Сегодня самое главное — это наличие позитивной динамики в контейнерных перевозках в Украине, да и на Черном море в целом. Особенно если сравнивать с некоторыми другими мировыми направлениями.

Руководитель Администрации морских портов Украины Райвис Вецкаганс говорит: были опасения некоторое время назад, когда компания Maersk перешла с контейнерного терминала в Одессе на терминал в «Южном», что в Одессе объемы упадут. Но, как видно из статистики, этого не произошло. Жизнь показала, что конкуренция стимулирует эффективную работу терминалов. Она же приводит и к снижению цен, что не может не нравиться грузовладельцам.
Он однозначно уверен, что транзитные мультимодальные перевозки, использующие, в частности, контейнерные поезда, — это тот потенциал контейнерного бизнеса, который нужно осваивать. Он не зависит от валового продукта Украины, это транзитные объемы. Необходимо целенаправленно работать с теми, кто сегодня геополитически и географически тяготеет к нашим портам. Это Молдова, Беларусь, Прибалтика, Скандинавия и определенная часть Европы. Скоро будет выставка в Минске, в Беларуси, где АМПУ с украинской железной дорогой будут представлять транспортные возможности нашей страны. Мы приглашаем всех экспедиторов, портовых операторов активнее участвовать в подобных мероприятиях, чтобы совместно разрабатывать транспортные продукты для привлечения транзитных потоков.
Важно отметить, что контейнерный бизнес в портах не может развиваться без развития наземной инфраструктуры, в частности железнодорожной. Весьма перспективными выглядят нынешние инициативы по развитию перевозок контейнерными поездами. Железная дорога в Украине на сегодняшний день ввела для зернового бизнеса так называемую маршрутизацию, когда маршруты для зерновых поездов выстраиваются в зависимости от приоритетов. Однозначно, что и контейнерные поезда тоже должны работать в подобных условиях, чтобы контейнеры или платформы не простаивали по две недели, а двигались по графику. Здесь важную роль могут сыграть сухие порты, о чем идут дискуссии и с железнодорожниками, и с портовыми операторами.
Кратко об инфраструктурных проектах. Одесский, «Южный» и «Черноморск» — это те морские порты, где ныне в равной степени идет наше инвестирование в соответствии со стратегией развития портов Украины. Мы видим, что контейнерный бизнес может успешно развиваться в этих трех портах. Акваторию морского порта «Южный» должны углубить до 21 м, Черноморска — до 16 м. Также АМПУ занимается развитием Одесского порта, чтобы те суда с максимальным дедвейтом, которые могут пройти по Босфору, могли обрабатываться в наших портах.
В национальной транспортной стратегии Украины до 2030 года предусмотрено, что наши порты должны входить в 100 крупнейших контейнерных портов мира, что объемы контейнерной перевалки в наших портах должны составлять не менее 30% объемов перевалки Черноморского бассейна. Это амбициозные задачи, которые мне поначалу показались слишком большими. Но теперь я думаю, что мы сможем достичь таких показателей.

Подготовил Вячеслав ВОРОНКОВ - наш собственный корреспондент в Одесской области