Бывает ли что-то более унизительное, чем бедность, безденежье, мизерные пенсии, которые ограничивают людей практически во всем? Бывает.
И это — очереди. Целые поколения стояли в них часами за палкой колбасы и банкой зеленого горошка к праздникам. За импортными сапогами и одеждой. Месяцами — за местом в детсаду или льготной путевкой в санаторий. Годами — чтобы установить телефон или приобрести машину. Десятилетиями — за новой квартирой.
Казалось, теперь все это уже история. Давно исчез дефицит продуктов и товаров. Не проблема приобрести недвижимость — были бы деньги. Современный мобильный мир и электронное управление позволяют буквально в одно мгновение делать и даже получать любые заказы.
Все изменилось. А очереди остались. Другим стал объект, к которому они выстраиваются. Но никуда не делось то унижение и осознание своей полной беспомощности и безысходности, которое всегда испытывает человек в очереди.

Чтобы услышать все, что думают люди об очередях и тех, кто заставил стоять в них, надо было в эти зимние дни прийти в Хмельницкое управление труда и социальной защиты населения. Буквально сотни пожилых людей заполнили не только все коридоры, свободные места и даже лестницы в помещении, но и растянулись длинным «хвостом» еще и на улице. Может показаться странным, но значительная часть из них даже толком не знала, для чего простаивает несколько часов на морозе. Уже стоя, все вместе пришли к своему объяснению: дескать, в городе вводят электронный билет для льготного проезда в транспорте, и если не зарегистрируешься в управлении, то и не получишь его. А без такого билета далеко не уедешь — пенсии не хватит...
Когда очередь из стариков выглядела уже просто неприлично, а возмущение начало нарастать среди горожан, работники службы только пожали плечами: ни о каких электронных билетах пока речь не идет. А работа по упорядочению Единого государственного автоматизированного реестра лиц, имеющих право на льготы, продолжается. Впрочем, это не срочно для льготников. Кто и для чего распространил эти слухи — неизвестно.
Затем успокаивать пенсионеров взялись не только в управлении, но и в горсовете, сообщив на официальном сайте, что спешить не стоит, зарегистрироваться можно будет в течение трех месяцев в удобное время, причем не только в управлении, но и в его филиалах.
А что касается е-билета в виде персональных карточек, то пока за это еще никто даже не брался. Когда начнут изготовлять, тогда и сообщат о порядке выдачи и сроках подачи документов в органы труда и социальной защиты.
Вот так ажиотаж вроде бы сняли. Но помните, как в старом анекдоте: осадок все-таки остался. Не просто осадок, но и обида у тех, кто отстоял в очереди. И тревога у тех, кого она ожидает в течение следующих трех месяцев.
Потому что для многих так и осталось непонятным, для чего брать паспорт, идентификационный код, пенсионное удостоверение, делать их копии, идти в службу соцзащиты, чтобы там льготников и пенсионеров занесли в единый реестр.
Разве их и так нет в списках, ведь годами пользуются своими льготами? Или все новшества касаются только «новых» пенсионеров и льготников? Есть ли необходимость еще и еще приносить упомянутые копии документов (словно этих данных нет в соответствующих органах), чтобы получить е-билет? А если не придешь в течение трех месяцев, тебя вычеркнут из этого списка?..
Старики боятся, чтобы их в очередной раз «не кинули», не обманули, не забыли о них. А потому готовы стоять часами или на морозе, или в душных коридорах, чтобы не лишиться своих копеечных льгот. Ведь для них они жизненно важны.

Не хочешь ждать — плати

Молодое поколение с легкостью доверяется электронному управлению. Тем более, что все больше государственных служб сообщают о возможности электронной регистрации и дистанционного получения услуг. Но веришь этому до тех пор, пока не столкнешься с реалиями, которые все равно поставят тебя в очередь.
Искать пример долго не пришлось. Стоило только зарегистрироваться в Хмельницком ЦПАУ для получения биометрического паспорта. Вернее — попытаться. Ведь официальная страница так и не выдала ни одного свободного окна.
Все выяснилось непосредственно в ЦПАУ, где сообщили, что для е-регистрации предусмотрено лишь пять талонов. Поскольку электронная страница обновляется в двенадцать ночи, тогда и стоит попробовать зарегистрироваться.
Сделать это практически невозможно, так как количество желающих значительно превышает упомянутую цифру, поэтому выигрывает только тот, кто имеет молниеносную реакцию и нажмет на кнопку в первую секунду обновления страницы. Что же делать остальным? Все просто: можно зарегистрироваться и получить талончик с указанным временем приема на месте. Но... Таких талончиков выдают всего шесть (!) в день. Значит, надо прийти за несколько часов до открытия центра, стать в «живую» очередь и опередить конкурентов.
После такого ответа почему-то вспомнились «счастливые» времена несколькогодичной давности, когда в течение месяца надо было два раза в неделю ходить в паспортный стол, чтобы там отметиться в списке очередников. Если не пропустишь перекличку, то в конце концов попадешь в список счастливчиков, которым назначен определенный день. Ну а там уже часа два-три в очереди и все — документы сдал.
Вот где все поняло. А как докричаться до е-регистрации?
Слукавлю, если скажу, что в ЦПАУ не подсказали выход: обратиться в паспортный сервис, на логотипе которого указано: «Государственное предприятие «Документ».
Действительно, тамошний сервис просто поразил: никаких тебе очередей, администратор встречает на пороге, сам делает копии документов, все объясняет, любезно проводит в нужный кабинет...
Сразу подумалось: «Ведь можно навести порядок и в бюрократической службе». Но все испортила одна «деталь». В ЦПАУ изготовление паспорта в зависимости от срочности стоит 557—810 гривен. А в паспортном сервисе соответственно 957—1210 гривен. Чувствуете разницу? Сопоставляя цифры, даже не берусь анализировать или доискиваться до причин, почему в одном месте — пять талонов в сутки, в другом — все в два раза дороже. Можете порассуждать на эту тему самостоятельно.

Победят ли чудаки?

Хочется верить, что когда-то мы преодолеем очереди. Но пока в борьбе за лучшее новое победу одержало невыносимое старое. Как идет эта борьба, пришлось наблюдать на приеме к семейному врачу. Когда я спросила у молодого человека, который уже сидел под дверью кабинета, последней ли он в очереди, он сказал, что по электронной записи ему еще ждать часа полтора. После этого разговора к врачу зашло четверо пациентов из «живой» очереди. Затем пришел мужчина, которому в регистратуре выдали талончик на время, которое прошло минут сорок назад. Потом закончилась вся очередь, а молодой человек все сидел и ждал назначенного времени.
Все, кто заходил к врачу, тихонько улыбались. А как же, они оказались изворотливее и перехитрили очередь, а главное — этого простака с талончиком. Меня же подтолкнуло журналистское любопытство и я спросила, почему не пошел на прием раньше. «С кого-то же должен начинаться порядок, — ответил юноша. — А потом все привыкнут. И всем будет удобно».
Как бы нам всем этого хотелось. Но почему тогда этот парень выглядит таким чудаком?

Хмельницкий.