39-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, руководящего органа организации, объединяющей 195 государств, проходила 30 октября — 14 ноября 2017 г. Ее решением было утверждено празднование в 2018 году на уровне ЮНЕСКО 100-летия со дня рождения выдающегося украинского педагога Василия Сухомлинского.
Номинационное досье подготовила Национальная академия педагогических наук Украины и внесла на рассмотрение стран—членов организации Национальная комиссия Украины по делам ЮНЕСКО при поддержке национальных комиссий по делам ЮНЕСКО Германии, Литвы и Польши, а также Университета Ньюкасла, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, и Университета Монаша, Австралия.
На вопросы, почему так высоко ценит мир педагогические идеи Василия Сухомлинского и их воплощение выдающимся педагогом в практике Павлышской школы, дает ответы статья президента Национальной академии педагогических наук Украины, академика Василия Кременя.

Один из главных вызовов нашего времени — самоидентификация в широком (глобальном) и узком (индивидуальном) понимании. Следствие этого — вычленение из далекого и близкого прошлого того, что составляет модус национальной ментальности в разных ее проявлениях. Еще Цицерон отмечал, что история — Magistra Vitae, учительница жизни, а историю, в свою очередь, создает деятельность известных личностей, тех, кто остается в памяти, формируя наше близкое настоящее и далекое будущее.
В современный научный дискурс входит та история, которая созвучна нынешним национальным стремлениям и отражает основоположные вопросы бытия, культуры, образования. Знаковая фигура прошлого, в которой олицетворены лучшие национальные черты и стремления, — гуманист и творец Василий Сухомлинский. Педагог сумел воплотить идеи развития личности в практике Павлышской школы, создав реальный проект Школы Радости в тоталитарном государстве и продемонстрировав образцы педагогической мудрости, что имеет большое значение не только для отечественной педагогики, но и для мировой гуманитарной мысли в целом. Его идеи соответствуют общецивилизационным тенденциям развития, которые все больше утверждаются и в Украине. Эти идеи неопровержимо утвердились в философии образования и педагогике периода независимости нашей страны и ныне составляют стержень реформаторских процессов образовательной сферы. Одна из них — это личностный подход к организации обучения и воспитания, в целом к работе с детьми и юными гражданами.
Личностное развитие человека — основной показатель состояния общества под углом зрения цивилизационных признаков. Ныне это также основной рычаг дальнейшего развития общества, поскольку в условиях сверхбыстрого изменения технологий, с созданием целостного мира, когда в значительной степени гражданин любой страны становится гражданином мира и общается в виртуальной среде без границ, — в этих условиях развитие и саморазвитие личности приобретает огромное значение. Лишь развитая личность становится полноценным гражданином своей страны и способствует наиболее эффективному развитию общества. Это становится безусловной аксиомой. Когда мы говорим о национальной идее, гражданственности, толерантности, других идеологемах, объединяющих украинское общество, то именно идея развития личности, развития человека должна стать основной составляющей государственной идеологии.
В свое время один из самых выдающихся украинских историков ХІХ века Николай Костомаров подчеркивал, что 

индивидуализм и свобода являются ключевыми характеристиками украинского этноса, радикально отличая его от северных соседей. 

