21 ноября 2018 года в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению гарантий защиты государством права собственности» (регистрационный № 9311).

Задекларированная цель этого законопроекта — усиление гарантий защиты законных прав и интересов граждан и развития бизнеса в Украине.

О том, почему предложенными изменениями не удается защитить право собственности, наша беседа с президентом Нотариальной палаты Украины Владимиром МАРЧЕНКО (на снимке).

— Владимир Николаевич, законопроект № 9311 заявленный как антирейдерский и содержит много положений, касающихся сферы государственной регистрации, нотариата. По вашему мнению, какие проблемы дали толчок появлению соответствующей законодательной инициативы?
— Нотариат — на сегодняшний день единственный правовой институт в Украине, который способен защитить собственность и который всегда препятствует рейдерству. Кредит доверия государства относительно предоставленных публичных полномочий в сфере государственной регистрации нотариатом полностью оправдан. Это подтвердили и сами разработчики законопроекта № 9311, публично объявив во время его презентации факт отсутствия злоупотреблений со стороны нотариусов в сфере государственной регистрации, а также заложив в основу всех антирейдерских механизмов — одновременность обязательного нотариального удостоверения правочина и государственной регистрации прав.
Безусловно, нотариальное сообщество поддерживает необходимость законодательного усиления гарантий защиты законных прав и интересов граждан и бизнеса в Украине. Однако, к сожалению, предложенные законопроектом № 9311 изменения не развяжут имеющихся проблем, а, наоборот, ухудшат существующее положение.
По статистическим данным Министерства юстиции Украины, 90% рейдерских захватов в Украине на сегодняшний день совершаются коммунальными предприятиями и их филиалами (аккредитованными субъектами государственной регистрации), полномочия которых этим законопроектом предлагается ликвидировать. И я такое предложение полностью поддерживаю, но подчеркиваю, что указанная неутешительная статистика возникла, прежде всего, из-за отсутствия квалификационных требований к таким субъектам, отсутствия необходимости сдачи ими квалификационного экзамена для получения специального свидетельства на право осуществлять такую деятельность, а также из-за отсутствия ответственности этих лиц путем лишения такого свидетельства.
А хуже всего то, что законопроектом предлагается введение новых субъектов государственной регистрации — государственных унитарных предприятий, фактически являющихся заменой коммунальных предприятий и их филиалов, с единственным отличием, что создаваться они будут по решению правительства.
Кроме того, законопроект содержит ряд изменений, реализация которых приведет к уничтожению нотариата как правового института.
— Неужели так радикально? А что именно может разрушить нотариат и почему?
— Законопроектом предлагается выдавать свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью сотрудникам управлений юстиции и должностным лицам органов местного самоуправления:
— без прохождения специальной стажировки,
— без опыта работы помощником нотариуса,
— без опыта работы в государственных реестрах,
— без сдачи квалификационного экзамена.
Правда, это возможно при условии, что эти лица отработают три года в государственных нотариальных конторах. Но — эти конторы будут определяться Минюстом по собственному усмотрению, и это коррупционный признак.
Что-то подобное мы уже видели с вами, когда Министерство юстиции Украины проводило кадровую реформу в системе органов, осуществляющих государственную регистрацию, когда к профессии были допущены чиновники без сдачи каких-либо квалификационных экзаменов. И результаты такого введения — неутешительны, на качество регистрации и работу самих реестров еще до сих пор имеются много сетований не только со стороны нотариусов, но и рядовых граждан. Вспомните те же 90% рейдерских захватов имущества, о которых я только что говорил. Именно из-за этого многие до настоящего времени, кроме записей о своем имуществе в электронных реестрах, требуют выдавать бумажные документы, чтобы обезопасить себя от подделок и потери имущества.
Считаю, что предложенные законопроектом изменения нарушают принцип равенства доступа лиц к профессии нотариуса, ставят под сомнение бесспорность совершения нотариальных действий и их качество.
Поэтому критически необходимо укрепление обязанности относительно сдачи всеми кандидатами квалификационного экзамена, который направлен на проверку наличия необходимого профессионального уровня у лиц, намеренных осуществлять нотариальную деятельность. Это обеспечит также гарантированное государством качество выполнения возложенных на нотариусов полномочий.
Кроме того, что не менее важно, именно такой подход будет отвечать требованиям международных стандартов о доступе к профессии нотариуса.
— Законопроект устанавливает обязанность лица, получившего свидетельство без сдачи экзамена, отработать три года в любой государственной нотариальной конторе, определенной Минюстом. Это, кажется, положительный момент, ведь таким образом можно обеспечить доступ к нотариальным действиям для лиц, проживающих в отдаленных населенных пунктах.
— Однако законопроектом не предусмотрена привязка лица, намеренного работать государственным нотариусом, отработать три года в том населенном пункте, где действительно существует кадровый дефицит нотариусов. Это означает, что проблема обеспечения доступа населения к нотариальным действиям не будет решена. Зато будут созданы условия, которые приведут к значительным коррупционным рискам и злоупотреблениям во время принятия решений относительно направления лиц на такие отработки в ту или другую государственную нотариальную контору.
