Укр | Рус
Загрузка...
На главную
12.01.2019

Андрей Чебыкин: «Мы интересны именно тем, что создаем выразительное национальное искусство»

Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры — заведение особенное, где учатся творческие люди. Академия отличается от многих других вузов прежде всего царящей здесь атмосферой.
О славном прошлом и непростом настоящем НАИИА, о том, каким должен быть современный художник, и о его роли в обществе мы беседуем с ректором академии, народным художником Украины, президентом Национальной академии искусств Украины, лауреатом Шевченковской премии Андреем Чебыкиным
(на снимке).

— Андрей Владимирович, в 2018 году Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры отметила 100-летний юбилей. С каким настроением учебное заведение идет в новое столетие?
— Наш прошлогодний юбилей внесен Верховной Радой Украины в перечень выдающихся дат. Ведь академия была основана во времена молодой Украинской республики. Тогда Михаил Грушевский поддержал инициативу наших выдающихся деятелей искусства, которые мечтали об этой академии. Эти люди учились в лучших академиях искусств Европы, но остались патриотами. Они не видели будущего Украины без высокого уровня художественного образования, который бы стал основой будущего высокого уровня культуры. Поэтому, прежде всего, мы чтили память наших основателей. Вместе с тем это праздник для нас, современников. Обновлена академия в независимой Украине. Знаковой для себя датой считаем 1992-й, когда нам вернули историческое название — «Украинская академия искусства». Это стало новым этапом в жизни учебного заведения и значительно оживило нашу жизнь.
В новое столетие идем с главным принципом: основная фигура в академии — это студент. Мы взяли на вооружение систему выдающихся художественных школ прошлого, когда мастер работал рядом с учеником. Так опыт и умения передаются из поколения в поколение. Вместе с тем у студента есть полная свобода творчества, мы лишь подсказываем ему путь, не давим на его художественную индивидуальность. Окончательный выбор за ним.
Мы замечаем, как растут наши студенты. С 2000-х годов академические произведения становятся эмоциональнее и конструктивно совершеннее, в них прослеживается аналитическая составляющая. Это настоящие художественные произведения. Конечно, бывают случаи равнодушия, особенно у тех, кто пришел к нам просто получить диплом, но таких, к счастью, меньше. Большинством выпускников мы довольны, а некоторыми справедливо гордимся.
— Скоро еще один юбилей — 30-летие вашего руководства НАИИА. Что для вас понятие «национальная художественная школа»? В чем особенность украинского творческого образования и что надо для его выхода на мировой уровень?
— В начале работы на должности ректора я поставил цель — всесторонне способствовать развитию нашей школы, повышению ее уровня, и до сих пор от этого не отступился. Национальная художественная школа базируется на выдающихся традициях, которые при советской власти целенаправленно уничтожались. Многие наши преподаватели в 30-е годы были репрессированы, среди них такие выдающиеся личности, как Михаил Бойчук, Василий Седляр, Иван Падалка и их единомышленники. Эти люди основали блестящую национальную школу, которая ярко выделялась на территории СССР, и тогдашним идеологам это не понравилось. Поэтому вместе с карательными органами они сделали все, чтобы ее уничтожить.
Национальные традиции базировались на первоисточниках нашего народного искусства и на высокой школе средневеково-византийского искусства. Большинство произведений того времени уничтожены, но, к счастью, не все. В нашей академии сохранились некоторые картины, написанные учениками школы «бойчукистов». Кое-что сохранилось в хранилищах Национального художественного музея, в свое время закрытых КГБ. Теперь те хранилища открыты и работы обнародованы. В прошлом году в «Мистецькому Арсеналі» прошла огромная выставка, посвященная «бойчукистам» и традициям нашей национальной школы. Среди экспонатов были и произведения из нашей академии. Мероприятие имело большой общественный резонанс.
Мы возвращаемся к духовным истокам, и здесь следует предостеречь: национальное искусство — это не ленты — шаровары, как иногда примитивно понимают. Нет, это значительно более глубокая первооснова — песни, легенды, древняя лаврская гравюра, прекрасные произведения народных мастеров. Настоящий художник должен иметь вкус и тонко чувствовать грань между высоким искусством и любительством.
Что касается мирового уровня, надеюсь, придет понимание того, что мы интересны миру именно тем, что создаем выразительное украинское искусство. Оно не во внешних атрибутах. Внутренняя сила и энергетика украинского духа заложены даже в пластике линий. Я убежден, через песню, поэзию и образцы произведений наших выдающихся художников мы займем достойное место в мировой культуре.