Василий Сухомлинский, как истинный украинский учитель, несмотря на присущую советской педагогике апологетику коллективизма, очень остро это ощущает и убедительно отстаивает в своих работах.
Из-за исторических обстоятельств для Украины идея личностного развития тем важнее, что сначала царили многовековые традиции общинности, потом десятилетние традиции общества, которое можно назвать обществом тоталитаристской коллективности, когда коллективистские начала часто абсолютизировались. Это приводило иногда к деиндивидуализации личности, к тому, что она не могла быть самостоятельной в общественной жизни. Мы и ныне ощущаем в нашем социуме, что далеко не все люди могут анализировать происходящие каждый день процессы и явления. Поэтому личностное развитие человека — гражданина Украины, становится предпосылкой эффективного общественного прогресса, построения крепкого государства.
Следующий педагогический постулат В. Сухомлинского — это личность учителя, педагога. Василий Александрович в своих произведениях и личным примером утверждал образ учителя, к которому ныне стремится Украина. Ведь учитель — не только носитель «компетентностей», регулятор «интерактивности», узкий специалист-предметник, но и профессионал в высоком понимании этого слова. Он не может быть и в принципе не является абсолютным носителем знаний. Он должен быть специалистом, который сопровождает процесс самопознания и саморазвития ребенка, направляет и динамизирует его согласно конкретным сущностным задаткам каждого школьника, учит его учиться, применять полученные знания и информацию. Именно такой Учитель помогает ребенку понять и окружающий мир, и глубины собственной души, гармонизировать микро- и макрокосмос человеческого существования, поднимая их до того универсального единства, о которых писал наш великий философ Григорий Сковорода.
Важная компетентность учителя — готовность, читая конкретный предмет, органично совмещать учебный и воспитательный процесс, ведь это самая важная деятельность, способствующая целенаправленному развитию личности. Учитель также должен быть подготовленным к современной социальной роли — воспитывать человека, эффективного в национальном и глобальном пространстве. Поэтому акцент смещается на формирование самодостаточного человека, на переход от авторитарной к толерантной педагогике, на предоставление всему процессу субъектного взаимодействия с учеником конструктивно-положительного содержания.
Отмечая новую социальную роль учителя, нельзя забывать и об идее Василия Александровича о воспитании гражданственности молодого поколения. Мы должны поднять значение патриотизма в нашем обществе, помочь учителю в воспитании подрастающих поколений, — граждан Украины — моральных, толерантных, но также и принципиальных, преданных высоким идеям и идеалам.
Следующая мысль, которая красной нитью проходит через теоретические поиски и учительскую практику В. Сухомлинского, — это идея развивающего обучения, значение которой актуально в любую эпоху, и подчеркнем, что ныне оно, как никогда, большое, а в будущем станет еще важнее. В современных условиях многие люди не успевают за происходящими переменами, и в основном потому, что обучение не было ориентированным на беспрерывное развитие личности, на ее умение постоянно учиться и развиваться — и после окончания школы, и после профессионального обучения. Динамизм общественных перемен ныне настолько высокий, что ведет к быстрым и существенным переменам в образовании. Достаточно упомянуть о внедрении компьютеров и другой техники. Компьютерная техника вносит революцию в систему образования всех уровней. Задача развивающего обучения средствами ИКТ — первоочередная в повестке дня. И потому мы должны переориентировать учебный процесс на формирование предметных и ключевых компетентностей, способностей овладевать методикой, методологией их постоянного обновления. Тем самым мы адекватно воплотим один из фундаментальных принципов формирования европейского образовательного пространства — принцип обучения в течение жизни, который должен стать императивом перманентного самосовершенствования и самореализации каждого.
Мы создаем в нашем государстве культ знаний, культ образования по В. Сухомлинскому, потому что образование в современном мире — основная составляющая образа жизни современного человека. И лишь при таких условиях мы проложим путь к более счастливой жизни в Украине, которая достаточно полно будет соответствовать сущности украинского народа, достойно представлять Украинское государство и в Европе, и в мире.
Третье, на что надо обратить внимание, — это системный гуманный подход В. Сухомлинского и к ребенку, и к организации жизнедеятельности. Что касается первого, то в работах ученого мы находим много его выражений, обоснований и описаний методики многогранного подхода к ребенку: как в аспекте его умственных способностей, так и психического, физического состояния. Он не рассматривал ребенка только как ученика, а относился к нему как к достойной уважения и поддержки личности во всех ее социальных проявлениях. Ныне нас особенно интересует такой аспект, как ребенок и общество, ведь наша задача, а еще больше — всего общества, — создать такую атмосферу, которая бы побуждала каждого человека, а особенно ребенка, к самостоятельности. В этом аспекте положительные сдвиги уже есть. Если в первые годы независимости Украины в обществе была заметна психологическая установка на легкий и быстрый заработок, то ныне превалирует ценность высокотехнологического образования. Это чрезвычайно важное свидетельство изменения отношения к образованию. Это, может, даже важнее, чем сдвиг в экономической сфере, хотя все взаимосвязано. Но, бесспорно, 

в обществе начинают все больше утверждаться реалистические ценности, и среди этих ценностей первые места должны занимать ценности знания, образования, значимость каждого человека.

