Уходящий 2018 год войдет в историю как важный этап на пути развития украинского государства, защиты его суверенитета и неприкосновенности границ от агрессивной России, которая оккупировала Крым и пятый год ведет войну на Донбассе. Как год научной дискуссии о государствообразующих перспективах, становлении украинской политической нации, поисках истоков украинской государственности и содержания национальной (государственной) идеи.

Фрагмент Большой карты аль-Идриси с изображением городов Руси-Украины: Кийав (Киев), Беразлав (Переяслав), Галисия (Галич). 

Из книги Татьяны Лютой «IMAGO URBIS: Киев на древних картах».

 

100 лет со времени утверждения трезубца Государственным гербом Украинской Народной Республики.

 

 

Провозглашение III Универсала Центральной Рады, согласно которому появилась УНР. Киев. Софийская площадь, 7 (20 ноября) 1917 года. В центре — руководители УНР Симон Петлюра, Михаил Грушевский, Владимир Винниченко.

 

Много веков украинцы носили клеймо, поставленное Российской империей, — «малоросс», «хохол», «младший брат». А также комплекс неполноценности, ущербности, заложенный нам «братским» народом насильно через агрессию, войны (первая война против Киевской Руси Владимиро-Суздальским княжеством датируется 1169 годом, уничтожение городов и сел во время вооруженного противостояния 1658—1689 годов, сожжение Батурина, пытки тысячи казаков-мазепинцев в Лебедине Петром I), аннексию Киевской митрополии, запрет украинского слова, книгопечатанья, культуры, нападение на УНР и установление тоталитарного большевистского режима с его Большим террором и тремя голодоморами, депортацию в Сибирь миллионов людей из Крыма и Западной Украины после Второй мировой. Украинскому обществу, которое поднялось на Революцию на граните, Оранжевую революцию и Революцию Достоинства, наконец удалось преодолеть постколониальный и постгеноцидный синдром. Украинцы, независимо от возраста и региона проживания, самоидентифицируют себя украинцами, потомками создателей древних государств, существовавших на наших землях, военных и культурных традиций, начатых тысячелетия назад. В этом сила первых добровольческих батальонов, которые остановили наступление вражеской армии в 2014 году и противостоят российско-террористическим войскам на востоке.
Российская агрессия против Украины началась с агрессии информационной. С возвышения «русского мира» и унижения, нивелирования всего украинского. Впереди танков и спецназовцев РФ пускает пропагандистов, ежедневно зомбирующих с экранов телевизоров, в радиоэфире, со страниц газет слушателя и читателя. По их методичкам, Украина — это окраина «русского мира», украинский язык — «наречие», а украинский народ — народ безгосударственный, не способный к самоуправлению и цивилизационному прогрессу.

