Ко Всемирному дню почв.

 

По почвенно-земельному ресурсному потенциалу Украина занимает приоритетное место среди всех стран. В расчете на одного жителя в Украине приходится 1,34 га земельной территории, в частности, 0,71 га — пахотных земель, 0,59 га — черноземных почв. По этому показателю существенно опережаем почти все страны.

Среди многообразия почв особой земледельческой заботы требуют черноземы и черноземоподобные почвы (более 60 процентов площади почв Украины, 8 процентов мировых площадей), благодаря которым Украина постепенно выходит на ведущие позиции во всемирной торговле продукцией сельскохозяйственного производства.
Потенциал плодородия почв Украины считается достаточно высоким. Но, в то же время, немало почв имеют кислую или щелочную реакцию, переувлажнены, пересушены, миллионы гектаров пашни подвержены водной и ветровой эрозиям, не обошли землепользование и загрязнения, особенно вблизи «грязных» предприятий. Тревогу вызывают современные тенденции в состоянии плодородия — в результате использования тяжелых машинно-тракторных агрегатов для обработки почвы и сбора урожая, из-за дефицитного баланса питательных веществ широко распространены различные явления деградации. Таким образом, пахотные почвы подвергаются непомерному антропогенному давлению и ухудшаются, теряют органическое вещество, структуру, переуплотняются, загрязняются, поэтому требуют контроля и своевременного принятия эффективных мер защиты.
Наиболее характерными процессами в изменении почв за последние 40—50 лет являются:
— дегумификация пахотных почв со скоростью 0,5 — 1,5 т/га в год с тенденцией уменьшения потерь до конца 80-х годов прошлого века. С 2005-го по 2009 год дегумификация протекала со скоростью 0,42—0,51 т/га в год;
— рост дефицитности баланса подвижных питательных веществ, особенно азота и калия (соответственно -41,5 —  -56,4 кг/га в 2001-м и -32,9 — -64,2 кг/га в 2009-м);
— подкисление черноземных почв, особенно заметно в некоторых областях лесостепной зоны;
— переуплотнение, особенно заметно в западной Лесостепи и, в целом, распространено на 40 процентах пашни, разрушение структуры, глыбистость и коркообразование;
— эрозионное уменьшение мощности верхнего слоя почвы, достигающее нескольких сантиметров в черноземных почвах (расчетные данные) и в переосушенных почвах Полесья;
— вторичное осолонцевание и засоление орошаемых почв, сработанность торфяников.
В целом площади деградированных и малопродуктивных земель составляют 10—15 млн га. Прямые ежегодные потери от использования таких почв в пашне из-за уменьшения урожайности достигают более чем 30 млрд грн в год.
Приведенный перечень проблем деградации земель — далеко не полный, но показывает масштабы негативных процессов в почвенном покрове страны.
В то же время в Украине сегодня мониторинг и охрана земельных ресурсов не является объектом надлежащего внимания ни в одном из ведомств, в том числе и Минагрополитики Украины, и Госгеокадастре. В первом из них приоритетом является получение сельскохозяйственной продукции, во втором — землеустройство, инвентаризация земель, их кадастр, а в будущем — рынок земель. Думаем, что проблемам мониторинга и охраны земель нужно предоставить более высокий статус, чем сегодня.
Постановлением Кабинета Министров Украины «О государственной системе мониторинга земель» (1998 год) был определен порядок его проведения и восемь министерств и ведомств, ответственных за его выполнение.
Однако выполнение постановления не было надлежащим образом организовано и профинансировано. Кроме того, в правительственном постановлении не было предусмотрено проведение мониторинга по единой методике и согласованным программам. В результате каждое министерство и ведомство разработало свои собственные подходы, методики и программы, готовило кадры и проводило свои наблюдения (в меру выделения бюджетных ассигнований).
Как результат, в стране до сих пор отсутствует полноценная информационная система о состоянии окружающей среды и ее основного компонента — почвенного покрова. Главное — в стране до сих пор нет стратегии и обоснованной инвестиционной политики улучшения состояния почвенного покрова. Она и не может появиться, пока не будет мониторинга — единого и объективного источника данных о современном состоянии и динамике развития почвенного покрова.
Таким образом, из-за отсутствия единой программы и методики работ, несовместимости и недостаточной управляемости ведомственных сетей и ряда других недостатков описанный выше, весьма несовершенный мониторинг земель в стране надо заменить на государственную сеть экологического мониторинга с согласованным контролем всех компонентов окружающей среды — почв, водных и воздушных пространств, грунтовых вод, растительности, недр. Вместе с тем, мониторинг земельных ресурсов в Украине должен быть приближен к европейским требованиям и поэтому нуждается в модернизации и критическом пересмотре многих положений, усовершенствовании методологических основ.
Учитывая уникальный, преимущественно черноземный состав почвенных ресурсов, их крайне важное значение для экономического благополучия, в Украине необходимо создать в рамках Министерства экологии и природных ресурсов Украины или как отдельное независимое учреждение — центр мониторинга и охраны земель. Центру поручить проведение мониторинга, а также сосредоточить в нем имеющуюся в стране, но рассеянную по ведомствам информацию о состоянии земель. Такой шаг позволит не только получить отсутствующую на сегодняшний день современную информационную базу данных, но и активно влиять на все земельные трансформации (качественную, бонитетную и денежную оценку, введение справедливого налогообложения и арендных платежей, ведение кадастровой документации о качестве земельных участков, экспертизе, обосновании изменения категории земель, выведении из пашни, ренатурализации и т. п.).
