Это предусмотрено доработанным проектом закона «О внесении изменений в Закон Украины «О внешкольном образовании», обнародованным на сайте МОН. Документ подготовлен во исполнение Закона Украины «Об образовании». Он должен усовершенствовать правовое регулирование образовательного процесса в системе внешкольного образования, а также создать условия равного доступа к нему. Замечание и предложения к проекту в министерстве будут принимать до 20 января.

В МОН ожидают, что реализация проекта закона положительно повлияет на развитие и модернизацию внешкольного образования на принципах компетентностного подхода, доступности, ориентации на потребности и запросы детей и их родителей.
Проектом, в частности, предусмотрено: уточнение терминологии в системе внешкольного образования; расширение содержания понятия системы внешкольного образования; разграничение основных задач внешкольного образования, основных принципов государственной политики и принципов образовательной деятельности в системе внешкольного образования; определение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в системе внешкольного образования; установка системы обеспечения ее качества.
Полученные в учреждениях внешкольного образования умения теперь будут иметь большее значение. Законопроектом предусмотрено, что «компетентности, полученные по образовательным и учебным программам внешкольного образования, могут учитываться и признаваться на соответствующем уровне образования». Как объясняют эксперты, на практике это можно реализовать так: спортивные достижения ученика будут засчитывать как школьные оценки по физкультуре. Интересно, что внешкольное образование можно будет получать и заочно. Законопроектом предусмотрена свобода в выборе направлений, форм и темпов получения внешкольного образования, образовательных и учебных программ. «Получение внешкольного образования может проходить в очной, дистанционной, индивидуальной и других формах с учетом возможностей и потребностей субъекта образовательной деятельности в системе внешкольного образования и получателя внешкольного образования», определено в законопроекте. Получение внешкольного образования будет обеспечиваться субъектами образовательной деятельности в системе внешкольного образования, а также может обеспечиваться семьей.
Законопроектом урегулированы и кадровые вопросы. Руководителя государственного или коммунального учреждения внешкольного образования будут назначать по результатам конкурса на шестилетний срок. Среди его подчиненных на должностях педагогических работников могут быть люди с непрофильным дипломом или вообще без высшего образования.
«Педагогическим работником в системе внешкольного образования может быть также лицо, не имеющее высшего педагогического или другого высшего специального образования, но обладающее практическим опытом, знаниями, умениями в области народных художественных промыслов, искусств, науки, техники, спорта или по другим направлениям внешкольного образования, моральные качества и состояние здоровья которого позволяют исполнять профессиональные обязанности, — говорится в законопроекте. — Такие лица могут быть назначены на должность педагогического работника сроком на один год и могут продолжить работать на соответствующих должностях педагогических работников системы внешкольного образования после их успешной аттестации...». Кроме аттестации, законопроект предусматривает сертификацию педагогических работников в системе внешкольного образования, но детали неизвестны.
Принцип «деньги ходят за ребенком», который МОН ранее обещал применить к финансированию учреждений внешкольного образования, в документе не упоминается. Как и возможность за счет государственных ваучеров частично спонсировать получение ребенком внешкольного образования в частных учреждениях.
В соответствие со 26-й статьей законопроекта, «финансирование государственных и коммунальных учреждений внешкольного образования осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, частных учреждений внешкольного образования — за счет средств учредителей основателей (владельцев)». Финансирование субъекта образовательной деятельности в системе внешкольного образования всех форм собственности может осуществляться также за счет дополнительных источников, не запрещенных законом. Вместе с тем предусмотрено, что «Государство может способствовать развитию внешкольного образования путем предоставления соответствующих образовательных субвенций».
Надеяться, что все кружки и секции будут для детей бесплатными, не приходится. С принятием изменений в закон тенденция к коммерциализации внешкольного образования не изменится, говорят эксперты.
Отдельно авторы проекта упомянули о художественных школах: «Оплата обучения в художественной школе в рамках образовательной программы, финансирование которой обеспечивается за счет средств государственного или местного бюджета, является частичной компенсацией стоимости обучения получателю начального художественного образования. Общий объем средств, поступающих как плата за обучение в художественной школе, в среднем может составлять от семи до десяти процентов от общего фонда оплаты труда, предусмотренного школе на соответствующий финансовый год».
Воспитанники многодетных и малообеспеченных семей, дети с инвалидностью и с особыми образовательными потребностями, сироты и лишенные родительской опеки получать внешкольное образование будут бесплатно. Порядок компенсации соответствующих средств из государственного и местных бюджетов будет утверждаться Кабинетом Министров.

Соб. инф.