Укр | Рус
Воришка в погонах продавал снаряды В пещерном монастыре Качи-Кальон под Бахчисараем в аннексированном Крыму, где находится Свято-Успенский монастырь Симферопольской епархии УРЦМП, «под прикрытием религии ведется хозяйственная деятельность» Одесситы проголосовали за мемориал студента Неработающих лифтов становится меньше Министры иностранных дел ЕС обсудят ситуацию в Украине и пути возможного реагирования на факт проведения так называемых выборов на оккупированных территориях Донбасса 275 тысяч гривен Виктор Суворов: ГРУ РФ начиналось с отжатия испанского золота. Передпубликационное представление фрагментов новой книги Виктора Суворова «ГРУ» Суд перенес рассмотрение дела Януковича на 5 декабря Украина в условиях проведения реформы нефтегазового сектора может стать одним из ключевых игроков энергорынка ЕС - глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли Киевлян просят не паниковать - на улицах два дня будут звучать сирены Дело о государственной измене: Янукович на связь не вышел НАК «Нафтогаз України» может стать источником средств для осуществления монетизации субсидий, которые являются необходимым элементом для завершения реформы рынка газа Вселенский Патриархат объявил даты проведения Синода, еще раз подтвердив свое решение о предоставлении Томоса Автокефальной православной церкви в Украине и указал, когда будет определена дата Объединительного Собора Снег «разгуляется» почти по всей Украине, местами - метели Между Киевом и Вашингтоном продолжаются дискуссии о грядущих поставках оружия
Загрузка...
На главную
06.11.2018

Условия приема-2019...

Александр СПИВАКОВСКИЙ

Условия приема-2019. Чего ожидать абитуриентам, их родителям и государству?

Условия приема в заведения высшего образования — это не просто «конституция» для университетов, поступающих и их родителей. Этот документ должен стать основой формирования тренда развития как системы образования, так и всего государства.
Нам нужно четко осознать, устраивает ли нас ситуация, когда на всю Украину в 2018-м мы получили всего 112 студентов-первокурсников, которые в будущем могут стать учителями физики, и только 353 будущих учителя математики. В следующем году мы просто обязаны учесть ошибки нынешней и предыдущих вступительных кампаний и создать условия для получения нашими детьми качественного высшего образования во всех регионах Украины.

11 октября 2018 года Министерство образования и науки Украины утвердило Условия приема в заведения высшего образования на следующий 2019 год (приказ № 1096 от 11 октября 2018 года), внедрив для поступающих ряд нововведений. В частности, чтобы исключить возможную коррупционную составляющую во время творческих конкурсов, МОН предложило проводить их до основной сессии ВНО. Это должно устранить потенциальный риск зависимости результатов творческих конкурсов от балла внешнего независимого оценивания.
Кроме того, со следующего года заработает механизм первоочередного зачисления в медицинские и педагогические заведения высшего образования абитуриентов, которые изъявят желание работать в сельской местности. Речь идет о поступающих на специальности сфер знаний 01 «Образование/Педагогика» и 22 «Здравоохранение», которые заключат соглашение об отработке не менее трех лет в селе или поселке городского типа. Внедрение этой нормы позволит уже в ближайшем будущем улучшить уровень кадрового обеспечения необходимыми специалистами образовательной и медицинской сферы в сельской местности. Важным изменением также станет распространение соответствующих льгот не только на участников АТО/ООС, а вообще на всех участников боевых действий.
Однако и отдельные нововведения, и продолжение реализации модели широкого конкурса, без учета специфики подготовки специалистов по специальностям стратегического значения (в том числе инженерно-техническим, педагогическим и аграрным), вызвали значительный общественный резонанс и неоднозначное восприятие новых Условий приема научно-педагогической общественностью, поступающими и их родителями. Именно по этой причине вопрос организации вступительной кампании в заведения высшего образования стал предметом рассмотрения на двух заседаниях нашего комитета. В частности, обсудили проблемные вопросы кампании этого года, содержание Условий приема на 2019 год, определили пути решения и усовершенствования предложенных МОН новых правил вступительной кампании. Соответствующие предложения и рекомендации нашли свое отображение в решениях комитета.
По моему мнению, рассматривать и оценивать Условия приема следует в первую очередь с точки зрения доступа к высшему образованию, его развития, а также — с позиций преодоления тех негативных тенденций, которые тесно связаны со вступительной кампанией. Прежде всего речь идет об отсутствии основательной методики определения потребности в специалистах с высшим образованием, существующем дисбалансе регионального распределения госзаказа, проблеме доступности высшего образования для сельской молодежи, низком уровне подготовки поступающих на отдельные педагогические, естественно-научные и инженерные специальности, углублении внутренней (межрегиональной) миграции абитуриентов и образовательной миграции за границу, проблеме формирования показателей регионального заказа.
Именно с этой точки зрения и попробуем проанализировать, какие же проблемы и последствия могут вызвать Условия приема-2019.

