савчук, заместитель председателя комитета И. Попов, члены комитета С. Лещенко и Е. Соболев, Директор Национального антикоррупционного бюро Украины А. Сытник, Директор Государственного бюро расследований Р. Труба, Председатель Антикоррупционной инициативы Европейского Союза Эка Ткешелашвили, член Международного антикоррупционного консультативного совета (IACAB), бывший директор Европейского управления по вопросам предотвращения злоупотреблений и мошенничества (OLAF) Джованни Кесслер и другие.
Иностранные эксперты-докладчики, в частности председатель Конституционного Суда Литвы Дайнюс Жалимас, бывшая судья Европейского Суда по правам человека Нона Цоцория, член Международного антикоррупционного консультативного совета (IACAB) Джованни Кесслер, детально осветили международный и европейский опыт в законодательном обеспечении криминализации коррупции, важность уголовной ответственности за преступление незаконного обогащения как эффективного инструмента в предотвращении и противодействии коррупции.
Также во время круглого стола обсудили украинскую практику и вызовы криминализации незаконного обогащения, а также актуальные вопросы применения норм статьи 368-2 Уголовного кодекса Украины.
Для обеспечения основных направлений деятельности в комитете активно действовали подкомитеты, работали созданные комитетом рабочие группы.
Согласно статям 37 и 38 Закона Украины «О комитетах Верховной Рады Украины» председатель подкомитета по вопросам взаимодействия с гражданским обществом Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции И. Луценко провел 9 заседаний подкомитета при участии межфракционного депутатского объединения «За Киев», где обсуждались такие темы:
l 01 февраля 2018 года «Незаконная застройка на территории Национального музея истории Украины»;
l 09 февраля 2018 года «Может ли киевская власть сохранить памятники, возвращенные в коммунальную собственность?»;
l 13 февраля 2018 года «Что будет на Почтовой площади, музей или ТРЦ?»;
l  20 марта 2018 года «Схемы разрушения национальных парков Украины на примере Национального природного парка «Голосеевский» в городе Киев. Опыт противодействия»;
l 10 апреля 2018 года «Строительство высотного гостиничного комплекса на Андреевском спуске 14—16»;
l19 апреля 2018 года «Государственная политика по обеспечению жильем внутренне перемещенных лиц. Как избежать конфликтов?»;
l 20 апреля 2018 года «Угрозы для киевских региональных ландшафтных парков»;
l 04 июня 2018 года «Кто контролирует вертолетную площадку Януковича? Итоги пятого года расследования»;
l 09 июля 2018 года «Неконституционность системы гарантирования вкладов физических лиц. Нарушение прав вкладчиков украинских банков»;
l 17 июля 2018 года «Рост коррупции и риски потери Украиной одесского региона».
В указанных заседаниях подкомитета принимали участие народные депутаты Украины, представители Киевской городской государственной администрации, правоохранительных органов, соответствующих министерств, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, эксперты, правозащитники и представители общественности.
По результатам заседаний народный депутат Украины И. Луценко направил депутатские обращения в соответствующие министерства, органы местного самоуправления и правоохранительные органы.
Также 18 июня 2018 года под председательством народного депутата Украины И. Луценко состоялось заседание Подкомитета по вопросам взаимодействия с гражданским обществом Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции на тему: «Неконституционность Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о повышении уровня корпоративного управления в акционерных обществах» № 1983-VІІ. Процедура squeeze-out. Пути решения проблемы».
19 июля 2018 года под председательством народного депутата Украины И. Луценко прошло заседание Подкомитета по вопросам взаимодействия с гражданским обществом Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции (в формате круглого стола) на тему: «Актуальные проблемы защиты представителей ромского этнического меньшинства: кто саботирует интеграцию цыган в украинское общество?».
На заседании обсудили аспекты несоответствия как отдельных положений закона Украины № 1983-VІІ, так и непосредственно его в целостном виде Конституции Украины как Основному Закону Украины, то есть его неконституционности.
Участники подкомитета отметили несовершенство современной процедуры и механизма оценки стоимости акций, что создает ряд коррупционных рисков.
По результатам работы члены подкомитета приняли решение о создании рабочей группы при участии представителей общественности и заинтересованных лиц для подготовки проекта конституционного представления с ходатайством в Конституционный Суд Украины проверить закон Украины № 1983-VІІ на соответствие сущностному содержанию Основного Закона государства — Конституции Украины.