В ценностном и системном подходе к ребенку мы ставим на первое место его гуманистическую составляющую как систему мировоззренческих ориентаций, центром которых выступает человек (ребенок). Гуманистическая составляющая принципиальна в формировании общечеловеческих ценностей, цивилизационных измерений и стандартов качества жизни. В современной гуманистической концепции В. Сухомлинского мы принимаем идею милосердного и заботливого отношения к детям и молодежи, лишенным возможности жить полноценно из-за нарушений физического и психического развития, потери семьи. Ныне развитие специального образования идет по пути инклюзивного образования, направленному на обеспечение качественного образования, методико-социальной реабилитации, интеграции в общество детей, нуждающихся в особом внимании общества, как равных среди равных. Ведь по тому, как относится общество к таким детям, оценивают в мире его демократизм.
Просвещенцы должны стараться максимально педагогизировать общество, педагогизировать семью, с тем, чтобы обеспечить педагогически грамотное, заботливое отношение родителей к детям, ведь в семье ребенок абсолютно незащищен, и лишь ответственное отцовство поможет осуществить эту защиту. Только повышение психологической и педагогической культуры, понимание ребенка, гуманизация отношений родителей и детей позволит создать благоприятные условия для развития ребенка в каждой семье и, соответственно, в школе.
Четвертое — это подход В. Сухомлинского по среде обитания к образованию детей как комплексу взаимосвязанных компонентов, а не просто как совокупности окружающих их частей. Сухомлинский относил к нему как ближайший к ребенку мир — школа, класс, учитель, родители, так и отдаленный во времени и пространстве — село (город), страна, природа, мир труда, культурно-исторические реалии.
Многоаспектность, непостоянство и текучесть нынешней реальности, ее разнообразие и изменяемость, в которых живет и общается современная личность, требуют лишь и только подхода по среде обитания, который можно подразделить на социосферу, психосферу, экосферу. С каждым днем все большее значение получает виртуальная сфера, куда входят телекоммуникационные технологии, то есть виртуальная коммуникация. Концепция современного образования должна предусматривать развитие компетентностей учеников, студентов во всех этих средах, во всех этих сферах. Именно педагоги могут и должны выстроить образовательно-воспитательный процесс так, чтобы научить молодое поколение владеть средствами, адекватными этим средам, научить «сотрудничеству» с ними согласно возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
В Национальной академии педагогических наук Украины осуществляются методологически обоснованные исследования целостного подхода к ребенку, разработка инновационных методик, которые обеспечивают реализацию этой задачи на началах гуманистической ребенкоцентричной педагогики. Над этим работают институты академии — ведущие научные учреждения в сфере педагогики, проблем воспитания, специальной педагогики, психологии, социально-политической психологии, педагогического образования и образования взрослых, средств обучения, высшего, профессионально-технического образования.
В своем научном поиске ученые академии и внеинституциональной принадлежности к ней, а также педагоги-исследователи из всей Украины в своей научной деятельности обращаются к идеям В. Сухомлинского. 

На кардинальных идеях выдающегося украинского педагога основывается современная концепция «Новая украинская школа». 

Как видим, процесс применения наследия Василия Сухомлинского распространяется и углубляется. И я убежден, что в грядущие годы мы будем развивать украинскую педагогическую науку и практику вместе с нашим современником Василием Александровичем Сухомлинским.
Как отметил С. Крымский, глобализация, определяющая цивилизационное развитие в ХХІ веке, — «универсализация общего в национальном опыте народов». В. Сухомлинский — украинец, и его наследие является в первую очередь достоянием Украины, но его творчество принадлежит человечеству. Так, произведения педагога переводят, читают и изучают во многих странах. Сторонники его идей объединяются в организации, общества, которые носят его имя. В своей деятельности они углубленно изучают, популяризируют идеи педагога, посвященные широкому спектру актуальных тем и проблем, развивают их в современных условиях, применяют в практике. К этим организациям принадлежит прежде всего Всеукраинская ассоциация имени Василия Сухомлинского, а также Международное общество последователей В. Сухомлинского (Германия), Уральская ассоциация имени В. Сухомлинского (Россия). Очень приятно, что в Китае, где самого педагога высоко ценят, создано Всекитайское общество последователей В. Сухомлинского, исследуется его наследие, работают школы по системе Сухомлинского.
Имея такие основы в педагогике, представленные именем и творчеством Василия Сухомлинского, мы сможем поднять наше Украинское государство на тот уровень развития, которого заслуживает наш трудолюбивый, мудрый и образованный народ.

Василий Кремень, доктор философских наук, профессор, президент Национальной академии педагогических наук Украины, действительный член НАН Украины и НАПН Украины.