«Отсечение» на входе или на выходе?

Проект Условий приема на обучение в заведения высшего образования Украины в 2019 году предусматривал, в частности, расширение практики установления минимального количества баллов — 150 — по первому и второму конкурсным предметам для поступления на специальности таких отраслей знаний, как «Право», «Публичное управление и администрирование» и «Международные отношения»; увеличение перечня специальностей при поступлении в магистратуру, для которых предусмотрен вступительный экзамен по иностранному языку с использованием технологий ВНО; проведение творческих конкурсов до начала основной сессии ВНО и прочее. Однако именно эти нормы спровоцировали серьезную дискуссию среди просвещенцев, родителей поступающих и самих абитуриентов. Так, Ассоциация учебных заведений Украины частной формы собственности и Совет Всеукраинского объединения организаций работодателей в сфере высшего образования не поддержали отдельные указанные новшества, аргументируя это тем, что заложенные в них ограничительные нормы нарушают конституционные права граждан на доступность высшего образования. Стоит отметить, что и Общественный совет при Министерстве образования и науки Украины также высказал предостережения к соответствующим позициям в предложенном проекте условий.
Нововведение об установлении минимального количества баллов на уровне 150 по первому и второму конкурсным предметам для поступления на специальности отраслей знаний «Право», «Публичное управление и администрирование» и «Международные отношения» вызвало много вопросов в образовательной среде. Прежде всего, не понятно, были ли просчитаны последствия внедрения такого изменения и эффект от него. Утверждение, что это новшество обусловит повышение качества подготовки специалистов, довольно сомнительно. Я убежден: чтобы вылечить болезнь, нужно прежде всего найти ее причину. Создать «барьер» и правда намного проще, чем разобраться в проблеме низкого уровня школьного образования и принять меры для ее решения. Поэтому считаю, что повышение проходного порога должно происходить параллельно с повышением качества общего среднего образования.
Стоит отметить, что в этом году при поступлении на медицинские специальности («Стоматология», «Медицина», «Педиатрия») 150-балльный порог по второму и третьему конкурсным предметам уже действовал. И, по данным Министерства здравоохранения Украины, на специальность «Медицина» поступило на 28% меньше абитуриентов, чем в 2017-м, на специальность «Стоматология» — на 45%, на специальность «Педиатрия» — на 37%. Из этого можно сделать вывод, что медицинские заведения высшего образования «недополучили» определенный объем поступающих на контрактную форму обучения, но фактически набрали более мотивированных подготовленных абитуриентов.
Однако если в этом году пороговый уровень в 150 баллов распространялся лишь на 20 медицинских университетов, то уже в следующем предполагается его внедрение в почти 300 заведениях высшего образования Украины, которые готовят специалистов по праву. Поэтому последствия внедрения такого новшества могут быть уже довольно ощутимыми.
