Установленные в «Переходных положениях» Конституции Украины новеллы представительства в судах интересов органов государственной власти и местного самоуправление возложены на прокуроров или адвокатов, и это закономерно вызывает дискуссию среди ученых и практиков.

Авторы содержательной концептуально аналитической с позиций реального применения статьи профессор А. Селиванов и народный депутат Украины В. Карпунцов в «Голосе Украины» от 2 февраля 2019 года раскрыли прогнозируемые проблемные вопросы правопонимания.

С позиций науки конституционного права предложенная тема была начата еще в середине 2018 года Верховным Судом, определившим формулу, что выполнение прокурором нововведенных функций в судебных процессах осуществляется в интересах государства в исключительных случаях. Однако вопрос о сути представительства адвокатами органов государственной власти и органов местного самоуправления в судах остается открытым. Авторы обсуждаемой учеными-правоведами указанной публикации выразили поддержку идеям практического характера судей Верховного Суда, называя две ключевые проблемы:
— риск непредсказуемости реализации функции прокурорами представительства органов государственной власти и органов местного самоуправления в судах;
— опасность ошибочного понимания сути публичных и частных интересов и их объединения при реализации функции представительства, которые должны применяться учреждениями с разной правовой природой и функциональным назначением.

Авторы правильно обращают внимание ученых и заинтересованных лиц общества в конституционных преобразованиях о фактической невозможности выполнения исключительно прокурорами функции представительства органов государственной власти и органов местного самоуправления в судах в связи с необходимостью трансформации их правового статуса. Что касается адвокатов — вообще возникает вопрос об уместности наделения соответствующей компетенцией адвокатуры как учреждения частного (общественного) характера тем более в понимании адвокатами конституционного императива по применению «представительства другого лица в суде» с позиции монополии по всем направлениям процессуального представительства в судах, в том числе — представительства органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Прошло три года, как были внесены изменения в «Переходные положения», и уже остро встали перед Верховной Радой Украины проблемные вопросы, которые возникли и возникнут в результате нововведений по субъектному составу отношений представительства в судах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Безусловно предназначение юридической науки и анализ практики — реагировать на существующие проблемы, освещая и обосновывая самые сложные, социально опасные аспекты, среди которых выделены новеллы института представительства в судах. Сама идея судебной реформы нуждается в надлежащих средствах и способах ее реализации, а потому выделенные авторами статьи безотлагательные вопросы требуют решения уже в сфере реализации конституционных предписаний.

Результатом научного анализа должна быть практическая модель применения компетенции при осуществлении представительства в судах согласно статьям 131-1, 131-2 Конституции Украины. Представительство в судах особенно чувствительно и уязвимо, когда речь идет о государственной службе, однако прокуроры и адвокаты наделены разной компетенцией и выполняют разные функции по их правовому статусу.

Актуальность опубликованной статьи подтверждается тем, что ученые увидели и обосновали постановку вопроса о юридической правосубъектности профессий, которые оказались в конституционной ситуации неравности. Органам публичной власти предлагается императивно перейти в новую стадию непрогнозированных последствий, когда надо подстраиваться к очевидным рискам, за-
ставляя согласиться с человеческим фактором, как того требует признание его легитимности, когда для этого статьи 131-1, 131-2 Конституции Украины прямо не создают оснований в сфере государственной власти и местного самоуправления. Разве нужно говорить, что статус представителей лишает прокурора или адвоката его профессиональных свойств, поскольку у представителей начинается государственная служба в органах государственной власти, но конкурсная система отбора кадров не отменяется и для специалистов управленческого аппарата, а Конституция Украины дает равный доступ к должности представителя в судах. Все это вызывает необходимость законодателю серьезно задуматься над проблемой, которую вовремя подняли перед юридической наукой авторы концептуального анализа.

Елена РЯБЧЕНКО, доктор юридических наук, профессор.