Национальной студии им. А. Довженко исполняется 90 лет

По этому случаю Центр кинематографических исследований НаУКМА во главе с Ларисой Брюховецкой провел в стенах музея Киево-Могилянской академии научную конференцию, призванную рассмотреть наиболее существенные этапы развития киевской кинофабрики, проанализировать сюжетные закономерности фильмов того или иного периода и обратить внимание на особенности эстетики важнейших работ.

Киноплакат к фильму А. Довженко «Земля».

Название конференции — «90 лет Национальной киностудии им. А. Довженко. Личности, фильмы, жанры», возможно, даже не до конца охватывает весь спектр предложенных тем докладов. Ведь среди 12 спикеров четверо, а именно: кандидаты искусствоведения Роман Росляк и Людмила Новикова, доктор искусствоведения Вадим Скуратовский и сама Лариса Брюховецкая, почти полностью сосредоточились на политическом аспекте возникновения и функционирования студии. В частности Роман Росляк рассматривает отдаленность тогдашних кинофабрик в Ялте и Одессе от традиционной украинской культуры как одну из главных предпосылок начала кинопроизводства в Киеве. А Вадим Скуратовский с удивительной экспрессией и восторгом подал историю стремительного становления и упадка украинской киносуверенности 1920-х годов в тесном взаимодействии с тогдашней властью, характеризуя при этом фильм «Земля» А. Довженко как «останній видатний продукт усамостійнення кіно». Во время доклада Ларисы Брюховецкой присутствующие могли углубиться в коллизии противостояния чекистов и киношников, дополнительно ознакомившись с лучшими образцами киноспектаклей 1950-х годов. Во время анализа украинского байопика Людмила Новикова на первый план выводит именно геополитические факторы влияния на ракурс представления того или иного персонажа, что было особенно актуальным в советские времена.
Эстетическое измерение продукции киностудии им. А. Довженко рассмотрено в докладе Сергея Трымбача «Кинопроза 1970—1980-х годов». Ученый уделил много внимания толкованию и происхождению явления поэтического реализма в кино, ссылаясь при этом на творчество одесского режиссера Киры Муратовой, хоть и не имеющей непосредственного отношения к Киеву, но фильмы которой все же влияли на киевских мастеров кино. А Татьяна Вьюжанина, студентка НаУКМА, проанализировала проблему передачи на экране острого психологизма путем использования приема сновидений и грез на примере фильмов «Родник для жаждущих» Ю. Ильенко и «Ключи от неба» В. Иванова.
Также обсудили специфику украинских кинокомедий 1950—1960-х годов, картины, в которых разнопланово представлена Западная Украина, ленты об украинском казачестве, проблемы экранизации произведений Олеся Гончара, скрытые смыслы в «Тенях забытых предков» и «Каменном кресте».
Логическим продолжением конференции стала презентация новой книги Ларисы Брюховецкой «Прерванный полет. Украинское кино времен ВУФКУ: попытка реконструкции». Монография делится на три части: «Семь лет: от достижений до уничтожения» — здесь подается общая характеристика кинопроцесса 1920-х годов, «Имена» — обрисовывает особенности творческих поисков выдающихся деятелей украинского кино того времени, «Теория и критика» — знакомит читателя с несправедливо забытыми, утерянными в истории киноведами и кинокритиками. Официальный рецензент монографии Роман Росляк отметил: «Эта работа — это лишь первый шаг в комплексном исследовании украинского кино. Первый и невероятно значимый шаг». Приглашенный на презентацию книги известный львовский артист Богдан Козак заявил, что это издание — междисциплинарное, потому что в нем речь идет и о писателях, и о художниках, которые также приобщались к созданию украинского кинопродукта, а потому собранный здесь фактаж будет интересен литературоведам и театроведам. А Людмила Новикова подчеркнула: «Эта книга — литературный калейдоскоп, ведь ее можно читать, начиная хоть с начала, хоть с конца, и получать при этом общее понимание ситуации. Каждый сюжет, поданный здесь, работает как самостоятельно, так и в комплексе с другими». А преподаватели художественных высших учебных заведений отметили важность этого труда для творческих студентов, у которых до недавних пор просто не было возможности объемно изучать целый пласт истории украинского кино именно из-за отсутствия подобной обобщенной и систематизированной работы.

Алла ПУШКАРЧУК.