Как свидетельствуют данные Аналитического центра СEDOS, по результатам вступительной кампании 2018 года количество зачисленных на специальности отрасли знаний «Право», которые набрали менее 150 баллов по украинскому языку и/или истории, в Национальном университете «Одесская юридическая академия» составляет 381 человек, в Национальном юридическом университете имени Ярослава Мудрого — 362 человека, в Днепропетровском государственном университете внутренних дел — 256 человек, в Харьковском национальном университете внутренних дел — 179 человек, в Национальной академии внутренних дел — 164 человека, в Национальном университете «Львовская политехника» — 155 человек, в Университете государственной фискальной службы Украины — 125 человек, в Государственном высшем учебном заведении «Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана» — 116 человек, во Львовском государственном университете внутренних дел — 112 человек, в Национальном университете биоресурсов и природопользования Украины — 105 человек.
Стоит отметить, что Министерство образования и науки Украины частично учло изложенные в решении Комитета по вопросам науки и образования рекомендации и определило показатель минимального конкурсного балла по каждому предмету ВНО на уровне 130 баллов (вместо ранее предложенных 150) для поступления на специальности таких отраслей знаний, как «Право», «Публичное управление и администрирование», «Международные отношения», «Фармация» и «Промышленная фармация».
Однако возникает логичный вопрос: а там ли мы осуществляем контроль? Нам нужна концепция «отсечения» абитуриентов на входе в университеты или все же необходимо проводить независимую оценку полученных знаний во время выпуска? Так, сегодня дипломы о высшем образовании получают почти все, кто учится в университетах. Но работодатели жалуются на отсутствие профессиональных молодых специалистов, способных удовлетворить потребности рынка труда.
Убежден — и эту точку зрения разделяет просвещенское сообщество, — что у нас нет равного доступа к качественному образованию по всем регионам. Это означает, что выпускник средней школы из мегаполиса и выпускник сельской школы получают разные стартовые возможности для доступа к высшему образованию. И это чрезвычайно серьезная проблема! Поэтому для соответствующего реагирования мы должны найти эффективные инструменты. Применение же механизма «отсечения» при поступлении, по моему мнению, ошибочный подход.
Заграничные университеты, например, вместо концепции «отсечения» на входе практикуют модель «контроля на выходе», по которой студентом университета может стать практически каждый. А вот диплом получит лишь тот, кто подтвердит соответствующий уровень знаний. В большинстве ведущих университетов мира показатель «отсечения» студентов по результатам первого курса составляет ориентировочно 30—40% от набора. И это, кстати, считается абсолютно нормальной ситуацией.
Убежден: эта модель «отсечения» на выходе (а не на входе в университеты) вполне приемлема и для нашей системы высшего образования. Что же можно предложить для ее непосредственной реализации? Прежде всего необходимо ввести институт интегрированных квалификационных экзаменов, организацию и проведение которых возложить на Украинский центр оценивания качества образования. УЦОКО будет осуществлять независимую проверку знаний студента по результатам двух лет обучения и в конце последнего года, накануне ГЭК. Считаю, что именно с помощью интегрированных квалификационных экзаменов университеты начнут выполнять чуть ли не важнейшую из тех многих функций, которые общество возлагает на них, — функцию селекции. Без ее действенного внедрения отдельные заведения высшего образования так и останутся фабриками по выдаче дипломов.

