Первый Всеукраинский фестиваль повстанческой песни «За Украину! За ее свободу!», состоявшийся по инициативе председателя Волынской облгосадминистрации Александра Савченко в Луцке, благодаря активности участников стал масштабным культурно-художественным и просветительским мероприятием. На сцене в исполнении профессионалов и народных фольклорных коллективов, приехавших из разных областей, звучали десятки популярных и известных только в том или ином дальнем селе песни, с которыми воины УПА, зародившейся на Волыни, шли в бой.

Фестиваль повстанческой песни собрал более тысячи участников из разных уголков страны. 

Фото Георгия ЛУКЬЯНЧУКА.

— Мы знаем эти песни, храним свободолюбивые традиции и, как 75 лет назад, готовы защищать свою землю, — отметил во время открытия фестиваля председатель ОГА Александр Савченко. — Сегодня на Донбассе, где пятый год идет война, повстанческая песня вдохновляет украинских бойцов. Когда сформировалась УПА, у нас был тот же враг, что и сегодня. Ребята идут в бой и поют те же песни. Уже создают свои баллады. Мы, украинцы, — мирный народ, но всегда готовы дать врагу отпор.
— Фестиваль всеукраинский, — говорит главный режиссер фестиваля, директор Волынского областного научно-методического центра культуры Любовь Рожнова. — Несколько лет в области проходят фестивали повстанческой песни в Новом Загорове, где был большой бой воинов УПА с фашистскими захватчиками, в урочище Вовчак — здесь сейчас действует воспитательный комплекс «Волынская Сечь», а когда-то была одна из первых баз повстанцев. Сейчас мы собрали свыше 50 творческих коллективов, а это более тысячи исполнителей, которые показали, что УПА выпела в окопах и крыивках маршевые песни, лирические, есть повстанческие танго, вальс.
— Этот фестиваль для молодежи, которая ищет свои жизненные ориентиры, — отмечает заслуженный деятель искусств Украины, культуролог, педагог Ирина Хмилевская. — Мы должны все делать для того, чтобы молодежи легче было самоидентифицироваться. Песни, которые сегодня звучат со сцены, несут непобедимый повстанческий дух, воспитывают патриотов. Приятно, что на фестиваль приехали исполнители из Киева, из больших городов и маленьких сел, где еще живы воины УПА, что на Театральную площадь, где проходит действо, пришло много людей, которые интересуются историей.
Почитателей искусства в первый день фестиваля порадовали Львовская государственная заслуженная хоровая капелла Украины «Трембіта», ансамбль «Волиняни» Международного общественного объединения «Волынское братство», хор «Нескорені» из города Червонограда, народные любительские коллективы «Козацька рада» с Ривненщины, «Джерело» из села Скулин Волынской области и другие коллективы.
В рамках фестиваля каждый район Волынской области развернул повстанческие курени и крыивки, в экспозиции которых была представлена история повстанческого движения.
За время существования УПА, насчитывавшей в 1944 году 500 тысяч человек, было построено десять тысяч крыивок. В каждой воины старались поставить святой образ, портрет Тараса Шевченко или Ивана Франко, украсить лесное жилище вышитым рушником, напоминавшим о родном доме. На пороге Камень-Каширского повстанческого куреня, сделанного из веток пихты, нас встречает директор районного Дома культуры Алла Глущук. Рассказывает, что крыивку со столом и скамьей воссоздал мастер Николай Какалюк. Перед тем как приняться за работу, ходил к 90-летнему воину УПА, деду Якову, расспрашивал его, как и что делать. Восемнадцатилетним Яков ушел в лес «воевать с немцами и советами». Энкавэдэшники, узнав об этом, убили четырех его старших братьев, которые остались в селе. Никто из них, даже перед лицом смерти, не выдал крыивку Якова и не сказал, как связаться с ним и другими повстанцами.
Свои истории у Оксаны Юхимчук, начальника Шацкого отдела культуры, и Валентины Ханзерук, директора районного Дома культуры из Шацка, у директора музея города Берестечка Олега Дергая, Дины Колесник из Гороховского района, которые тоже презентовали на фестивале курени и крыивки, ведь для них повстанческое движение — не рассказы из книги, а судьбы их родственников, соседей, односельчан. Отец Ирины Хмилевской — Станислав Фить — за связи с УПА был сослан в лагеря, он вернулся домой, а два его родных брата навеки остались во вражеской для них России. С агрессивной соседкой пришлось воевать и внуку повстанцев — Сергею, который прошел Иловайск, был в других горячих точках.
Олег Дергай в своем повстанческом курене знакомит участников фестиваля с листовками, прокламациями, календарями, выпушенными воинами УПА. Только с 1948-го по 1952 год (последний бой УПА состоялся на Тернопольщине в 1960-м) в подпольных типографиях было напечатано 350 тысяч экземпляров листовок и воззваний. Их темы и сегодня актуальны. Читаем: «Жоден з українців нехай не говорить російською мовою!». Или же: «Українська молоде! Ворог хоче, щоб ти в забавах, танцях, музиках, пиятиках забувала про енкаведешні мордування, арешти, Сибіри!». Или такое: «Утікайте, москалі, з української землі. Забирайте автомати і вертайтеся до хати». В листовках УПА колхозы называются «чорною панщиною», а наши соседи — «московським лютим катом».
В рамках фестиваля также состоялись художественные акции «Мы потомки своих героев», «Вышитая судьба Украины», выставка-продажа тематической литературы «В борьбе за славу и честь», действовала фотозона, где на контурах букв «УПА» были размещены десятки фотографий людей, боровшихся за независимость нашего государства.