По этому поводу Нотариальная палата Украины уже имеет наработанные механизмы, которые позволят оптимизировать совершение нотариальных действий в нотариальных округах, не обеспеченных услугами государственных нотариусов, на базе общей реформы нотариата, к которой мы призываем на протяжении последних двух лет.
— Законопроектом № 9311 для создания конкуренции предлагается отменить минимальный предел платы за совершение нотариальных действий частными нотариусами. Похоже, что эта новость понравится многим. А как вы считаете?
— Это свидетельствует об абсолютной неосведомленности инициаторов законопроекта с природой нотариата. Отмена минимального предела платы (это 1% от суммы договора) будет иметь своим следствием абсолютно противоположную реальность, нежели кажущаяся на первый взгляд.
Разработчики проекта заявили, что таким образом хотят предоставить частным нотариусам возможность работать в условиях конкуренции. Но нотариус при осуществления своей деятельности должен оставаться непредвзятым и гарантировать законность и бесспорность совершенного им нотариального действия, что невозможно при наличии конкуренции.
Нотариус — не бизнесмен! Он выполняет функции, делегированные государством, и при выполнении этих функций не может быть введена конкуренция, как она не может быть введена для судей, прокуроров и других субъектов, выполняющих государственные функции. Нотариус не может и не должен работать по законам рынка и бизнеса — дескать, «чем дешевле, тем лучше».
При этом, обратите внимание, что законопроект не отменяет 1% государственной пошлины за совершение нотариальных действий государственными нотариусами, к которым обращаются социально незащищенные слои населения.
Поэтому, делаем вывод, что отмена минимального предела платы за совершение нотариальных действий частными нотариусами направлена не на защиту малообеспеченных украинских граждан, а на сбережение средств крупного бизнеса при проведении операций с имуществом.
Отмена нормы о минимальной плате для частных нотариусов, прежде всего, приведет к потере поступлений в местные и государственный бюджеты. В 2017 году нотариусы уплатили налогов почти 390 000 000 гривен, а в 2018-м эта сумма вырастет до 500 000 000 гривен, ведь нотариус является налогоплательщиком на общей системе налогообложения. По статистике, нотариус является самым «белым» налогоплательщиком среди самозанятых лиц.
Нотариус не является субъектом предпринимательской деятельности, и именно этот гарантированный 1% дает возможность:
— платить налоги и другие обязательные платежи (41,5% — в виде ЕСВ, военного сбора и НДФЛ);
— осуществлять первичный финансовый мониторинг;
— контролировать уплату средств в Пенсионный фонд;
— контролировать перечисление военного сбора;
— сохранять государственный нотариальный архив (собственность государства!);
— создавать дополнительные рабочие места и выплачивать заработную плату;
— содержать собственное рабочее место согласно установленным государством высоким стандартам;
— нести полную имущественную ответственность за свои действия (уникальная особенность именно нотариальной профессии).
Если снимут минимальную плату за совершение нотариального действия или заставят ограничить максимальную сумму оплаты, нотариус фактически не сможет нести имущественную ответственность в полном объеме, потому как у него просто не будет чем отвечать.
— Законом Украины «О нотариате» среди других полномочий Нотариальной палаты Украины определено участие в проведении экспертиз законопроектов по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью. Подавался ли НПУ законопроект № 9311 для проведения экспертизы,  привлекались ли нотариусы к его обсуждению?
— Законопроект был разработан фактически тайно, менее чем за две недели. Когда мы узнали, что рабочая группа при Минюсте готовит какие-то изменения в сфере нотариата, обращались с публичными заявлениями, в которых призывали привлечь НПУ к подготовке законопроекта, но никакого ответа не получили. Сделать анализ проекта НПУ смогла лишь после его регистрации в парламенте и публикации текста.
Сейчас официальная позиция НПУ — законопроект № 9311 необходимо направить на доработку, к которому привлечь нотариусов и международных экспертов. Ведь реформирование нотариата как сложной системы, которая сформировалась в течение многих десятилетий, требует всестороннего и комплексного подхода, с учетом возможных последствий и рисков введения таких изменений.
Законопроект № 9311 — это очередная попытка создать квазинотариат, после провального законопроекта № 9140 об «уполномоченных лицах юстиции». И мы в который раз напоминаем, что такие инициативы категорически критикуются Международным союзом латинского нотариата.
— Что в законодательном регулировании нотариальной деятельности сегодня больше всего требует изменений?
— Проблема обеспечения защиты государственных реестров от внешнего вмешательства, взлома. Конкретные предложения нами наработаны уже несколько лет назад и поданы в Министерство юстиции. Однако реакции от министерских чиновников до сих пор не было.
Также мы давно просим ввести двухфакторную аутентификацию ради подтверждения входа регистратора в соответствующий реестр, что исключает использование ключа регистратора третьими лицами в незаконных целях.
Существенных изменений требует и само законодательство о регистрации. Есть множество технических недостатков в работе государственных реестров, которые нужно исправлять. И наконец, надо вводить электронный нотариат.
— Будем надеяться, что все же вас услышат во властных кабинетах и прислушаются к советам специалистов. Спасибо за интервью.

Сергей ДЕМСКИЙ.
Инфографика предоставлена Нотариальной палатой.