Вырастили больше, а продать сложно

 

Иван Приймак обеспокоен ситуацией на рынке перевозок.

 

Станция Городенка-Завод.

 

В Городенковском районе остро возникла проблема с реализацией продукции растениеводства. Сельхозпроизводители в прошлом году собрали рекордный урожай зерновых и зернобобовых культур — 180 тыс. т, по 3 600 кг на каждого жителя. Для внутреннего потребления надо менее трети. Остальное — для реализации.
Продукция не может долго залеживаться, потому что не за горами — весна. Надо закупать минудобрения, средства защиты растений, горюче-смазочные материалы, ремонтировать и обновлять технику. О каких перспективах, планировании можно вести речь, если на элеваторах собралось немало зерна?
Не потому, что качество несоответствующее. Как раз с ним все хорошо. Проблема с вывозом. В прошлом году, по словам начальника станции Городенка-Завод Василия Пронича, в IV квартале «Укрзалізниця» поставила на станцию Городенка-Завод 147 вагонов. Нетрудно подсчитать: в один помещается 70 т пшеницы или 62 т рапса. А что делать с остальным выращенным?
У товаропроизводителей налаженные контакты со всемирными зернотрейдерами. Но покупателей интересует продукция, поставленная в морские порты. Цены на зерно там наивысшие. Например, 11 января тонна пшеницы 2-го класса в Черноморске, на ЗАО «Ильичевский зерновой терминал», стоила 7 073 грн/т, кукурузы — 5 154, и не интересует, как она туда доставлена.

Если не осилит железная дорога, то на развитии можно ставить крест

Ивано-Франковская область — одна из самых отдаленных от морских портов. Председатель Совета товаропроизводителей Городенковского района Мирослав Козло утверждает, что дешевле всего доставлять зерно по железной дороге, 700 грн/т с НДС. Проблема заострилась с закрытием перевозок через Молдову. До Черноморска Одесской области, на ЗАО «Ильичевский зерновой терминал», — 1100 км. Транспортировка по Днестру с Прикарпатья не осуществляется. Остается автомобилем — 1800 грн/т без НДС. Потери на логистике колоссальные, которые ложатся тяжким бременем на хозяйства. Даже при солидном урожае съедают прибыли.
На территории района построены мощные элеваторы: ППА «Вильхивци», филия «Перспектив» ПрАТ «Зернопродукт» МХП, «Сапонит». Для надлежащего оборота зерна, говорят на элеваторе «Вильхивци», надо 60 вагонов в сутки. Станция Городенка-Завод может принять 37 условных вагонов. Такая ситуация выводит ее из ряда маршрутных перевозок, потому что «Укрзалізниця» ввела принцип поставки вагонов на зерновые маршруты. То есть зерновозы направляют на те станции, где загружают партией 54 вагона. А в районе одновременно сложно обеспечить такое количество зерна.
ППА «Вильхивци» обратилась с письмом в региональный филиал «Львовская железная дорога». Оттуда его переадресовали в Центр транспортной логистики АО «Укрзалізниця» и в ответе пообещали «рассмотреть возможность обеспечения пустыми вагонами-зерновозами и организовать отправление ступенчатых маршрутов с зерновыми грузами».
В Городенке состоялось заседание Совета товаропроизводителей района. На нем подготовили обращение председателю ОГА Олегу Гончаруку. Его поддержали крупные сельхозпроизводители. Ведь на Прикарпатье в прошлом году вырастили рекордные 800 тыс. т зерновых и зернобобовых культур. С минусом для внутреннего потребления — не менее 250 тыс. т реализуется за пределы области.
Проблему железнодорожных перевозок поднимали и представители деловых кругов области на встрече с Президентом Петром Порошенко, состоявшейся в конце года. Ведь страдают все сферы экономики края.

