В обществе обсуждают уместность переноса даты празднования Рождества с 7 января на 25 декабря. Мнения разделились... Одни считают, что Рождество нужно праздновать 25 декабря, вторые — 7 января, третьи — за то, чтобы в календаре государственных праздников Украины было два выходных.

На мой взгляд, согласно законам логики в одном документе нельзя использовать разные системы летоисчисления. Одну дату (Новый год) мы празднуем по григорианскому календарю, а другую дату (Рождество Христово) — по юлианскому. Такое летоисчисление сбивает с толку. Поскольку перенос Нового года на 14 января кажется неуместным, лучше перенести Рождество на 25 декабря.
Согласно христианским канонам перед Рождеством соблюдается пост. В украинской традиции его называют Рождественским или Филипповым. Особенно строгими считаются первая и последняя недели поста. На период именно такого строгого поста приходится празднование Нового года, которое в народном сознании ассоциируется с богато накрытым столом. В примету «как Новый год встретишь, так его и проведешь» верит большинство украинцев. Многие из них просто в отчаянии, как же его встречать, чтобы и праздник был «как положено» и христианскую этику соблюсти.
К тому же существует традиция коллективно встречать Новый год, устраивая корпоративы накануне. В таких случаях перед многими верующими встает дилемма, что делать, чтобы и с коллективом повеселиться и Бога не прогневить... Перенеся празднование Рождества на 25 декабря, мы сделаем этот праздник общенациональным. Ведь он тогда станет единым не только для украинцев всех христианских конфессий — католиков, протестантов, а также униатов и православных (если будет политическая воля руководителей этих церквей), но и для украинцев родноверческих конфессий, которые исповедуя веру предков, празднуют в этот день Рождество Солнца. Именно 25 декабря заканчивается зимнее солнцестояние и день начинает прибывать.
Перенос Рождества на 25 декабря поможет сохранить давние украинские аутентичные традиции и символику. Одним из древнейших украинских рождественских символов является дидух, который устанавливают в доме в красном углу именно накануне Рождества и торжественно сжигают на Новый год. Установление дидуха 24 декабря (в канун Нового года) может привести к замене введенной Петром І традиции рубить и украшать елки, на более древнюю, экологичную, украинскую — ставить соломенного дидуха. Елка, а особенно венок из ели, который стал модным в последнее время, в украинской традиции связывается с миром умерших. В то время как дидух является символом достатка, благополучия и жизни, поскольку делается из ржаных и пшеничных колосков.
Дидухи в виде родового дерева также символизируют духовное единство семьи и всего украинского народа, включая предков и будущие поколения. Установленные вместо елок дидухи на площадях городов и сел Украины будут способствовать ее духовному возрождению и нести национальный колорит.
То же можно сказать и о звездочетах со звездами-солнышками и ватагах колядников, которые извещают как о рождении Солнца-светила, так и о рождении христианского солнца — Иисуса Христа.
Для лучшего восприятия этих изменений все позиции и преимущества необходимо широко и заранее обсудить в СМИ, дать возможность высказать свои аргументы всем сторонникам и противникам. При условии позитивного отношения священнослужителей и разъяснительной работы среди своих прихожан, изменения станут успешными.

Светлана ТВОРУН, кандидат исторических наук, доцент.
Винницкий учебно-научный институт экономики Тернопольского национального экономического университета.