От Триполья до Антского царства

Лучше всего о народе, который населял земли современной Украины шесть-семь тысяч лет назад и от которого мы унаследовали земледельческие традиции и культуру гончарства, украшение домов и домашнего быта, рассказывает неподкупная археология. Исследователи называют этот народ трипольцами. Археологическая культура получила свое название от села Триполья Обуховского района на Киевщине, в центре и на окраине которого археолог Викентий Хвойка нашел поселение второй половины V тысячелетия до н. э. и большое количество керамической рисованной посуды. На территории Украины найдено около 2300 памятников Трипольской культуры в 19 областях. Больше всего в Ивано-Франковской и Черновицкой областях — по 300 в каждой, по 150—250 в Черкасской, Киевской, Винницкой, Хмельницкой и Тернопольской. Известно более 20 поселений и могильников в пределах современного Киева, в том числе на территории Киево-Печерской лавры.
Ученые считают, что трипольский мир был намного больше того, который мы видим. Об этом свидетельствует тот факт, что за последнее десятилетие только на территории Киевской области количество открытых трипольских памятников увеличилось на 30 процентов. По мнению исследователей, количество поселений периода Триполья в Украине может насчитывать как минимум 5000.
По мнению исследователей, Трипольская культура возникла на Прикарпатье на основе нескольких археологических культур периода неолита. Уже с конца V тысячелетия до н. э. на территории нынешних Черкасской, частично Киевской областей возникают трипольские протогорода, занимающие территорию от 100 до 450 гектаров. Скорее всего, в V—IV тысячелетиях до н. э. это были крупнейшие города в мире. Численность населения в них достигала 15—20 тысяч человек. Палеодемографическое моделирование позволяет утверждать, что во времена Триполья территория современной Украины была одним из наиболее населенных мест на планете. А еще это один из центров развития мировой цивилизации.
Более тридцати лет Трипольскую культуру исследует кандидат исторических наук Алексей Корвин-Пиотровский. На Черкасщине — в Доброводах и Тальянках, где когда-то стояли протогорода, — он нашел и исследовал несколько жилищ гончаров, гончарные горны, ток, которым шесть тысяч лет.
— Эти находки имеют огромное значение для науки, поскольку подобных в мире еще не было, — говорит археолог. — Ни в Европе, ни в Междуречье, ни на американском континенте.
Откопанный горн размером 2х3 метра действительно уникален. Он многоканальный, имеет арочный свод, дымоход, объем обжигательной камеры — семь кубометров. Козлы в печке сделаны из глины и керамики.
— Находка дает много нового материала для определения технологического уровня тогдашнего общества, — говорит Алексей Корвин-Пиотровский. — А еще позволяет реконструировать образ жизни людей, обитавших в древности, дает новые рабочие гипотезы.
Триполье подарило человечеству не один десяток изобретений — двухэтажный дом, а также печь, двери, окна, порог, чердак; вертикальный ткацкий и сверлильный станки, тротуар, сани и воз, серп, металлический топор, стол, лавку, обувь, одежду, рушник, деньги, календарь, детские игрушки, разную посуду — миску, горшок, кувшин, ложку, зерновик. А еще земледельческие технологии, технологии градостроительства, выплавки меди. А украинцам — еще и искусство росписи домов, украшения одежды, верования и традиции.
— Чтобы понять древность Трипольской цивилизации, — говорит киевский краевед Владимир Перегуда, — нужно представить, что события, описываемые Гомером в «Одиссее», происходили более чем через две тысячи лет после упадка в самом центре современной Украины, на берегах Днепра, Буга, Днестра, Роси, огромных протогородов — «трипольских Вавилонов». Последние трипольцы жили на наших землях почти 5 тысяч лет назад, в те древние времена, когда строились величественные египетские пирамиды.
Таким образом, на наших землях проживал настолько древний народ, что название его не зафиксировано в древних записях, оно потерялось в глубине тысячелетий.
Бытует мнение, что именно от Триполья начинается Государство Украина. И хоть справедливо отмечает известный украинский ученый В. Петров, что между современными украинцами и людьми эпохи неолита лежит несколько этапов этнических трансформаций, духовное и культурное родство трипольской и современной украинской цивилизаций безоговорочно. Обе они занимают земли от Карпат до Днепра, трипольские племена собирали урожаи практически на тех же полях, что и мы, строили свои поселения и протогорода на берегах тех же рек, там, где и сейчас стоят города и села. Директор Государственного историко-культурного заповедника «Трипольская культура», расположенного в селе Легедзино на Черкасщине (в его фондах хранятся тысячи трипольских артефактов), Владислав Чабанюк, говорит, что изучая их, понимаешь: сколько лет гончарству — столько лет и Украине.
Если во времена Триполья наши предки строили протогорода, то в IV веке н. э. они создают протоукраинское государственное объединение — Антское царство. Известный историк Михаил Грушевский называет его древнеукраинским государством, поскольку анты, по его мнению, это древние украинцы. Их государство просуществовало почти триста лет — с начала IV до начала VII века н. э.
Готский историк Иордан рассказывает, что они жили между Днестром и Днепром. А Прокопий Кесарийский пишет, что их жилища достигали на востоке Азовского моря, а на западе — долины Дуная. Можно предположить, что анты занимали область лесостепи от Карпат до Северского Донца, где существовала известная Черняховская культура, которую связывают с этими племенами. В период своего расцвета их власть распространялась на земли от Дона до части территории Балкан. Иордан, как и византийский историк Прокопий Кесарийский, в своих трудах VII века н. э. охарактеризовал общественно-политический строй антов как демократию. В частности, Прокопий пишет, что «Славянами (склавинами) и антами правит не один муж, а издавна они живут общественным правлением, и так все дела — добрые или лихие — решают сообща». Скорее всего, Антское царство было федерацией славянских племен, во главе которых стояли вожди-воеводы. На этапе становления и формирования Антского союза власть царя была временная и выборная.
В письменных источниках VI—VII веков упоминаются цари, которых называли рексами, этого одного из самых известных славянских объединений раннего периода средневековья — Боз, Ардагаст и другие. Анты имели не только свою форму и структуру государственного управления, поскольку при решении государственных вопросов (защиты, военных походов, заключения мирных договоров) они созывали совет племенных старшин, а в случае необходимости — и народное собрание (вече) всех антов, но и сильную военную организацию.
Наиболее активные международно-правовые отношения Антское царство имело с Византийской империей, которая не просто признала антов полноправным субъектом международного права, но и заключала с ними мирные договора. Источники зафиксировали успешные походи антов на Византию в 493, 499, 502, 527 годах, в 530-х, 550—551, 584, 586—588, 597 годах. Несмотря на систематические войны, данных о нарушении антами обычаев и законов войны или же жестоком обращении с заложниками нет. Наоборот, официальные византийские источники сообщают, что захваченные во время войн пленники за выкуп могли вернуться домой или по собственной воле остаться там как свободные люди.
С начала VII века анты перестают упоминаться в письменных источниках. Их место заняло новое и более широкое объединение — Русь, центром которой были наиболее развитые земли антов. Это государство унаследовало также демократические формы правления Антского царства, что свидетельствует о преемственности украинской истории и традиций нашего народа.