— Вы всегда чувствовали особую ответственность за судьбу нашей культуры. Наверное, потому основали и возглавили Национальную академию искусств Украины. С заботой о будущем связано создание в ней Координационного совета по художественному образованию, в состав которого вошли руководители профильных вузов, средних специальных учебных заведений, художественных школ. Эта работа имеет практические результаты? Удовлетворяют ли они вас?
— Деятельность Координационного совета чрезвычайно важна в наши непростые времена, когда Минобразования и науки проводит очень много реформ, не учитывая специфику художественных учебных заведений. Это касается приема только по результатам ВНО, без художественных экзаменов. При таком подходе за воротами консерватории может остаться талантливый скрипач, который сызмала овладевает инструментом, а будет принят тот, у кого выше балл по предметам ВНО. Благодаря нашей общей позиции мы добились возвращения этих экзаменов. Еще одно требует экстренного решения: жалуются, что мы не даем нашим абитуриентам права подавать документы сразу в 5 творческих вузов, ведь время проведения экзаменов по специальности по всей Украине ограничили до 10 дней. То есть в одном учебном заведении будущие студенты должны пройти художественные экзамены за два дня. Но, например, в театральном институте за это время могут ознакомиться разве что с десятой частью абитуриентов. Ныне мы боремся за отмену этого положения и доказываем, что абитуриент сможет подать заявления в другие вузы родственного направления по результатам ВНО.
На мой взгляд, основная цель современных реформ — уменьшить нагрузку на госбюджет, проще говоря, заставить вузы больше зарабатывать. Но это не всегда возможно. Художник должен самосовершенствоваться, творить, а нам постоянно сокращают финансирование на самое необходимое. На словах — полная автономия, а в действительности жестко регламентируется каждое движение. В таких условиях руководителям крайне необходимо объединяться. Образование должно стать приоритетом в государстве.
— В свое время вы вместе с руководителями других художественных вузов подписали просьбу остаться в подчинении Министерства культуры Украины. Не жалеете? Министр часто бывает в академии?
— С Министерством культуры нам всегда проще найти общий язык, там работает много выпускников художественных вузов. Все нововведения без понимания особенностей искусства идут из Министерства образования и науки. Мы во многих важных вопросах находимся и в их подчинении.
Минкультуры решает наши повседневные проблемы. В прошлом году, впервые с 2008-го, выделили средства на текущий ремонт. Сумма хоть и небольшая, но первый шаг не может не радовать. Тем более, пообещали финансирование таких расходов и в следующем году. Заместители министра знают также другие наши проблемы, в частности по оплате энергоносителей. Надеюсь, нам вместе удастся уладить все эти необходимые для функционирования академии вещи. Хотелось бы, чтобы министерские службы, особенно материального обеспечения, ощущали приоритеты. Поняли, что они тоже отвечают за каждого студента, за создание в первую очередь нормальных условий для обучения.
Министр, к сожалению, в нашей академий еще не был, хотя мы его всегда приглашаем. Но Евгений Николаевич знает наши проблемы и по мере возможности помогает.
— Известно, что НАИИА принимает участие во многих международных проектах.
— Сегодня главное направление нашего международного сотрудничества — Китай. Есть разные программы, в частности соглашение с китайской академией искусств в Ханчжоу, с Центральным музеем искусств в Пекине и многие другие, которые мы реализуем совместно с Посольством Украины в КНР. Но в начале этого пути мне повезло познакомиться с выдающимся коллекционером Ю Яомином. Он заинтересовался нашим искусством, даже открыл галерею, посвященную Украине. Уже 15 лет за свои средства приглашает к себе наших преподавателей. Художники там работают, а он из этого формирует свою коллекцию, пропагандируя таким образом украинское искусство. Также наши преподаватели, работая в Китае, готовят абитуриентов для академии. Были годы, когда каждый десятый наш студент был родом из Китая. Ныне значительно меньше. Учитывая ситуацию в стране, родители боятся отпускать детей. Да и у нас очень высокая стоимость обучения — свыше 7 тыс. долларов в год. Это связано с тем, что нам надо было хоть как-то поддерживать материальную базу академии. Сегодня работаем над снижением цены, с другой стороны, при содействии Национальной академии искусств ищем новые пути для подготовки в Китае наших будущих абитуриентов.
