В 2018-м в агрохолдинге «МРІЯ» кардинально изменили процесс бюджетирования расходов на запасные части и детали к технике. Благодаря этому экономят значительную часть бюджета. А решать проблемы в разы быстрее удается еще и благодаря единой электронной системе, в которой учтены все запчасти, имеющиеся на складах компании. Следующим шагом станет «Планшет инженера». Подробности — в интервью с операционным директором агрохолдинга «МРІЯ» Андреем Григоровым.

Операционный директор агрохолдинга «МРІЯ» Андрей Григоров.

Фото автора.

— Почему возникла потребность менять традиционный подход к бюджетированию и что именно в этом процессе вы поменяли?
После успешного внедрения «Планшета агронома» мы также решили усовершенствовать процесс бюджетирования, закупки, хранения и выдачи запчастей и деталей к технике. Ранее бюджетное планирование — это был единый и неделимый процесс. Сейчас же мы разделили его на две составляющие. То есть если до того мы планировали расходы на запчасти из расчета на гектар, и шли с этими расчетами в новый сезон, то начиная с зимы 2018 года мы изменили подход. Теперь мы формируем их с расчета на каждую единицу техники, и это помогает нам больше понимать, в каком состоянии находится наша техника, целесообразно ее обновлять или просто заменить.
— Планирование происходит следующим образом: мы видим статистику, сколько каждая единица техники наработала мотто-часов, сколько обработала гектаров. Знаем, сколько израсходовали на нее за сезон. В этой ситуации четко прослеживается вся информация. Проанализировав ее, иногда приходишь к выводу, что вкладывать и ремонтировать нет смысла. Проще, скорее и дешевле нанять комбайн или трактор. Такое бывает изредка, но такие задачи требуют быстрых решений, которые тоже существенно экономят время и расходы на производство. Если же целесообразнее отремонтировать эту единицу техники, тогда мы выполняем все необходимые плановые ремонтные работы.
— Коснулись ли изменения процесса контроля затрат и как в этом помогает электронная учетная система на складах агрохолдинга?
— Некоторые запчасти закупаем не в сезон, а заблаговременно, по низшим ценам. Действует также мотивация для ремонтников, которая помогает контролировать затраты, ведь нам выгоднее платить тогда, когда повторно не надо ничего ремонтировать. То есть, акцент у «МРІЇ» делают на качестве ремонтных работ, на их плановости. В целом, благодаря такому позиционному оцениванию мы уменьшили бюджет на закупке, по сравнению с 2017 годом, на 20%.
Что касается электронной системы учета на наших складах, то она начала действовать еще с 2016 года и прекрасно себя зарекомендовала. Главной проблемой на складе всегда было найти, а потом уже — выдать. И если прежде, например, процесс выдачи ТМЦ на складе мог занимать до часа времени, то теперь успевают все сделать за 10 минут. Все благодаря тому, что мы использовали типичное решение для складской логистики — внедрили систему адресного хранения товарно-материальных ценностей. Так, в системе четко отображена секция, в которой находится та или другая запчасть, номер стеллажа, где она лежит, и внутренняя кодировка. Получив заказ, кладовщик вводит его номер в 1С, система выдает ему все результаты. Дальше он распечатывает накладную и уже четко знает, куда идти и что надо забрать. Эта форма работы чрезвычайно экономит время. Такую систему мы два года назад начали практиковать на центральном складе, теперь она работает на всех локальных складах, в частности и на находящихся на Тернопольщине.
К слову, сейчас многие полномочия переходят из центрального офиса непосредственно к кластерам. В том числе, и в сфере бюджетирования: у них есть свои бюджеты, они делают анализ техники и план закупки. С помощью единой учетной системы они сразу видят приблизительную стоимость запчастей. Система показывает утвержденный бюджет на эту группу техники. Это и контроль, и кооперация всех звеньев, задействованных в этом процессе.
— А как будет выглядеть практическая работа на складе с введением «Планшета инженера»?
— Каждый наш инженер-механик, у которого будет планшет, будет видеть доступные остатки запасных частей. Также он сможет в любой момент видеть, на каком именно складе есть нужная ему запчасть. Тогда, если он хочет ее забрать, с помощью системы адресного хранения и резервирования, пользуясь планшетом, создает на эту запчасть внутренний резерв. В этот момент она резервируется на складе и ждет того, кто должен за ней приехать. Но процесс ожидания не бесконечный, потому как ресурс надо использовать оптимально. Если ее не забирают, возможно, она нужна где-то еще? Если же все обстоит благополучно, инженер-механик приезжает на склад, называет кладовщику номер своего заказа. Кладовщик поднимается на второй этаж помещения в операционный блок, заходит в систему, в которой уже все отображено, и с помощью системы адресного хранения быстро находит нужную деталь и выдает ее механику.
— Кто разрабатывал эту электронную систему? Это украинский продукт или вы заказывали за границей?
— Это отечественная разработка. Тем более, наша собственная. Я считаю огромным плюсом то, что большинство инновационных ІТ-разработок мы делаем своими силами и в нашем ІТ-подразделении. Если бы мы привлекали посторонние ІТ-компании и специалистов, обходилось бы в разы дороже. В агробизнесе есть несколько ключевых звеньев. Среди них: запчасти, удобрения, химия и горючее. Так вот, у нас именно запасные части к технике находятся в идеальном состоянии с точки зрения учета, заказа и выдачи. Это то, что мы сделали за последние два года. Это уже своего рода эталон, к которому мы можем подтягивать остальные производственные звенья. В данное время можно с уверенностью сказать, что благодаря собственным IТ-решениям производство продукции оптимизировалось, а компания улучшила свои финансовые показатели. В планах агрохолдинга «МРІЯ» не прекращать работу в направлении новейших технологий. Например, на складах мы планируем ввести еще и систему штрих-кодирования, которая существенно сократит время на оприходование новых запчастей, прибывающих на склад, а также на их поиск. Мы убеждены, что затраченные усилия и средства возвращаются не только в виде существенного улучшения финансовых показателей. Они возвращаются и в виде положительных эмоций работников холдинга, которым эти технологии улучшают жизнь.

Тернопольская область.