21 марта 2018 года председатель Подкомитета по вопросам предотвращения и противодействия политической коррупции Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Ю. Буглак провел заседание подкомитета, на котором рассмотрели предложенный Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О политических партиях в Украине».
Эти предложения содержат ряд положительных норм, направленных на упрощение борьбы с коррупцией в политических партиях. В частности, это касается предоставления полномочий на подписание отчетов политических партий кроме руководителя еще и уполномоченным лицам. Политические партии, принимавшие участие в местных выборах, предлагается освободить от обязанности подавать финансовую отчетность.
На заседании подкомитета решили, что проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О политических партиях в Украине» в рамках рабочей группы по разработке изменений в законодательство в части определения направлений использования средств, выделенных из государственного бюджета на финансирование уставной деятельности политических партий, требует существенной доработки.
06 июня 2018 года под председательством народного депутата Украины Ю. Буглака состоялось заседание Подкомитета по вопросам предотвращения и противодействия политической коррупции Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, где обобщили заключения научных учреждений и учебных заведений Украины по определению направлений использования средств, выделенных из государственного бюджета на финансирование уставной деятельности политических партий.
На заседании подкомитета члены подкомитета пришли к соглашению, что позиция ученых — независимая и объективная оценка методологического спора в части подхода к определению направлений использования средств, выделенных из государственного бюджета на финансирование уставной деятельности политических партий. Народные депутаты подтвердили актуальность разработки соответствующего проекта закона на основе международной практики и стандартов с учетом мнения отечественных ученых.
Научные заключения переданы для учета Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции, а также членам рабочей группы по разработке изменений в законодательство в части определения направлений использования средств, выделенных из государственного бюджета на финансирование уставной деятельности политических партий.
08 июня 2018 года председатель Подкомитета по вопросам предотвращения и противодействия политической коррупции Ю. Буглако заключил Меморандум «О сотрудничестве с Национальным координационным центром содействия противодействию коррупции».
Общественная организация будет способствовать мониторингу и оценке реализации действующей антикоррупционной политики и национальной нормативно-правовой базы. Достигнутой договоренностью предполагается также передача экспертных знаний по решению конкретных антикоррупционных проблем и вопросов по разработке законодательства или прямому влиянию на антикоррупционные усилия в Украине.
На протяжении апреля-мая 2018 года в комитете работала рабочая группа по усовершенствованию норм проекта закона о внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» (об усовершенствовании осуществления финансового контроля отдельных категорий субъектов декларирования) (регистр. № 8129).
В состав рабочей группы вошли народные депутаты Украины — члены комитета, представители Службы внешней разведки Украины, Главного управления разведки Министерства обороны Украины, Государственной пограничной службы Украины, Национального антикоррупционного бюро Украины и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции.
Согласно решению Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции еще от 16 марта 2016 года (протокол № 66) продолжала работу рабочая группа по разработке проекта методологии осуществления экспертизы соответствия требованиям антикоррупционного законодательства проектов нормативно-правовых актов.
Эксперты и представители общественных организаций отрабатывают рабочий вариант проекта закона Украины «Об антикоррупционной экспертизе» и в дальнейшем должны предоставить экспертные мнения и предложения.
Работу этой группы планируют продолжить в период работы следующей сессии.
В течение отчетного периода члены комитета принимали участие в мероприятиях, на которых обсуждались вопросы предотвращения коррупции в Украине, в частности в проведении круглых столов, отдельных встреч, связанных с взаимодействием с представителями известных международных организаций в сфере предотвращения и противодействия коррупции:
14 февраля 2018 года представители комитета принимали участие в презентации отчета по результатам очередного раунда мониторинга Украины в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией Антикоррупционной сети для стран Восточной Европы и Центральной Азии Организации экономического сотрудничества и развития (Антикоррупционная сеть ОЭСР).
Указанный План действий является международным соглашением, основные принципы которого — развитие эффективной и прозрачной системы государственной службы, усиление борьбы со взяточничеством, обеспечение честности в бизнесе, поддержка активного участия общественности в реформах, презентация проходила в здании Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции.