Бертинские хроники — древнейшее письменное упоминание о Руси-Украине

Недавно Франция передала в Украину копии выписок из Бертинских хроник (Les Annales Bertiniani), которые хранятся в библиотеке города Сент-Омер и считаются древнейшим упоминанием о Руси-Украине. Хроники, их еще называют Бертинскими анналами, созданы Пруденцием — придворным капелланом императоров франков Людовика Благочестивого (814—840) и его сына Карла II Лысого. Назван уникальный документ по аббатству святого Бертина в Северной Франции, где была найдена рукопись. Согласно Бертинским анналам, в 839 году император Византии Теофил отправил ко двору Людовика Благочестивого послов «хакана росов», которые не могли вернуться прямой дорогой домой.
«В 839 году к императору Людовику I прибыло посольство византийского императора Теофила, который прислал также... некоторых людей, утверждавших, что они и народ их называются рос (Rhos); их король (лат. rex) носит титул хакана (лат. chacanus) и послал к нему (Теофилу), как они утверждали, для дружбы...», — сообщается в Бертинских анналах. Теофил просил, чтобы император помог безопасным путем через его империю вернуться послам русов домой, поскольку дорога, по которой они прибыли в Константинополь, пролегает через варварские земли, населяемые воинствующими народами. Хроники рассказывают, что император узнал о происхождении послов, они из народа шведов, поэтому, считая их разведчиками, а не послами, он решил их задержать до тех пор, пока не выяснится, откуда путешественники и каковы их намерения. Об этом Людовик I решил «сообщить Теофилу, а также о том, что из любви к нему принял их ласково и что, если они окажутся достойными доверия, он отпустит их, предоставит возможность безопасного возвращения на родину и помощь; если же нет, то с нашими послами отправит их к нему (Теофилу), чтобы он сам решил, как с ними поступить». (Ann. Bert., a. 839, 
р. 30—31).
До момента образования Киевской Руси насчитывалось более 100 славянских племен, которые были объединены в 14 больших союзов: поляне, древляне, уличи, тиверцы, дулебы, бужане, волыняне, хорваты, северяне, вятичи, радимичи, дреговичи, кривичи, ильменские словене. Таким образом, союз племен радимичей включал восемь племен, вятичей — шесть. За союзом закреплялось название племени, которое объединяло их. Как отмечает Игорь Бойко, в бассейне трех рек — Роси, Росавицы и Росавы — на правобережье Днепра в VI веке сформировался полянский союз племен, который позже стал центром объединения восточных славян. «Скорее всего, корень упомянутых нами гидронимов дал название государству — «Русь». М. Грушевский отмечал: «Ім’я Руси заявляється в Україні далеко скоріше ніж в другій половині IX віка, і вже від IX в. у арабських географів воно спеціально прив’язується до Київщини: аль Джайгані, дуже авторитетний географ, що писав при уряді великаго визира Саманидів, володарів Хорасана (край на півд. схід від Каспийського моря), а черпав свої відомости ще з старшого джерела, середини IX в. як здається, розрізняє в Руси три групи чи племени, і властива Русь для нього — се Київщина: «Їх володар живе в Київі (Куябі)», — пишет исследователь.
Доктор филологических наук, заслуженный профессор Львовского национального университета имени Ивана Франко Василий Лизанчук справедливо отмечает, что еще один западноевропейский источник ІХ века — «Баварский географ» — свидетельствует, что русы в середине ІХ века проживали в Центрально-Восточной Европе, они были главным независимым народом на землях между хозарами и уграми.
«Под «Русской землей» или «Русью» (древнеукраинским государством) понимали территорию Среднего Поднепровья, определенную городами Киев — Чернигов — Переяслав (земли полян, древлян, северян). «Только к этим землям и городам применяли термин «Русь». Ни Новгородская земля, ни Суздальская (как и остальные присоединенные к Киеву земли), по мнению современников, Русью не были», — подчеркивает Игорь Бойко. В первой Новгородской летописи можно прочитать о поездках новгородцев «в Русь» (то есть в Киев, Чернигов или Переяслав). Так же «в Русь» ездили из Ростова, Суздаля, утверждает Василий Лизанчук.
