Луганчанин Евгений Коротких продолжает удивлять. Недавно он осуществил уникальный спортивный поход на самодельном парусном катамаране. За 100 дней путешествия его команда сделала переход протяженностью 6 000 километров через Черное, Средиземное моря и участок Северной Атлантики.

 

Одна из команд катамарана. Евгений Коротких — крайний справа.

 

Катамаран «Удача» в одном из портов.

 

От восхищения кричали: «Крейзи!»

Несколько лет назад наша газета рассказывала об этом удивительном человеке, став информационным спонсором его длинного и довольно рискованного путешествия по пяти морям. А свой первый морской поход под парусом Евгений совершил рядовым матросом более двух десятилетий назад, пройдя от Севастополя до Мариуполя. Тогда еще никто не решался ходить на катамаранах вдоль берега на такое расстояние, а группа энтузиастов, в которую входил и луганчанин, рискнула пройти сразу через два моря — Черное и Азовское. С того момента, можно сказать, Евгений и потерял покой: стал строить катамаран и планировать международный переход. Отсутствие денег и опыта в создании таких плавсредств, понятно, сдерживало процесс. Ведь предстояло создать не просто судно, состоящее из двух параллельно расположенных корпусов, которые связанны между собой общей палубой. Нужно было создать такой катамаран, который выдержит суровые морские испытания, сохранив жизнь команде. К слову сказать, этот вид суден в целом не получил распространения в судостроении ввиду сложности постройки и проблем с обеспечением прочности этого соединительного моста. И Евгению надо было над этим хорошо подумать, найти наиболее удачный вариант. В 2004 году катамаран был создан, и его творец стал готовить его к испытаю океаном.
Евгений — упорный человек. Это качество характера помогло ему собрать команду таких же отчаянных романтиков, как он сам, и отважится на большой поход. В тот раз они дошли до Турции. Когда пришвартовались в Синопе и местные узнали, что украинцы преодолели такой морской путь без мотора и на одних парусах, не верили, крутили у виска: «Крейзи!»
Через четыре года Евгений Коротких снова стал собираться в поход. На сей раз решил идти через Атлантику, будучи вполне уверенным, что его новый катамаран выдержит и это испытание. Но закончить маршрут помешали обстоятельства, напрямую не связанные с морем. Тем не менее, удалось пройти пять морей — Азовское, Черное, Мраморное, Эгейское и Средиземное, что для такого типа судов является абсолютным рекордом. К сожалению, в силу обстоятельств, с тем катамараном пришлось расстаться, и Евгений стал создавать новое судно.

Поход назвали уникальным

В текущем году после продолжительной паузы Евгений Коротких снова отправился в поход на самодельном разборном парусном катамаране. Он стартовал 2 июля в Очакове и завершил путешествие 11 октября на острове Тенерифе (Канарские острова, Испания). Украинские путешественники прошли Турцию, Грецию, Испанию, Марокко и финишировали точно по графику. По протяженности, продолжительности маршрута и по успешному завершению путешествия этот поход на разборном парусном катамаране является уникальным в мировом парусном туризме.
— Мы собирались плыть по этому маршруту и в 2016-м, и в 2017 годах, — рассказывает Евгений, — но все как-то не получалось. Я в это время мотался от Луганска до Днепра. В 2017-м участвовал в Чемпионате мира на Каспии, и там собралась команда активных, энергичных девушек. Когда заикнулся о том, что у меня есть мечта идти в Атлантику, они загорелись, стали проситься в поход. С их помощью все и получилось в 2018 году. Одна из них — харьковчанка, другая — из Днепра, третья — специально из Лондона прилетела (раньше жила в Харькове, а потом вышла замуж за англичанина). Девушки давно дружат, все время путешествуют. Вот они и стали моим первым экипажем. Мы решили добраться до Атлантики, пройдя через все Средиземное море. То есть, получалась уникальная экспедиция. По крайней мере, в Украине у нас еще на катамаране никто так не ходил. А поскольку это дело затратное, пришлось пройти пять этапов. На каждом из них набиралась новая команда. Я единственный шел капитаном от начала до конца, а остальные менялись. В какую-то точку на маршруте одни прилетали, другие улетали. И так через мой катамаран прошло 17 человек. Люди были из Чернигова, Киева, Днепра, Харькова.
Поход был интересным, познавательным и, как всегда, сопряжен с трудностями и опасностью. В Марокко, например, рыбаки днем ловят рыбу, а ночью, если представится возможность, могут и яхту какую-нибудь ограбить. Но капитан команды был предупрежден о таком пиратстве и следовал совету: днем идти вдоль берега, а на ночь уходить подальше в океан или приставать к берегу. Таким образом, экипажу катамарана удалось предупредить нападение лодки с шестью марокканцами.
— Из Очакова мы пошли прямо на Босфор, дальше — на Сицилию, на юг Сардинии и через открытое море пошли на Балеарские острова, — рассказывает Евгений. — Когда с Сицилии выходили через Мессинский пролив, а это очень опасное место — там погибло много кораблей, довелось и нам пережить стрессовые моменты. Видели образование шторма прямо на глазах. А когда шли от острова Вулкано до Сардинии, попали в грозовую обстановку. Жутковато. Я в первый раз увидел большие волны. Идем, идем — вроде, не поднимаемся. А потом раз: яма. Даже не яма, а какое-то ущелье. В ширину метров сто пятьдесят, а в глубину — метров тридцать. Такое ощущение, что проваливаемся в какую-то громадную впадину. Потом подымаемся... Я даже в кино такого не видел.
А когда шли по Атлантике вдоль Марокко, там каждый день были туманы. Где-то часа в три, в четыре утра они возникали и часам к двум дня исчезали. Туманы настолько плотные, что на расстоянии десять метров уже ничего не видно. И так каждый день. Уже потом из интернета мореплаватели узнали, что, оказывается, это естественное состояние океана, потому что здесь проходит очень холодное течение, а в пустыне, на суше, стоит горячий воздух. В три часа воздух начинает опускаться, и возникает этот туман. У нас даже было два случая, когда мы заходили в порты вслепую. А так плыли с помощью GPSа и АИСа.
От Очакова до Афин шли вчетвером, мужской компанией, а в Афинах их сменили четыре девушки. С ними Евгений прошел до самой Катании, но потом остался вдвоем с доктором. Правда, ненадолго. В Аликанте прилетели трое ребят и одна девушка из Чернигова, с которыми Евгений дошел до Касабланки, а там на их место пришли двое ребят из Киева. Вчетвером дошли до Канар. По словам Евгения, самая сложная работа у доктора команды была на Устике и состояла в том, чтобы вытаскивать из тела колючки кактусов, после того, как пристав к берегу, мореплаватели снимали с них вкусные плоды.
Итак, за 100 дней путешествия команда Коротких сделала переход протяженностью 6 000 километров через Черное, Средиземное моря и участок Северной Атлантики. Катамаран, который Евгений построил в 2012-м и с тех пор совершенствовал, модернизировал, подгоняя под будущие походы, выдержал все испытания. Евгению уже за шестьдесят, но он полон сил и желания продолжать покорять моря. И его желание, похоже, очень заразительно.

Павел ВОРОНЦОВ.
Фото предоставлено Евгением КОРОТКИХ.

Луганская область.