Люди всегда жаловались на время, в которое они жили. А мудрецы советуют поверить в то, что хорош каждый миг, и все события — печальные или радостные, чему-то нас учат. Наши предки различали время человеческое и время Божие, оно имело разные качественные измерения, первое — короткое и суматошное, второе — вечное и спокойное. Чтобы выйти из-под власти человеческого времени, нужно чаще думать о вечном. К вечному относятся вера, любовь, милосердие — именно эти чувства и делают нас людьми. Становится еще более значимым главное содержание Рождества — обновление мира через приход на землю Спасителя, создание нового времени и пространства лучшего качества при участии самого человека, восхваление мирного труда, семьи в условиях войны.

На зимние Святки жилье и улицы украшены наряженными елками. Согласно библейским преданиям, посреди рая стоит Древо жизни, которое охраняет Архангел с огненным мечом, запрещая грешным людям вернуться туда. Но из безграничной любви к своему творению Бог, став человеком, сам сошел на землю, чтобы вернуть людям то, по чему так грустит душа — потерянный рай, подарить ему чудесную возможность снова быть рядом с Ним. В честь этого события — Рождества Христова и возник обычай украшать деревце — символ Древа жизни. Верхушку елки традиционно венчает звезда — символ Вифлеемской звезды. Лучи этой звезды когда-то привели в пещеру к новорожденному Христу волхвов и пастухов, объединив богатых и бедных, простых и мудрых.
Все мы в этом мире лишь Божьи дети, отказываясь от небесного покровительства из-за чрезмерного тяготения к земному — власти, славе, богатству, становимся сиротами. В гробу нет карманов, на тот свет понесешь только то, что сохранилось в твоей душе. В такой системе моральных ценностей украинского крестьянина далекий Вифлеем был близким и знакомым. Готовясь ко встрече Рождества, все разучивали колядки. Помню еще с детства слова одной из них, услышанной от бабушки: «Ой над Вифлеємом сіяє звізда, там Діва-Мати Сина рождає, малеє дитя». Участники рождественских спектаклей шили костюмы, делали Вифлеемскую звезду, шопку (сундучок, символизирующий ясли, в которых родился Христос).
Рождество — это не только вкусные блюда, веселые забавы, но еще и общение с близкими. Доброе слово было в это время лучшим даром. Духовное Божье слово звучало на праздничном богослужении. В праздничных величальных песнях — колядках, под окнами дома или в светлице сначала славили Христа, а потом восхваляли трудолюбие хозяина, мудрость его жены, красоту дочерей и отвагу сыновей. Пели о том, что Пречистая Богородица, святые Василий, Илья сходят в это время с небес, чтобы помочь простому люду.
Состояние Вселенной на момент Рождества — «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!», описанное в Библии, было понятно нашим предкам. Об этом свидетельствуют многочисленные народные предания, обычаи, традиции. Накануне праздника в первую очередь заботились о других — несли ужин крестным, дедушкам и бабушкам, вдовам, сиротам и только после этого, дождавшись появления на небе вещей звезды, садились за праздничный стол в семейном кругу. Праздник объединял человека и Бога, живых и умерших, личность и коллектив, «сшивая» вместе полотно бытия, поврежденное тревогами и страхами, горем или нищетой. Творец сходил на землю, чтобы поддержать человека, открыв ему путь к Себе — к богоравенству. Мир обновлялся, наполняясь радостью, светлым теплом Вифлеемской звезды.
Вечное, всегда новое и непостижимое таинство прихода Творца в созданный Им мир, воплощение безграничного в ограниченном, вечного в кратковременном навсегда закрепило за праздником Рождества ореол чуда. Это чудо лучше других чувствуют дети: чистая детская душа еще не потеряла свое внутреннее зрение. Впрочем, для каждого всегда существует возможность вернуться: к первозданной чистоте чувств, единению духовного с материальным. Сойдя на землю, Христос не только изменил отсчет времени, но и его качество. Наш выбор проживать собственную жизнь с Богом наполняет ее любовью, даря каждому возможность создания персонального доброго времени, которое не зависит от общественных реалий.
С Рождеством Христовым!

Галина БОНДАРЕНКО,
ведущий научный сотрудник Института искусствоведения, фольклористики и этнологии имени М. Ф. Рыльского.