Студенты из этой страны достигают в Украине больших успехов. Недавно защитил диссертацию по искусствоведению талантливый китайский скульптор Ибо Джан. Сын известных китайских художников, он у нас уже на третьем курсе в совершенстве владел украинским. Во время визита в Киев китайского премьер-министра оказался единственным в столице, кто в совершенстве знал украинский и китайский языки и был приглашен стать личным переводчиком руководителя своего правительства.
Уверен, сотрудничество имеет большое будущее. Ведь кроме масляной живописи, которой всегда хотели овладеть китайцы, ныне они интересуются также скульптурой и графикой.
— Академия также плодотворно сотрудничает с родственными высшими учебными заведениями в других регионах Украины...
— В сфере художественного образования у Украины сегодня три флагмана — Киевская, Львовская и Харьковская академии. С ними у нас дружеские отношения, принимаем участие в совместных мероприятиях, обмениваемся опытом. Самая молодая — Закарпатская академия искусств. Работу по ее созданию поддерживала наша академия.
Сотрудничество творческих учебных заведений прежде всего происходит по линии Академии искусств Украины. Поскольку в академии просвещенская работа одна из главных, мы каждый год проводим конкурсы-акции, посвященные какому-то одному виду искусства. Раз в четыре года в академии проходит мероприятие «Искусство молодых», в рамках которого проводится конференция, обсуждение достижений и проблем в художественном образовании, издается буклет. Лучших из лучших награждают золотыми и серебряными медалями академии, Почетными дипломами.
— Культура у нас, к сожалению, всегда финансируется по остаточному принципу. Очевидно, это не обходит и вас. В частности, в ремонте нуждаются помещения академии, аудитории, творческие мастерские. Вы не приглашали к себе в гости народных депутатов Украины? Учитывая то, что в центральном холле Верховной Рады во время торжественных мероприятий по случаю Государственного флага Украины 23 августа 2018 года открылась экспозиция картин из коллекции Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, они должны вас вспоминать каждый день. Ведь работы студентов — художников Андрея Краснощекова и Ольги Ковтун «Мазепа» и «Покров» никого не оставляют равнодушным.
— Остаточный принцип, к сожалению, был всегда. Наша сфера не требует многого. При этом она одна из самых важных, стратегических. Образование, наука, культура — это то, на чем базируется духовность народа. Если бы на это не жалели средств, а обращали больше внимания, убежден, никогда бы у нас не сложилась в стране такая ситуация, как сейчас. Практически Донбасс, Крым всегда были в сфере влияния российской культуры, а наше государство никак этому не противостояло. Мы почти не чувствуем обеспокоенности вопросами духовности нации. Вроде бы есть в Верховной Раде соответствующие комитеты — культуры и духовности, образования и науки, но мало поддержки других депутатов, государственных структур. Нет главного — заботы о культуре, художественном образовании, в лучшем смысле лоббирования принятия необходимых законов, соответствующего уровня финансирования. Да, наши прекрасные произведения висят в холле Рады, но это не стало толчком хоть для кого-то из народных избранников заинтересоваться, а что же это за академия такая, где работают такие таланты?
Ради справедливости скажу, что есть один человек, который предоставляет нам практическую помощь. Это народный депутат Сергей Тарута, неординарная личность и настоящий патриот своего края. Кроме помощи нашему учебному заведению, он заботится о развитии художественного образования в родном городе. Именно по его инициативе и при непосредственной поддержке в следующем году мы открываем филиал нашей академии в Мариуполе. Уже подготовлено помещение, подбираются кадры. В следующем учебном году мы примем там первых студентов. Возможно, прочитав это интервью, заинтересуются нами и другие коллеги Сергея Алексеевича...
— Андрей Владимирович, в конце беседы — снова о духовности. Перед выпускниками творческих вузов кроме сугубо профессиональной деятельности стоит задача и более высокого уровня — сохранять и развивать культуру общества. В связи с этим, какие способности они должны иметь?
— Хороший вопрос. Образование — это, прежде всего, общий интеллект, сформированный на принципах классического академического искусства, принципах гуманизма, на отбрасывании всего низкого и грубого. Художник должен быть высоконравственным человеком, иметь активную гражданскую позицию, ощущать все, что происходит в государстве. Только при таких условиях он завоюет настоящий авторитет в обществе.

Беседу вела Лидия Чередниченко.
Фото Алан Юй.

 

Все статьи рубрики На главную