15 февраля 2018 года представители комитета принимали участие в заседании круглого стола при Национальном агентстве по вопросам предотвращения коррупции, где презентовали и обсуждали Методологию определения размера (суммы) взноса в поддержку политической партии в форме работ, товаров и услуг, которая устанавливает порядок определения размера (суммы) взноса в поддержку политической партии в форме работ, товаров и услуг, предоставленных в пользу политической партии, ее зарегистрированной в установленном порядке местной организации, связанного лица политической партии или ее местной организации (кроме кандидатов на выборах, выдвинутых партией или ее местной организацией).
Утверждение указанной методологии важно для надлежащей реализации Закона Украины «О политических партиях в Украине», а также крайне необходимо для правильного заполнения отчетов политических партий об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера.
20 февраля 2018 года представители комитета принимали участие в заседании круглого стола на тему: «Антикоррупционное законодательство Украины: проблемы обеспечения эффективности», организованном Институтом законодательства Верховной Рады Украины совместно с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции и Антикоррупционной инициативой Европейского Союза в Украине.
Во время мероприятия обсудили имеющиеся проблемы применения антикоррупционного законодательства государственными органами, которые являются специально уполномоченными субъектами в сфере противодействия коррупции, и актуальность вопроса о решении на законодательном уровне отдельных пробелов в законах, в частности урегулирование вопроса функционирования Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, поскольку Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции не создало модуль логического и арифметического контроля деклараций.
06 марта 2018 года представители комитета принимали участие во встрече с командующим гражданскими операциями Европейской службы внешней деятельности Кеннет Дином, на которой обсуждался текущий процесс внедрения реформ в секторе гражданской безопасности, пути улучшения уровня сотрудничества и экспертной помощи.
Также 06 марта 2018 года представители комитета принимали участие в стратегической сессии на тему: «Приоритеты развития деятельности аппарата Верховной Рады Украины на 2018—2020 годы», организованной аппаратом Верховной Рады Украины, где обсуждали повышение уровня организационной (корпоративной) культуры в аппарате Верховной Рады Украины.
21 марта 2018 года комитет провел встречу (в формате круглого стола) с содокладчиком Комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по вопросам соблюдения обязанностей и обязательств государствами — членами Совета Европы Э.-Н. Кроссом, Руководителем Секретариата Комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по вопросам соблюдения обязанностей и обязательств государствами — членами Совета Европы Б. Кляйном и Руководителем Офиса Совета Европы в Украине М. Энбергом.
Во время встречи обсудили актуальные вопросы, связанные с реализацией программы реформ в Украине, прогрессом в борьбе с коррупцией, а также о внесении изменений в законодательство Украины, которые касаются электронного декларирования отдельными общественными организациями.
28 марта 2018 года представители комитета приняли участие в семинаре-практикуме на тему: «Перспективы существования блокчейна в Украине», который проводился Всеукраинским объединением «Платформа общественных инициатив». Во время мероприятия поднимался вопрос о сущности и использовании технологии блокчейна; связи между блокчейном и криптовалютами; практических аспектах использования технологии блокчейна.
17 апреля 2018 года представители комитета приняли участие в круглом столе, организованном Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции, посвященном вопросу наработки единых подходов (критериев) к определению понятия «должностное лицо юридического лица публичного права» и единой практике правоприменения.
27 апреля 2018 года представители комитета приняли участие в презентации финальных отчетов и рекомендаций по урегулированию конфликта интересов и оценке коррупционных рисков, подготовленных международными экспертами Тилманом Хоппе и Вальтсом Калниншом, в рамках реализации проекта Антикоррупционной инициативы Европейского Союза в Украине.
18 мая 2018 года представители комитета приняли участие в презентации и обсуждении исследования эксперта Венецианской комиссии, консультанта проекта ЕС/ПРООН «Рада за Европу» Алана Делькампа на тему: «Как повысить эффективность парламентских комитетов».
25 мая 2018 года представители комитета приняли участие в семинаре «Этические стандарты должностных и избранных лиц: США и стран Европы» при участии Джейкоба Вентуры, американского адвоката, советника по юридическим вопросам представителя Стивена Ховита в Законодательном офисе США (штат Массачусетс).
На семинаре представили сравнительный анализ этических норм и ведущих принципов этического поведения должностных и избранных лиц правительства и парламента, а также судебной системы в Европейских странах и США.
7 июня 2018 года представители комитета приняли участие в четвертом заседании Наблюдательного совета Антикоррупционной инициативы ЕС в Украине, на котором состоялась презентация программы (квартального отчета 01.12.2017—28.02.2018 годов) и ее обсуждение.