Подготовка учителей как вопрос национальной безопасности Украины

3 октября 2018-го в зале заседаний Верховной Рады Украины выступил лучший учитель Украины 2017 года — Пауль Пшеничка. В своем докладе, среди прочего, он обратил внимание на довольно важный исторический факт. В 2012-м группой экспертов во главе с госсекретарем США Кондолизой Райс был разработан программный документ под названием «Проблемы образования и угрозы национальной безопасности Соединенных Штатов Америки». То есть мощнейшая в мире страна считает образовательные вопросы одними из самых важных в обеспечении национальной безопасности и обороны государства. Еще одно подтверждение этого — речь одного из президентов США Рональда Рейгана. Выступая в Пентагоне, он сказал: «Вы думаете, что вопрос обороны решается в Пентагоне? Это вы ошибаетесь. Вопрос обороны решается за школьной партой».
Глубоко убежден: вопросы образования в Украине должны быть положены в основу национальной безопасности нашего государства. И первым шагом к созданию эффективной образовательной системы станет внедрение фиксированного объема государственного заказа для специальностей, которые являются стратегическими для развития экономики и национальной безопасности. В том числе — инженерно-технических, педагогических и аграрных.
Комитет по вопросам науки и образования занимает по этому вопросу четкую и последовательную позицию. Мы должны сохранить человеческий капитал и образовательную инфраструктуру во всех регионах, возобновить профориентационную работу в системе «школа — поступающий — университет», которая была фактически нивелирована с внедрением модели широкого конкурса.
Вступительная кампания в нынешнем году еще раз подтвердила наличие у нас серьезных проблем с подготовкой специалистов для высокотехнологических отраслей. Проходной балл на отдельные затребованные отечественной экономикой специальности остается крайне низким. Например:
015.08 «Энергетика» — 117,149 балла,
132 «Материаловедение» — 107,889 балла,
133 «Отраслевое машиностроение» — 107,46 балла,
131 «Прикладная механика» — 106,485 балла.
Поэтому для государства сегодня существуют серьезные риски, связанные с потенциальной невозможностью поддерживать и развивать высокотехнологические отрасли экономики и формировать человеческий капитал для развития государства на инновационных началах.
К сожалению, в условиях широкого конкурса лучшие студенты довольно часто выбирают конъюнктурные и популярные специальности, но в них в таком количестве экономика нашей страны не нуждается. А на необходимых для государства специальностях в заведениях высшего образования остаются вакантные места.

Украина — это не только Киев, Харьков и Львов

По данным Министерства образования и науки Украины, свыше 51% объема государственного заказа сконцентрировано в заведениях высшего образования трех регионов: Киева (27,7%), Харьковской (12,5%) и Львовской областей (11,2%). Тогда как в 17 регионах Украины эти показатели в сравнении с 2017 годом существенно ухудшились. В частности, сократилось количество рекомендованных на обучение по государственным и региональным заказам на степень бакалавра в Ривненской области — на 29,3%, Полтавской — на 19,5%, Черкасской — 17,9%, Волынской — 16,2%, Николаевской — 15,2%, Закарпатской — 14,7%, Запорожской — 14,5%, Хмельницкой — 13,6%, Житомирской — 10,1%, Тернопольской — 9,2%, Черниговской — 9%.
При этом соотношение удельного веса населения регионов (процент от населения страны в целом) и процента мест государственного заказа в отдельных областях отличается в 2—3 раза. Так о каком пропорциональном распределении государственного заказа по широкому конкурсу идет речь? По мнению большинства ректоров, такая ситуация уже в ближайшем будущем может привести к упадку и фактическому уничтожению регионального высшего образования. К сожалению, внедренный региональный коэффициент не дает возможности существенно исправить ситуацию.
Поэтому комитет предложил МОН создать вместе с Союзом ректоров высших учебных заведений Украины, Ассоциацией университетов Украины рабочую группу по обработке проекта регионализации адресного размещения государственного заказа на обучение для получения степени бакалавра, предложенного Советом ректоров Одесского региона, и подготовить соответствующие согласованные предложения. Убежден, что предложения наших одесских коллег имеют рациональное зерно. Совместно мы должны найти путь к решению проблемы дисбаланса распределения бюджетных мест по стране с учетом нужд всех регионов.
Для полноценного развития всех областей нашей страны количество мест при распределении государственного заказа необходимо прежде всего согласовывать с потребностью государства в специалистах. Если не решим проблему с обеспечением равномерного развития человеческого капитала в регионах — получим серьезные социально-экономические и общественно-политические проблемы во всем государстве.