К тому времени, когда были написаны Бертинские хроники, принадлежит и первое упоминание о Руси в арабской литературе — среднеазиатский ученый IX века аль-Хорезми в подготовленном между 836—847 годами труде по географии «Книги картин земли» называет реку Друс (Днепр), которая начинается с Русской горы.
Своего расцвета Киевская Русь достигает во времена правления крестителя князя Владимира и его сына Ярослава Мудрого. Оба правителя расширяют и укрепляют границы древнерусского государства, строят системы укреплений с городами-крепостями, укрепляют войско, возводят храмы со школами и библиотеками, устанавливают дружеские отношения с соседними странами.
Преемницей Киевской Руси стала Галицко-Волынская Русь, а не протомосковское Владимиро-Суздальское княжество, как это манипулятивно навязывают нам апологеты общерусского единства трех «братских» народов — русского, украинского и белорусского. Один из их мифов — общие происхождение, история и культура, древнерусский язык.
Михаил Грушевский доказывал, что Киевская Русь была создана древними украинцами, автохтонами, с древних времен заселявшими эти территории. Эта схема обосновывала самобытность, самостоятельность и непрерывность исторического бытия украинского народа.
Исследователи древних хроник, доктора исторических наук Владимир Сергийчук, Ольга Щодра, Иван Патриляк и другие предлагают официально учредить День украинской государственности, которой как минимум 1180 лет.
Известный историк Владимир Сергийчук в своих исследованиях этногенеза и становления украинцев как нации ссылается на европейские источники. Он подчеркивает, что «мир издавна и четко выделял границы украинского расселения. Например, в 1540 году французский посол в Венеции Пелисье, информируя своего короля о событиях в Турции, часто упоминал знаменитую султаншу Роксолану, отмечая при этом ее украинское происхождение и подчеркивая, что «живут эти русские от Карпатских гор до Борисфена и Понта Эвксинского». На карте Европы 1571 года, которая хранится в библиотеке Ватикана, есть надпись «Росія-Русь», покрывающая нынешнюю Галичину, Холмщину, Подляшье и Полесье с Люблином, Холмом, Львовом, а граница между Польшей и Русью на карте проходит по Висле. Таких карт и свидетельств европейских дипломатов и путешественников о землях расселения украинцев множество. Напомним слова еще одного деятеля — французского генерала маркиза Габриэля де Кастельно, который в своем труде в 1820 году об украинцах писал: «Многочисленная нация эта населяет земли от границ Орловщины до границ Венгрии и занимает, без какой-либо мешанины, Херсонщину, Харьковщину, части Курщины и Воронежчины, всю Полтавщину, Черниговщину, Киевщину, Подолье, Волынь, часть Менщины, большую часть Галичины — и все население без какого-либо различия в обычаях и нравах...».
В центре Москвы недавно претенденты на древнерусскую историю (сама же Москва возникает как улус Золотой орды, финно-венгерское население этих земель принадлежит к Дьяковской культуре, предкам летописного племени меря, племен мещера и голядь) установили памятник крестителю Киева Владимиру Великому, его именем называют военные корабли, ему посвящают выставки и конференции. При этом робко умалчивают тот факт, что княжеским знаком Владимира Киевского был трезубец — его чеканили на монетах, сребрениках и злотниках, на печатях таможенников, спустя века он стал гербом Украинской Народной Республики, а с 1991 года — и независимой Украины. Это еще одно доказательство преемственности и непрерывности украинской истории от древнейших и княжеских времен, в Москве же трезубец боятся, как черт ладана. Во время российско-украинской войны на Донбассе, которую ведет РФ в том числе и за нашу историю и право иметь свою «колыбель крещения», добровольцу со Львовщины Василию Пелишу «братья» отрубили руку до самого плеча, где была татуировка трезубца.