Кстати, в Болгарии, Румынии, Венгрии и Нидерландах такую организационную и методическую работу, а также по поддержке информационной базы данных и почвенно-информационных систем поручено вести научно-исследовательским институтам почвоохранного направления. Подобный подход к проведению мониторинга земель нынче обсуждается в Европейском Союзе. Так же и в Украине методическую работу можно поручить Национальному научному центру «Институт почвоведения и агрохимии имени А. Н. Соколовского» (ННЦ «ИПА»), который осведомлен с ведением аналогичных работ в странах объединенной Европы, а выполнение — Государственному учреждению «Институт охраны почв Украины» Минагрополитики, который имеет значительный опыт ведения подобной мониторингу агрохимической паспортизации земель сельскохозяйственного назначения.
ННЦ «ИПА» и ГУ «Институт охраны почв Украины» Минагрополитики способны в короткий срок адаптировать работы по мониторингу к европейским требованиям, то есть сформировать постоянную, фиксированную в пространстве и времени (геопозиционированную) сеть наблюдений с использованием регулярных или нерегулярных сетей; существенно расширить ассортимент аналитических работ (в дополнение к измеряемым общему углероду, рH, подвижных форм фосфора и калия, а также некоторых загрязнителей — валовые формы некоторых элементов, органические и неорганические соединения, в том числе диффузного происхождения, отдельные физические, химические и биологические показатели почв); постепенно перейти на европейские стандарты по отбору, транспортировке, хранению образцов и выполнению аналитических работ с обязательным межлабораторным контролем качества; создать почвенно-информационные системы как составляющие Глобальной почвенно-информационной системы.
В связи с возможными изменениями направленности и повышением сложности выполняемых работ и с введением рынка земель центр будет способствовать повышению квалификации персонала, который должен выполнять работы по мониторингу, автоматизированному картографированию, ведению баз данных, почвенному обследованию, обоснованию точного внесения удобрений, мелиорантов и средств защиты растений и т. п.
Опираясь на материалы мониторинга, центр и его областные структуры могли бы заказывать проекты по сохранению, воспроизводству и охране плодородия почв. Проекты должны финансироваться из государственного и местных бюджетов, которые формируются за счет средств, поступающих в результате взимания земельного налога, возмещения потерь сельскохозяйственного производства и других источников, в том числе частных, а также средств объединенных территориальных громад. Организация почвозащитных проектов и контроль их выполнения — это и будет механизм реализации задач по сохранению, воспроизводству и охране плодородия почв, которого в стране нет.
Центр должен играть ведущую роль в просветительско-воспитательной почвоохранной работе (ежегодно издавать бюллетень о состоянии почв, создать и постоянно поддерживать веб-сайт, проводить публицистическую деятельность, активно сотрудничать с общественными экологическими и почвоохранными обществами, методически им помогать и т. п.). Украина подписала соответствующие международные конвенции по этому поводу, но реально на почвоохранные движения не влияет. В условиях, когда преобладающая часть почв перешла в частную собственность, иного пути нет.
Следует отметить, что Распоряжением Кабинета Министров Украины (от 30 марта 2016 г.      № 271) утвержден Национальный план действий по борьбе с деградацией земель и опустыниванием, а Решением Координационного совета по вопросам борьбы с деградацией земель и опустыниванием одобрены предложения о добровольных национальных задачах по достижению нейтрального уровня деградации земель по направлению «Поддержание содержания органического вещества (гумуса) в почвах».
Центр также должен иметь права на материалы других министерств и ведомств по охране и состоянию почв, а также на копии материалов почвенных обследований независимо от того, по чьей инициативе и за какие средства они выполнялись. К сведению: такое правило действует в странах Европейского Союза и касается бюро по почвенным базам данных, функционирующего в Риме.
Тогда соответствующие базы данных, которые предстоит создавать Центру, будут полноценными, а выводы о состояния почвенного покрова и предложения — более объективными.
В связи с введением полноценной частной собственности на землю и прогнозируемым ростом интереса к охране и повышению плодородия почв, объемы соответствующих работ будут увеличиваться и к ним, наверное, приобщатся фирмы, учреждения и, возможно, разного рода дельцы, предлагающие удобрения, которые чудодейственно «повышают» плодородие и урожай. Таким образом, целесообразно повысить требования к лицензированию таких работ, чтобы предотвратить появление неквалифицированных советов и неэффективных веществ.
Конечными результатами мониторинга земель являются картографо-аналитические материалы о современном состоянии земель, автоматизированная информационная система, прогноз изменений показателей во времени и технико-экономическое обоснование мер по охране земель.
Хотелось бы надеяться, что предлагаемые новшества, сформулированные на основании анализа отечественного и зарубежного опыта, найдут отображение в новом постановлении правительства о развитии мониторинга земельных ресурсов в стране и создании почвенно-информационных систем.

В завершение подчеркнем — в странах Европейского Союза осознали, что без хорошо организованного мониторинга не может быть благоприятной окружающей среды и устойчивого землепользования. Поэтому мониторинг земель (почв) в объединенной Европе отнесли к приоритетным направлениям. Хотелось бы надеяться, что так же будет действовать и Украина.

Святослав БАЛЮК, Виталий МЕДВЕДЕВ,
академики НААН.

5 декабря -- Всемирный день почв