14 июня 2018 года представители комитета принимали участие в V встрече Парламентско-общественной платформы Консультативной миссии Европейского Союза в Украине на тему: «Сферы компетенции правоохранительных органов: разграничение полномочий и синергия».
На встрече обсуждались актуальные вопросы о разграничении полномочий недавно созданного Государственного бюро расследований Украины в расследовании преступлений, совершенных государственными служащими, полномочия Службы безопасности Украины (проблемы и решение), а также вызовы текущей юрисдикции Национального антикоррупционного бюро Украины и пути усовершенствования сотрудничества с другими правоохранительными органами ввиду их полномочий.
20 июня 2018 года представители комитета приняли участие в конференции, организованной Консультативной миссией Европейского Союза в Украине, по обсуждению законодательных и практических аспектов проверок на добропорядочность и законодательное урегулирование деятельности правоохранительных органов в предотвращении и противодействии коррупции.
26 июня 2018 года представители комитета приняли участие во второй стратегической сессии аппарата Верховной Рады Украины на тему: «Корпоративный форсайт аппарата Верховной Рады Украины», где обсуждались итоги Стратегической сессии аппарата Верховной Рады Украины от 06.03.2018 года; повышение эффективности парламентской службы, результативности и адаптивности персонала аппарата Верховной Рады Украины; повышение состоятельности аппарата Верховной Рады Украины через формирование организационной культуры.
Представители комитета 25—28 июня 2018 года в рамках реализации программы межпарламентского сотрудничества между Украиной и Литовской Республикой приняли участие в учебной поездке в Литву.
13 июля 2018 года комитет принял участие во встрече с Яном Монцер и Михаэлем Колькманом на тему: «Парламентский контроль за выполнением законов. Опыт немецкого бундестага и Верховной Рады Украины», организованной Программой USAID РАДА в сотрудничестве с Фондом Конрада Аденауэра.
С целью реагирования и в порядке контроля комитет рассмотрел и обсудил:
- обращение народного депутата Украины — секретаря комитета Д. Добродомова об отдельном дне рассмотрения Верховной Радой Украины антикоррупционной тематики. Заслушав и обсудив это обращение, комитет обратился к Председателю Верховной Рады Украины А. Парубию с предложением инициировать вопрос об определении отдельного дня рассмотрения Верховной Радой Украины законопроектов на антикоррупционную тематику (протокол № 117 от 07 февраля 2018 года);
- обращение народного депутата Украины — председателя подкомитета Ю. Деревянко и других народных депутатов Украины — членов комитета с предложением обратиться к Председателю Верховной Рады Украины А. Парубию относительно вынесения на голосование Верховной Рады Украины предложенные ранее комитетом (протокол № 108 от 12.07.2017 года) и непроголосованные Верховной Радой Украины кандидатуры на должность члена комиссии внешнего контроля по проведению независимой оценки (аудита) эффективности деятельности Национального антикоррупционного бюро Украины, а именно: Марту Борщ, Карлоса Кастресана, Сергея Гончара. Комитет согласовал письмо к Председателю Верховной Рады Украины (протокол № 117 от 07 февраля 2018 года);
- обращение народного депутата Украины — первого заместителя председателя комитета Ю. Савчука с предложением обратиться к Премьер-министру Украины В. Гройсману по поводу информирования комитета о состоянии прохождения разработанной Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции Антикоррупционной стратегии на 2018—2020 годы. Комитет согласовал письмо к Премьер-министру Украины (протокол № 118 от 28 февраля 2018 года).
Вместе с тем в феврале—июле 2018 года в комитете рассмотрели 4480 писем, обращений, заявлений и жалоб, из них 33 обращения народных депутатов Украины и 16 информационных запросов.
По результатам рассмотрения с целью реагирования на нарушение законности обращения, жалобы, заявления и материалы к ним направляли для соответствующего реагирования в пределах, установленных законами, органам государственной власти и местного самоуправления.
Секретариат комитета постоянно осуществляет работу по информационному наполнению веб-сайта комитета с целью обнародования стенограмм, протоколов и аудиозаписей всех его заседаний, а также велась онлайн-трансляция на YouTube-канале комитета заседаний комитета.

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции.

Все статьи рубрики На главную