Говорят, что известная украинская художница Мария Примаченко никогда не продавала своих картин — она их просто дарила. На радость людям. Так и излучала свою доброту и искренность. Хотя и жила довольно скромно, если не сказать — бедно. Так как уже в начале войны овдовела и осталась с малым ребенком на руках, не имея даже нормальной крыши над головой — жила в старом родительском крестьянском доме.
И вот сегодня Мария Примаченко снова «приходит» к нам со своим искренним подарком. В надземном вестибюле столичной станции метро «Золотые ворота» реализован художественно-документальный проект «Женское измерение: Мария Примаченко», приуроченный 110-й годовщине художницы и столетию со Дня Соборности Украины. Конечно же, наибольший интерес почитателей ее таланта вызвали одни из самый первых работ Марии Примаченко, написанные в 30-х годах прошлого века, чудом уцелевшие в военное время.

 

Мария Примаченко с сыном Федором. 1960-е годы. Из фондов Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины.

 

Правнучка Марии Авксентьевны Анастасия Примаченко.

 

А также малоизвестные материалы из фондов крупнейшего в Европе архива документов личного происхождения — Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины, который, кстати, выступил соорганизатором этого проекта. Вместе с Союзом архивистов Украины, благотворительным фондом «Творческое наследие семьи Марии Примаченко» и коммунальным предприятием «Киевский метрополитен». В рамках этого проекта также продемонстрированы уникальные материалы из архива семьи художницы, предоставленные правнучкой Марии Авксентьевны — Анастасией Примаченко. И серия портретных фотографий мастера, переданных известным кинооператором Александром Антипенко.
Цель образовательного художественно-документального проекта, как утверждают его соорганизаторы, — показать мощный информационный потенциал отечественных архивов, привлечь к ним внимание, приблизить их к обществу.
Нередко можно прочитать, якобы известный Павел Пикассо, ознакомившись с картинами нашей землячки на престижной выставке в Париже, не скрывал своего восторга, назвав их «прекрасными работами гениальной женщины». На самом деле, эта гипотеза не имеет документального подтверждения. Хотя легендарный художник вполне мог видеть произведения Марии Примаченко в том же Париже и дать им такую высокую оценку.
Серия работ, за которую художница в середине 60-х годов прошлого века получила Государственную премию УССР им. Тараса Шевченко, называлась «Людям на радость».

Но, собственно, все уникальное творчество гениальной женщины (на снимке) из украинской глубинки обозначено этой художественной радостью, которая придает нам внутренней силы и вдохновения.

Владимир ВИТВИЦКИЙ.
Фото и фоторепродукция Сергея КОВАЛЬЧУКА. 
Больше фото здесь