К новой школе — через оптимизацию? или Надо ли спрашивать громаду?

В этом году в школах Ивано-Франковщины сидят за партами 154828 учеников, которых учат 18672 учителя. Для сравнения: в 2000 году эти цифры составляли соответственно 221783 и 19096 человек. То есть число педагогов почти не изменилось, в отличие от существенного уменьшения количества школьников. Особенно этот дисбаланс ощутим в сельских школах, где есть классы с тремя—пятью учениками. В области нынче работает 175 малокомплектных школ, больше всего их в Рогатинском и Галичском районах. В 28 заведениях I—ІІІ ступеней менее 100 учеников, в 27 I—ІІ ступеней — до 40. Семь начальных школ не дотягивает даже до десяти школьников.

Школа новых знаний. Первый класс Ивано-Франковской католической школы.

Состояние выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений, в частности и заведений образования, обсудили на недавней сессии Ивано-Франковского областного совета. До конца года в заведениях образования не хватает 119,1 миллиона гривен на обязательные выплаты, что стало причиной 14,4 миллиона гривен кредиторской задолженности. Больше всего это чувствуется в школах Богородчанского, Верховинского, Косовского, Тлумачского, Рогатинского и Коломыйського районов, где за счет сентябрьских назначений частично погашена заработная плата за июнь-
июль.
Проблема задолженности возникает от сессии к сессии, и каждый раз депутаты облсовета направляют обращение в высочайшие органы власти с просьбой выделить дополнительные средства, чтобы погасить долги перед педагогами.
Другой путь — оптимизация. Это понятие, которое уже вроде бы прижилось в наших реалиях, все же вызывает большое сопротивление среди работников бюджетной сферы и общественности. Куда деваться высвобожденным учителям? На заработки — границы же открыты. Ведь сейчас эмиграция стала массовым явлением в западных регионах, особенно в сельской местности. Выезжают семьями, забирают детей. Так как улучшится демографическая ситуация? А еще некому присмотреть за оставленными стариками. Доходит до того, что вынести умершего из дома и провести в последний путь становится проблемой — некому.
Закономерно, что перспектива увольнения побуждает педагогов искать выход. И тогда они втихаря, а то и явно привлекают малую и большую артиллерию. Настраивают родителей и в целом громады, дескать, власти не хотят их слышать.
Например, в Городенковском районе время от времени происходят возмущения: в Сороках, где количество учеников в одиннадцатилетке явно не дотягивает до ста, в Михальче, где власть хочет снизить статус школы до начальной.
Оно вроде так надо. Но люди видят, как «наверху» жируют чиновники, как удачно «оптимизировали» для себя все блага. Поэтому и не хотят понимать государственной политики относительно той оптимизации для низов. Никакие аргументы — обеспечение подвозом учеников из отдаленных школ, большей частью низкая успеваемость учеников в небольших учебных заведениях, большие расходы на образование и бремя для бюджета — не убедят, если это касается личного учительского комфорта и зарплат. Пусть в целом невысоких, но весомых в условиях села. То есть ожидать лояльности педагогов к закрытию учебных заведений или снижению их статуса не приходится. Остается ждать распоряжений «сверху». Впрочем, а в советские времена разве с людьми советовались?
В том же Городенковском районе еще не так давно в Чернелицкую среднюю школу довозили детей из девяти окрестных сел. Да еще и паромом доставляли через Днестр из соседней Тернопольщины. Дети старших классов жили в интернате. Нынешний начальник районного отдела культуры Галина Олинийчук из Коленок вспоминает, что это были лучшие ее школьные годы. А еще рассказывает, что из стен сельской школы вышло немало известных людей. Школа давала хороший старт в жизнь. Успешные ученики занимали призовые места на предметных олимпиадах в районе и области, кто не дотягивал — овладевал специальностью механизатора или другими профессиями в училищах.
Сейчас другие реалии — идет непрерывная борьба за электорат. Перед президентскими, парламентскими или местными выборами претенденты на «булаву» наперебой рассказывают, как станет лучше всем жить «уже сегодня». Конечно, при условии, что к власти допустят именно их, сладких обещателей. Уже и слово «оптимизация» отходит на второй план. Скажем, еще в прошлом году хотели перевести воспитанников местного детсада в Чертовецкую школу в Городенковском районе и создать УВК. Такая практика нынче распространена и подтверждена ее целесообразность. Добротная школа когда-то вмещала полторы тысячи учеников, сейчас — всего 215. Хотели уже «заморозить», то есть отключить от отопления третий этаж. Но громада настроена решительно: не позволим! Перед выборами никто не хочет терять голоса, поэтому решение отложили.
Акцент на опорные школы делает и Виктор Кимакович. Девять таких уже функционирует. Они обеспечены автобусами, имеют надлежащую учебно-методическую базу.
Реформа образования направлена на повышение качества образования. Этому способствует введение методик личностно и компетентносно ориентированного обучения, воспитания и развития младших учеников. С прошлого года на Прикарпатье реализуют пилотный проект, направленный на апробацию нового Государственного стандарта начального образования и создание современной образовательной среды. Его внедряют в Ивано-Франковской ООШ I—ІІІ ступеней № 9, Ямницкой, Большовцовской одиннадцатилетках и Калушской начальной № 11.
В целом почти три тысячи учителей начальных классов области начали работать по новому Государственному стандарту.
За счет субвенции из Госбюджета для обеспечения качественного современного и доступного общего среднего образования «Новая украинская школа» Ивано-Франковщине выделено почти 50 миллионов гривен. Привлечены и дополнительные средства на условиях софинансирования из областной казны. Эти деньги тратят на приобретение дидактических материалов, современной школьной мебели, мультимедийного оборудования для 940 первых классов. Для большинства из них уже напечатаны новые учебники.
Прошел месяц обучения по программе Новой школы в первых классах Прикарпатья. Чиновники подводят итоги, родители делают выводы относительно организации образовательного процесса. Сын Дзвениславы Данилюк учится в Ивано-Франковской католической школе имени Василия Великого. Она рассказывает: «Сын с удовольствием идет в школу. Ему очень нравятся утренние встречи, быстро адаптировался к классу, нашел общий язык и запомнил имена каждого одно-
классника. Нравится, как ребенок учится работать в команде — это помогает развивать его коммуникативные способности. Дома веселый и энергичный. Выполняет дополнительный материал с удовольствием».
«Новая украинская школа не станет хуже. Наоборот, детям будут давать знания и практические навыки для лучшей адаптации в нынешнем обществе. Это основы экологической, компьютерной грамотности, основы предпринимательства. Начальные школы, гимназии для учеников 5—9-х классов, лицеи и колледжи для старших будут создавать единое образовательное пространство. Не надо бояться перемен. Ведь приоритетом должен быть ученик, который в будущем будет формировать современную компетентную молодежь», — подытоживает Виктор Кимакович.

ДОСЛОВНО

«Сложная демографическая ситуация создает финансовую проблему, которая довольно чувствительно влияет на бюджет области. Это также тяжелое бремя для районных и городских бюджетов, которые должны содержать эту сеть».

Виктор КИМАКОВИЧ,
директор департамента образования, науки и молодежной политики Ивано-Франковской ОГА.

Фото предоставлено пресс-службой Ивано-Франковской областной государственной администрации.
Подготовила наш собственный корреспондент в Ивано-Франковской области Людмила Стражник