В издательстве «Український письменник» вышла новая книга поэзии Николая Махинчука «Балади про справжнє».

Хотя на обложке книжки краснеет кисть калины, внутри вы не найдете гламурной вишито-калиновой орнаментики, эти стихотворения простые и суровые, потому что речь в них идет о нашей действительности, полной драм и разочарований, а еще — о войне, и той, что сегодня, и той, во время которой автор появился на свет (Николай Махинчук — 1944 года рождения). Сам автор признается, что об этой действительности следует писать только пером, не макавшимся в сироп. Махинчук пишет просто и не ищет красивых метафор, хотя иногда они сами его счастливо находят, например в стихотворении «Дорогій людині навздогін»: «...Ти раптово вийшов за ворота. І не сам, а в друзів на плечах».
Почему здесь так много произведений о войне, особенно той, которую еще недавно называли Великой Отечественной? Кажется, понятно — на той войне воевал отец поэта. А фронтовики, как никто, знали правду той войны. Знали — молча. Мирились с героическим мифом, хотя хорошо ведали, что на том мифе делали себе карьеру не простые солдаты, а бывшие штабные писари. А детям фронтовиков до сих пор не дает покоя эта тема. Ей в «Баладах про справжнє» посвящен целый раздел «Смак перемоги», где помещено несколько поэм с выразительными названиями «На коні чужої слави», «Театр героїки й абсурду». Здесь есть и явные аллюзии на нашу действительность, которая еще не стала «послевоенной».
В предисловии к книге литературный критик Николай Славинский пишет: «В отличие от так называемых постмодернистов, которые воспевают лишь собственное расколотое «я», Махинчук главной темой избрал бытие родного народа с великой историей...» Хорошо сказано, однако эту мысль следовало бы уточнить: разве только у наших постмодернистов расколотое «я»? Да, считай, вся Украина расколота вдоль и поперек, и ее «великая история» тоже расколота, и Махинчук вместе с ней, хотя он совсем не постмодернист, скорее традиционалист. А вот что на самом деле удивительно — так это то, что в нашей поэзии и модернисты, и традиционалисты не только живут по соседству, но еще и их пути иногда неожиданно пересекаются. Хороший пример такого пересечения — поэма Николая Махинчука «Іванове щастя». Здесь речь идет о неком Иване Лозе, он где-то приблизительно ровесник автора, сын фронтовика, прожил разнообразную жизнь, и юристом хотел стать, и историком, и кузнецом был, и на БАМе работал, и в Тюмени, трижды женился (в третий раз — счастливо), и в Народном рухе правды искал, и на баррикадах двух Майданов отметился. Казалось, таких эпических поэм уже не пишут. Но ведь вот она! Впечатление такое, что сошлись вместе Николай Махинчук, Иван Котляревский и Панас Мирный да и создали героя, одновременно похожего и на непоседливого Энея, и на наивного правдолюба Чипку. А написано все это в простодушном народном стиле, иногда не слишком литературно-изысканном: «Іван щосили стис Галю в обіймах. / Та не пручалась, навіть навпаки, / Із радістю сприймала тії дії / Міцної чоловічої руки...». Невероятно — но это трогает. Таким стилем любят играться как раз постмодернисты — хотя далеко не всем им хватает для этого искренности.