Проекты большого, среднего, малого гербов Украины, флагов и печатей, хоругвей, ряда наград Украинской Народной Республики, среди которых — Крест Симона Петлюры и Военный крест, таблицы военной формы, многочисленные художественные работы, в частности «Альбом гербов украинских земель», — далеко не полный перечень произведений известного геральдиста Николая Битинского (1893—1972). В Музее Украинской революции 1917—1921 годов состоялся круглый стол, посвященный 100-летию УНР и 125-летию со дня рождения выдающегося художника, одного из самых известных исследователей украинской символики. Директор музея, кандидат исторических наук Александр Кучерук, знакомя участников мероприятия с биографией геральдиста, родившегося в городке Литин на Виннитчине, отметил, что Николай Битинский был офицером Армии УНР, принимал участие в боевых походах. В межвоенный период жил в Праге, где в 1929-м окончил Украинский пединститут имени Драгоманова и получил диплом «педагога средних школ с правом преподавать историю, историю искусства и археологию». Герольдмейстера Украинской революции всегда интересовала символика. Заместитель главного редактора издательства «Родовід» Богдан Завитий, презентуя на круглом столе сигнальный экземпляр большого альбома «НАШ ГЕРБ. Українські символи від княжих часів до сьогодення», очертил значение личности художника на фоне геральдических достижений УНР, во времена которой были утверждены государственные герб, флаг и гимн.

Богдан Завитий презентует альбом «НАШ ГЕРБ. Українські символи від княжих часів до сьогодення».

Фото Георгия Лукьянчука.

Николай Битинский по заказу военного министерства УНР в эмиграции создает проект Креста Симона Петлюры — трезубец вместе с мечом вписывает в черный расширенный крест. Этот древний украинский знак украшает его проекты грамот, обложек, заставок и рисунков для газеты «Гуртуймося», который издает вместе с полковником Василием Филоновичем.
— О трезубце Николай Битинский писал: «Несмотря на загадочность и невыясненность происхождения и вещественного значения трезубца, этот украинский самый старый знак имеет для нас необычайно высокую историческую и геральдическую ценность. Самое большое значение его и ценность состоит именно в том, что тот трезубец, как родовой знак князя и властителя, имел определенную внутреннюю традиционную неизменность, а самое главное — был уже в древнейшие времена знаком нашего Киевского Государства», — напоминает слова геральдиста Богдан Завитий.
Исследователи отмечают, что Николай Битинский, создавая проекты большого, среднего и малого гербов Украины, опирается на геральдические традиции, с давних времен существовавшие на нашей земле. Богдан Завитий, демонстрируя произведения геральдиста, подчеркивает, что в проекте большого герба Битинского синий щит с золотым трезубцем опирается на орденскую цепь и скрещенные бунчук и золотую хоругвь с крестом. Щитодержателями здесь выступают киевский архангел Михаил и галицкий золотой лев в короне.
Вокруг, на венке из дубовых и лавровых листьев, автор размещает пять щитов, на которых 29 гербов. На первом, символизирующем Правобережье, объединенные символы Киевщины, Волыни, Подолья, Брацлавщины, Берестейщины, Херсонщины, Бессарабии и Холмщины. На втором щите — Левобережье с гербами Гетманщины, Переяславщины, Черниговщины, Запорожья, Таврии с Крымом, Слобожанщины, Северщины и Стародубщины. Третий щит символизировал Западную Украину — Галицкую, Львовскую, Белзскую, Жидачовскую и другие земли, Буковину. Четвертый щит — Закарпатье, пятый — Кубань.
В варианте среднего герба, изданном в Вене в 1940-м как «Соборный герб Украины», Николай Битинский вокруг трезубца подает уже шесть щитов, которые должны были символизировать единство украинских земель. В своих работах геральдист особое место отводит киевскому архангелу и галицкому льву, поскольку «эти два герба действительно чаще всего у нас используются практично, и потому, что они после трезубца занимают выдающиеся позиции геральдической иерархии в ряду всех наших национальных эмблем, как особенно важные символы двух исторических географическо-политико-культурных центров Украины — Надднепрянщины (Киева) и Галичины (Львова)».
— В работах Николая Битинского видим глобальный идеологический фундамент. Трезубец обрастает большим смыслом, в нем видим глубокую историческую логику и государства, и нации, — подчеркивает доктор исторических наук Юрий Савчук.
Историки отмечают: «Если бы не было художника, который в своих работах старался развить идею соборности, не было бы и крепкого мостика между УНР и настоящим».