Черниговщина — среди лидеров по темпам децентрализации в Украине. Уже очевидно: те хитрецы, которые выжидают, — просто тянут время, боясь потерять свои зарплаты, ведь сельским головам государство платит твердую ставку, несмотря на результаты. И потому есть даже такие парадоксы, когда в сельсовете на Нежинщине, где чуть больше 200 жителей, есть сельсовет, есть голова — все довольны и смеются. Кроме самих жителей, потому что такая громада не получает субвенций и не имеет никакого развития. Или в моем родном селе — Авдеевке Сосницкого района: два руководителя села всячески тянут с образованием ОТГ, что не помешало нынешнему сельскому голове Анатолию Адаменко безуспешно баллотироваться на должность председателя ОТГ. Но не своей, а соседней. Однако свое село вводить в ОТГ он явно не хочет — а что, вдруг не выберут старостой или председателем, вдруг прекратится бесконтрольное торгашество лесом? В результате — участковая больница закрыта, улицы темные без освещения, дороги не ремонтируются, а село будет присоединено к другой ОТГ по перспективному плану, хотя могло бы стать центром своей объединенной громады. Как когда-то было волосным центром.

Успехи заметны 
невооруженным глазом
Но интереснее проанализировать — а каких же успехов добились те, которые уже оформились в объединенные территориальные громады?
Практически все ОТГ открывают свои фельдшерско-акушерские пункты, ремонтируют детсады и школы. Если раньше постоянными были нарекания районных чиновников на недостаточность средств для содержания социальной сферы и под эвфемизмом «оптимизации» закрывали ФАПы, школы и детсады, то сейчас практически нет ни одного закрытия. Разве что в Коптевской ОТГ закрыли одну малокомплектную школу, но исключение из правил только подчеркивает правило.
Ремонтируют, хотя и не везде, и клубы — даже маленькая Мринская громада сумела взлелеять, как куколку, свой клуб, и молодой директор наполняет его содержанием. Труднее с библиотеками — вообще-то они еще не переданы в ОТГ, а остаются в районном подчинении и идет тихий процесс их закрытия. Скажем, в селах Холминской ОТГ библиотеки закрыты. Но — решением районной власти. В то же время в другой части Корюковского района — в одноименной громаде, они работают и, как я убедился в районной библиотеке, даже развиваются. Скажем, здесь, в детской библиотеке, есть очень хорошая комната, где дети могут поиграть, позаниматься изготовлением каких-то поделок, а не только брать книги.
Ремонт дорог и их освещение — один из приоритетов ОТГ. Улицы в селах засияли фонарями! Наконец-то. Ведь на Черниговщине знают, как в соседней Беларуси более 70 процентов всех улиц освещены, конечно, при диктатуре это легче сделать: «бацька» дал команду — и ее выполняют. А в Украине это все надо провести через демократические процедуры — решение совета, тендеры... Да еще и общественные активисты не упустят возможности покритиковать...
На что тратятся деньги?
В этом году объединенным территориальным громадам Черниговщины выделено почти 143,3 миллиона гривен субвенции на формирование инфраструктуры. А это — реализация около 200 проектов для развития громад.
Наибольшее количество проектов (96) направлены на восстановление систем уличного освещения. Еще 39 проектов — закупка транспортных средств для коммунальных предприятий. Три проекта — приобретение школьных автобусов для Высочанской, Козелецкой и Холминской громад.
В Вертиевской, Деснянской, Батуринской, Носовской, Сновской, Коропской, Лосиновской, Мринской, Бобровицкой, Городнянской, Менской, Новобасанской, Олишевской, Плисковской, Сребнянской громадах капитально ремонтировали проезжую часть автомобильных дорог коммунальной собственности (всего 26 проектов).
Благодаря государственной субвенции в 15 ОТГ осуществили капитальный ремонт зданий бюджетных учреждений с применением энергоэффективных технологий (24 проекта).
На ремонт системы водо-
снабжения и водоотвода потратили средства в Корюковской, Бобровицкой, Ичнянской, Куликовской, Менской, Семеновской громадах (10 проектов).
И еще — яркий пример денег, которые теряются. В Коптевской ОТГ благодаря внедрению канадской системы мониторинга земель обнаружили полторы тысячи гектаров неучтенной земли! Представляете — в одной лишь ОТГ! То есть, конечно, все знали, что есть такие луга и такая пашня, и их использовали, но налогов с них никто никогда не платил! И кто-то может убедить, что такая картина в одной лишь громаде?!
Планы
На Черниговщине продолжается обсуждение перспектив развития громад. Так на Городнянщине говорили о достижениях за последние несколько лет: а это ремонты дорог, ряд реализованных проектов по утеплению и капитальных ремонтах учебных заведений и медицинских учреждений, оснащение их современным оборудованием. Также среди достижений — успешное внедрение концепции «Новой украинской школы» и реформирование звена первичной медицины.
В перспективе: дальнейшая реализация инфраструктурных проектов за счет софинансирования из местных бюджетов и средств ГФРР, создание благоприятного бизнес-климата, что позволило бы привлекать инвесторов. Амбициозные планы — строительство завода по переработке кварцевого песка в стеклянные изделия.
На Ичнянщине говорили о необходимости модернизации учреждений жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы. Акцентировали на важности внедрения инклюзивного образования. Сейчас работают два инклюзивных класса в двух учебных заведениях и ресурсный центр. Ичнянская ОТГ — пример эффективного развития территории. В первый год существования ичнянская громада заняла 15 место среди 78 ОТГ во всеукраинском рейтинге.
В перспективе здесь планируют ремонтировать дороги и водопровод, приобрести школьный автобус, реализовывать инфраструктурные проекты для улучшения медицинских и образовательных услуг, удовлетворения культурных потребностей громады.
На заседании советов регионального развития Менского, Семеновского и Сребнянского района речь шла о перспективах развития сельскохозяйственных товариществ, реализации инфраструктурных проектов, модернизации учреждений образования, здравоохранения и культуры, восстановлении спортивных объектов, приближении к людям комплекса социальных услуг.
Абсурды сохраняются
«Голос Украины» уже писал о нелогичности ситуаций, когда весь район входит в ОТГ, но районные советы и администрации при этом сохраняются. А это — содержание кабинетов, служебного транспорта, зарплаты чиновникам, которые уже практически ни за что не отвечают. Особенно остро эта ситуация заметна в Сновском, Куликовском и Ичнянском районах, где уже практически вся территория входит в ОТГ. Или когда при 10 тысячах жителей в Сребнянском районе «успешно» действуют все необходимые районные структуры...
Украина — богатое государство: чтобы вот так содержать неработающих чиновников! Собственно, как выход, придумали объединение имеющихся 22 районов в 4. Фактически они будут уездами, которые существовали более ста лет назад. Конечно, не все с этим согласны — менские чиновники провели решением своего совета протест против такого урезания их хлебных должностей. Хочется верить, что эти протесты не будут иметь силы, но сейчас Верховная Рада — на каникулах, и в новый год мы вступаем с продолжением административного абсурда.