Мы — спицы одного колеса

«Сельхозпроизводители стали заложниками ситуации, — подтвердил председатель постоянной комиссии по вопросам аграрной политики и земельных отношений областного совета Иван Приймак. — Агробизнес мощно развивается, а назад его тянет поезд проблем.
С партнерами, а именно «Укрзалізницею», мы — спицы одного колеса. Поэтому необходимо идти вперед во всех направлениях. В конце концов, речь идет о развитии края и безопасности государства. Если потерять станцию в Городенке, до чего скатится район? У кого нет складских помещений — продавали выращенное с поля по заниженным ценам. Автоперевозчик также не очень выигрывает, потому что кому интересно гнать технику за сотни километров? Вопрос поднимем на следующей сессии облсовета».
Цены на сельхозпродукцию формируются в зависимости от мировых, транспортной логистики, от порта — до конечного потребителя. Аграрии Прикарпатья вышли на рынки Египта, добрались до Ирана и других ближневосточных стран. Наладили контракты с Китаем. Но удержат ли?

Перспектива призрачная

Василий Пронич подтвердил, что станция не маршрутная, но не попала в разряд закрывающихся:
«В 2017 году загрузили 2135 вагонов, в прошлом году — 1749. Раньше «Укрзалізниця» распределяла вагоны по заявкам клиентов. Теперь преимущество отдается зерновым маршрутам. Экономически выгоднее перевозить грузы с точки А в точку Б без догрузки, вагоны не теряются. На такие перевозки существуют даже скидки до 15%. Городенковская станция имеет ступенчатые маршруты».
АО «Укрзалізниця» имеет свыше 10 тысяч собственных зерновозов. Есть еще частный парк. Также часть вагонов распределяют от декабря через систему ProZorro, отдавая в аренду клиентам 5% собственного пустого парка. Аграрии пользуются услугами агентов, то есть зависят от экспедиторов. Если те участвуют в аукционе, могут выиграть тендер. Это должно улучшить ситуацию. Ожидается спрос на вагоны, цены на перевозку вырастут.
«Выход для малых станций — ступенчатые и сборные маршруты, предусматривающие для формирования поездов подтягивание единичных вагонов за 300 км. Но диктуются ли здесь логикой естественного планирования агробизнеса и логистики как составляющей его части — лично для меня большой вопрос. Не главнее ли кому-то — сбить цену продукции у производителя? Не говоря уже о проблемах самих портов, где в ожидании лучшей цены на зерно вагоны иногда превращают в склады», — подытоживает Иван Приймак..
Зерно — не золото, его не сложишь, и переходных запасов много не сделаешь. Продажа — это жизнь, движение. В ППА «Вильхивци» вырастили в прошлом году 25 тыс. т зерна. Разница в его доставке в порты по железной дороге или автотранспортом ощутимая. Если так дальше пойдет и будут забирать зерно только из нескольких больших элеваторов, где можно сформировать 54 вагона, что делать остальным?
В своем обращении председателю Ивано-Франковской ОГА Олегу Гончаруку сельхозпроизводители области отмечают:
«Сложилась катастрофическая ситуация с реализацией выращенной продукции. Причина — неудовлетворительная работа АО «Укрзалізниця» в части грузовых перевозок сельскохозяйственных грузов на станции Городенка-Завод. Такая ситуация превращает ее в нерентабельную.
С принятием АО «Укрзалізниця» решений нормативно-правового характера аграрии края стали заложниками обстоятельств непреодолимой силы, так называемых форс-мажорных. Несмотря на хорошо налаженное сотрудничество с международными зернотрейдерами, те отказываются от закупки сельхозпродукции. Причина — несвоевременный вывоз зерна, что угрожает срыву международных контрактов.
Имея продукцию на складе, товаропроизводители несут огромный материальный ущерб, демпингируя ценой товара, остались без оборотных средств. Просим безотлагательно провести встречу с аграриями области при участии руководства дирекции «Укрзалізниці» и рассмотреть вопрос организации железнодорожных перевозок сельхозгрузов на территории области».

Людмила СТРАЖНИК.
Фото автора.

Ивано-Франковская область.

P. S. Просим руководство «Укрзалізниці» выразить свою точку зрения о сложившейся ситуации.