«В своїй хаті своя й правда»

24 августа 1991 года Актом провозглашения независимости Украины была восстановлена украинская государственность. Заместитель председателя Украинского института национальной памяти Владимир Тылищак отмечает: «Украинское государство унаследовало традиции строительства государства от Руси, Галицко-Волынского княжества, Великого княжества Литовского, Казацкого государства, украинской государственности начала ХХ века. Провозглашение независимости 24 августа 1991 года стало логичным завершением процесса строительства украинского государства».
Современное наше государство — преемник УНР, поэтому сейчас мы говорим о 100-летии возрождения украинской государственности. В период Украинской революции украинцы утвердили государственные границы, язык, деньги, символику (герб, гимн и флаг), создали боеспособное войско, получили признание мирового сообщества.
О непреодолимом желании украинцев порвать московские путы и иметь собственное независимое соборное государство свидетельствует манифестация в Киеве, состоявшаяся 19 марта 1917 года. Тогда в поддержку Украинской революции на Софийскую площадь вышло 100 человек: воины, рабочие, студенты, учащиеся гимназий, дети из приютов, служащие, члены украинских обществ. Участниками манифестации было 14 военных оркестров и пять хоров. Как писал Михаил Грушевский, «весь Київ, можна сказати, виступив: одні в процесіях, інші на них дивитись». По его словам, эта манифестация показала, что «українство — се не фікція в головах гуртка романтиків чи маніяків-інтелігентів, а жива сила» над массами, она «їх рушає й підіймає».
Событиям в Киеве предшествовала 25-тысячная украинская манифестация в Петрограде, состоявшаяся 12 марта в честь Шевченковского праздника под лозунгом «Пусть живет свободная Украина в свободной России».
Созданная в результате украинской национально-освободительной революции Центральная Рада приняла ряд важных законов для налаживания жизни государства — о гражданстве, денежной единице, армии, государственном флаге и гербе, о земле, восьмичасовом рабочем дне. Создана система вышестоящих органов власти УНР: парламент — Украинская Центральная Рада с Малой Радой, действовавшей между ее пленарными заседаниями, правительство — сначала Генеральный Секретариат, а затем Совет Народных Министров, с генеральными секретарствами и министерствами. Появились Украинский государственный банк, Генеральный суд, Украинское телеграфное агентство. Установлены первые дипломатические отношения с другими государствами. УНР стала субъектом международного права.
Только внешняя агрессия и внутренние противоречия не позволили сохранить это государство. В 1918 году московско-большевистское войско наступает на Киев. Защищать украинскую столицу отправляются добровольцы, среди которых много студентов. Под Крутами, в 130 километрах к северо-востоку от Киева, 29 января завязался бой, продлившийся шесть часов — четырехтысячной большевистской армии Муравьева противостояли почти 400 киевских студентов и бойцов вольного казачества. В бою погибли 70—100 украинских воинов, 27 попали в плен. Муравьевцы жестоко поиздевались над юношами, а затем их расстреляли.
Ученик седьмого класса Григорий Пипский со Старосамборщины перед расстрелом начал петь «Ще не вмерла Україна», его поддержали остальные... Ценой собственной жизни эти юноши задержали наступление противника на столицу на четыре дня, что позволило украинской делегации подписать Брест-Литовский мирный договор, спасший молодое украинское государство.