На минувшей неделе во время часа вопросов к правительству в Верховной Раде Премьер-министр Украины Владимир Гройсман сообщил, что обратился в Министерство энергетики и угольной промышленности, Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, с требованием провести проверки поставщиков энергоресурсов на местах и исправить ситуацию с установлением тарифов выше прогнозируемых.
«Я обеспокоен ситуацией. Обращаюсь к гражданам: платите только за фактически потребленный газ по цене 8,55 грн за кубометр. Все остальное — мошенничество со стороны поставщиков, — сказал Владимир Гройсман. — Нужно штрафовать облгазы, которые выходят за рамки своих полномочий, а люди страдают».
Похоже, что главе правительства не понравилась инициатива облгазов поэкспериментировать с так называемым коэффициентом Ермилова (смотрите публикацию «Хоть вопрос и не урегулирован, пока платите...» — «Голос Украины» № 234 (6989) от 07.12.2018). Премьер-министр также инициировал создание специальной рабочей группы по проверке облгазов. «Сформируем группу и начнем их приводить в чувство», — отметил он... Обнадеживающе. Жестко. Не по-детски. И по заслугам! Можно было бы поаплодировать, если бы не ощущение, что уже когда-то где-то мы такое слышали.
Точно: 16 ноября 2016-го во время заседания правительства премьер предупредил, что за липовые платежки будет наказывать штрафами, помните? Процитируем: «...Я считаю, что нужно принести извинения, если где-то в регионах такие вещи происходят. Будем жестоко наказывать штрафными санкциями, может быть и вопрос уголовной ответственности за выставление счетов по неадекватным ценам. С этим не нужно играть и злить людей», — подчеркивал глава правительства.
Напомним, тогда киевлянам—жильцам многоквартирных домов с центральным отоплением рассылали «бракованные» платежки с завышенными суммами за тепло. Также неправильные счета за использование газа и жилищно-коммунальные услуги получили жители Одесской области. Кстати, руководитель МВД Арсен Аваков предложил даже направить в его ведомство материалы проверки, чтобы выяснить, «может, это больше, чем ошибка»! После этого — тишина. Интересно, хоть перед кем-то извинились? Не спрашиваем, привлекли ли кого-то к ответственности — скорее всего нет, потому что мы бы об этом, наверное, услышали.
Теперь к следующей теме. До сих пор товары в украинских магазинах маркировали как попало: неразборчиво, скрывая важную информацию, не указывая аллергены и многое другое. И вот на днях Верховная Рада приняла законопроект № 8450 «Об информации для потребителей пищевых продуктов», который должен урегулировать эту сферу. Правда, похоже, на практике все будет далеко не так, как прописано в документе.
Наибольшая проблема — отсутствие органов, которые бы осуществляли контроль над маркировкой товаров. Вернее, этим должна заниматься Госпродпотребслужба, но ее «мощностей» явно не хватит. В Союзе потребителей Украины говорят, что сегодня на весь Киев всего 37 инспекторов, которые отвечают за супермаркеты, рынки, школы, маленькие магазинчики. Они должны ходить на плановые проверки и на жалобы потребителей. И чисто физически не могут выполнить такой объем работы. Подобная ситуация и в других городах государства.
Кроме того, эксперты говорят, что у законопроекта много слабых мест. В нем прописана норма, согласно которой предприниматель сам решает, указывать или нет срок реализации товара, который фасуется непосредственно в торговых точках. А в некоторых магазинах на крупах, которые продают на развес, могут написать, что срок реализации составляет, например, столько-то часов или суток. Как вычислять, просроченный товар или нет? С какой даты начинать отсчет и зачем лишний раз запутывать покупателей? Непонятно.
По словам экспертов, одно из слабых мест закона — это то, что плохо прописан пункт «употребить до». В западной практике на товарах пишут «use by», то есть «использовать до», а надпись «best before» означает, что продукт можно употреблять после указанной даты, то есть это вопрос качества, а не безопасности. Вместе с тем эксперты уверены, что новые законодательные нормы в основном правильные, но вопрос контроля их реализации остается загадкой. Что касается бизнеса, работающего по всем правилам, то для них нормы ничего не изменят, а вот тем, кто пытался скрывать и искажать важную информацию, ничто не помешает продолжать это делать.

Подытоживал Виктор БОНДАР.