«Раздутые штаты не означают компетентности»

В этом убежден советник Центра развития местного самоуправления Александр Мельник (на снимке). Однако ряд ОТГ пошли именно по этому пути, следуя негативному опыту районного управления.
Мониторинг финансовой состоятельности 16 ОТГ Черниговщины, которые имели прямые бюджетные отношения с государственным бюджетом Украины в 2017 году, проведенный группой финансового мониторинга Центрального офиса реформ при Минрегионе (при поддержке Программы «U-LEAD с Европой» и проекта SKL International), показал интересные цифры.
Собственные поступления на одного жителя ОТГ: Гончаровская (6 642), Деснянская (5 204), Вертиевская (4 984), Корюковская (4 173), наименьшие: Лосиновская (1 937), Остерская (2 057).
Капитальные расходы на одного жителя: Вертиевская (3 394), Коптевская (2 802), Макеевская (2 529). Наименьшие: Лосиновская (659), Остерская (812).
Дотационность бюджетов: Ивановская (17,3%), Лосиновская (15,2%), Остерская (15%). Минусовая дотационность: в военных Гончаровской и Деснянской (то есть в тех, где стоят воинские части, которые и дают большие поступления от налогов физических лиц) и в Корюковской (там — крупнейшее в восточной Европе предприятие по производству обоев). Нулевая или близкая к нулю — в Парафиевской, Мринской, Вертиевской и Батуринской громадах.
Удельный вес расходов на содержание аппарата: Макеевская (41%), Коптевская (35%), более трети: Ивановская и Лосиновская, четвертую часть «съедает» аппарат в Мринской, Коропской, Вертиевской громадах.

«Защита от дурака»

Спрашиваю у Ирины Кудрик (на снимке), директора Центра развития местного самоуправления: «При всей критичности моего отношения к районной структуре управления, именно областной и районный уровень были защитой от дурака. То есть неправильные решения местных руководителей гасились бюрократией, которая поставлена выше. А теперь, когда ОТГ имеют прямые бюджетные отношения с центром, такая защита исчезает. А появление популистов, неадекватов в руководстве ОТГ становится реальным. Как быть?»
Ирина Кудрик улыбается и уверяет, что наше общество резко повзорослело и сама система задач, которые стоят перед ОТГ, вытесняет упомянутых мною лиц. Ведь даже составить паспорт громады — надо иметь компетентность. А что уже говорить о стратегии развития, о контроле и отчетности за финансы?!

Говорит Людмила Чебак (на снимке), советник по децентрализации Черниговского Центра развития местного самоуправления: «Каждая громада составляет паспорт в зависимости от своих возможностей и желания. Кое-кто подошел к этому процессу ответственно и имеет подробный документ, а кто-то — с минимальными усилиями, заполнив лишь форму паспортов способных территориальных громад, утвержденную Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 апреля 2015 года № 214. К тому же, как правило, заполнение этой формы происходило в начале создания громады и в течение следующего года (годов) никакие изменения в паспорте не отображались. Следовательно, часто громада не владеет актуальной информацией о своих основных показателях и ресурсах, не может оперировать ими перед потенциальными инвесторами и грантодателями».

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Нынешний процесс образования ОТГ — это фактическое возвращение к уездно-волостному устройству, которое было в Российской империи в позапрошлом веке. А оно в свою очередь базируется в Украине на полковом устройстве Гетманщины. Земские учреждения занимались школьным образованием, ремонтом дорог, санитарией, медициной — всем тем, что сегодня наконец переходит в руки громад. Последнее в Чернигове, перед оккупацией российскими большевиками, заседание земцев касалось устройства санитарных колодцев.

КОММЕНТАРИЙ

Ирина Грозенко, депутат областного совета, исполнительный директор черниговского отделения Всеукраинской ассоциации местных советов:
«На примере первых пяты ОТГ области вижу, что не нужно было набирать такие штаты, как в районных администрациях. Примерное штатное расписание потому и называется примерным, что к нему надо подходить с умом и осторожно. Экономика должна быть экономной».

Фото предоставлены автором.
Подготовил Васыль ЧЕПУРНЫЙ - наш собственный корреспондент в Черниговской области