Что ждет университеты?

Результаты последних вступительных кампаний свидетельствуют о том, что реализация модели распределения государственного заказа по широкому конкурсу, без учета специфики подготовки специалистов по специальностям, стратегическим для развития экономики и национальной безопасности (особенно — инженерно-техническим, педагогическим и аграрным), без обеспечения сохранения и развития человеческого капитала во всех регионах нашей страны, приводит к существенным диспропорциям в государственном финансировании высшего образования по областям Украины. И, как следствие, может привести к значительным социально-экономическим и общественно-политическим проблемам, и в первую очередь — к разрушению образовательной инфраструктуры.
Может ли считаться нормальной ситуация, когда свыше 51% объема государственного заказа сконцентрировано в трех городах нашей страны — Киеве, Харькове и Львове? Уверен: если сейчас не принять кардинальные меры, то уже в ближайшее время эта ситуация приведет к значительному сокращению сети заведений высшего образования в регионах, а следовательно — к увеличению безработицы и обострению других социальных проблем в молодежной среде.
Выходом, по моему мнению, может стать внедрение механизма профильности размещения государственного заказа в заведениях высшего образования и реализация модели индикативной стоимости. В частности, считается, что распределение объема государственного заказа по направлению «Право» может осуществляться для сугубо юридических заведений высшего образования и классических университетов, по направлению «Экономика предприятия» — для экономических, классических и технических университетов, по направлению «Финансы и кредит» — для экономических и классических университетов, по направлению «Учет и аудит» — для экономических, классических и технических университетов.
Также мы должны обеспечить установление индикативной стоимости по каждой отдельной специальности, которая должна быть разработана Министерством экономического развития и торговли Украины и утверждена соответствующим постановлением правительства (также это можно предусмотреть в Лицензионных условиях осуществления образовательной деятельности). Вследствие внедрения такого нововведения стоимость обучения по контракту во всех заведениях высшего образования не может быть ниже утвержденной индикативной себестоимости. Это необходимо для того, чтобы исключить ситуацию, когда университеты, которые способны предоставлять качественные образовательные услуги, из-за демпинга со стороны отдельных мелких заведений высшего образования вынуждены снижать стоимость контракта, а с ней и качество образования.
Нам необходимо обеспечить поддержку университетов с признанными историческими традициями и фундаментальными научными школами. И в то же время — развивать профилизацию в тех заведениях высшего образования, где есть мощная база и значительный опыт подготовки специалистов по определенным специальностям. Естественно, при этом должны быть введены территориальные коэффициенты, которые позволят выровнять уровень оплаты труда преподавателей с учетом разницы в стоимости жизни в разных городах. Но в целом минимальная стоимость обучения одного студента по каждой специальности должна быть одинаковой для всех.
Внедрение механизма индикативной стоимости (в объемах минимального размера стоимости обучения) должно обеспечить такой уровень финансирования, который позволит давать образование высокого качества. Возможно, внедрение такого подхода кому-то может показаться слишком радикальным. Но, на мой взгляд, именно он даст возможность прекратить коррупционные «доплачивания» студентами во время экзаменов, что, к сожалению, все еще практикуется в некоторых вузах. Сегодня же мы видим ситуацию вала демпинговых цен за обучение, которые устанавливают многие мелкие заведения высшего образования. Но все мы понимаем, что за такую цену качественное образование дать невозможно!
Учитывая результаты прошлогодних вступительных кампаний, нам необходимо сделать все возможное — и даже невозможное — для поддержки национальной системы высшего образования, создать условия для расширения автономии университетов и роста экономики нашего государства. При этом распределение мест государственного заказа должно в первую очередь коррелироваться с государственной политикой обеспечения сбалансированного развития всех регионов Украины.

 

Александр СПИВАКОВСКИЙ,
народный депутат Украины,
первый заместитель председателя
Комитета Верховной Рады Украины 
по вопросам науки и образования.

Все статьи рубрики На главную