На заседании комиссии областного совета дискуссия была горячей.

Фото автора.

В публикации «Поезд агробизнеса едет назад?» от 15 января поднималась проблема с вывозом зерна на Ивано-Франковщине. За последний квартал станция Городенка-Завод предоставила всего семь процентов вагонов от необходимого. А там происходит отгрузка из мощного элеватора ПП «Агрофирма «Вильхивци» и других. Выслушав точку зрения аграриев, мы дали возможность прокомментировать ситуацию другой стороне — АО «Укрзалізниця». Ответа не получили.

Проблема касается и Рогатинского района, где находится один из самых больших в области элеваторов. Вот в Ивано-Франковской ОГА и организовали встречу аграриев с представителями регионального филиала Львовской железной дороги.

Председатель постоянной комиссии областного совета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Иван Приймак напомнил: «Проблема с реализацией зерна возникла из-за того, что «Укрзалізниця» ввела маршрутный принцип транспортных перевозок. В первую очередь обслуживают те станции, где за раз грузят целый состав из 54 вагонов. А что делать остальным? Как доставить выращенное в порты? Ведь зернотрейдеров интересует продукция именно в этих точках. Из-за перебоев с вывозом агрофирмы, которые заключили прямые контракты с международными трейдерами, нарушают сроки поставок, а следовательно — теряют финансовый ресурс. Так же проблематично принять участие в торгах через систему «Прозоро».

То, что железнодорожные перевозки являются оптимальным вариантом транспортировки больших объемов зерна на далекие расстояния, подтвердили и другие аграрии, в частности, директор ООО «Спецагропроект» Сергей Киндрат. На этом элеваторе хранят выращенное в средних и малых хозяйствах. А это — еще и важная составляющая бизнеса. Теперь тратят больше средств на автотранспортировку, что ложится дополнительным бременем на предприятие.

Баланс нарушен

Первый заместитель председателя облгосадминистрации Мария Савка подытожила, что аграрии не получили ожидаемых средств от продажи зерна. А скоро посевная, необходимы оборотные средства. Кроме финансовых затрат, автоперевозки негативно влияют на дороги.

«В прошлом году в области собран рекордный урожай зерновых, — подчеркнула руководитель. — Обеспечить систематические железнодорожные перевозки зерновых — это дать возможность аграрному бизнесу развиваться, наполнять местные бюджеты, гарантировать рабочие места. Поэтому инициируем всеукраинское совещание по этой проблеме».

Выход есть, но дороже

АО «Укрзалізниця» на встрече представляли начальник службы Центра транспортной логистики Виктор Жидков, заместитель начальника службы перевозок регионального филиала «Львовская железная дорога» Леонид Недзвецкий и начальник Ивано-Франковской дирекции Ярослав Лучко. Они жаловались на нехватку зерновозов, изношенность подвижного состава. В «Укрзалізниці» проводится работа по оптимизации системы перевозок. Вот в ближайшее время планируется и закрытие некоторых железнодорожных станций.

Посоветовали для аграриев ступенчатые маршруты, а именно Городенка — Хриплин — Рогатин. Но последняя станция относится к Тернопольской дирекции, поэтому проблему решить не так просто. Еще железнодорожники предложили пользоваться частными зерновозами, грузить в контейнеры. Но в таком случае надо еще оплачивать платформы. Транспортировка зерна в порты может затянуться и на 15 дней, следовательно, посуточная аренда влетит в копейку.

Необходимо решать на наивысшем уровне

Продолжение разговора состоялось на заседании постоянной комиссии областного совета по вопросам аграрной политики и земельных отношений под председательством Ивана Приймака. Он акцентировал внимание на том, что Ивано-Франковщина оказалась на задворках железнодорожных перевозок. Ни один из 1500 км колеи не электрифицирован.

Свою боль по этому поводу выразил депутат облсовета из Снятынского округа Богдан Тимофийчук: «Раньше в районе, кроме Снятынской, зерновой была и Заболотовская станция. Теперь она вошла в число тех, которые «Укрзалізниця» намерена закрыть. На своем предприятии «Богдан и К» планировали сооружать мощный элеватор. Теперь на развитии можно поставить крест. То же самое касается и других бизнес-структур. Ведь есть мощные производства керамических изделий, дорожной плитки, садоводческие хозяйства и т. п.».

Аграрии области оказались в худших условиях, чем те, кто ближе к портам, с меньшим плечом перевозок. «Мы — на разных дистанциях», — подытожил Иван Приймак.

На заседании комиссии приняли решение вынести вопрос на обсуждение очередной сессии облсовета. На этом не остановятся. Будут обращаться в соответствующие комитеты Верховной Рады и Кабмин.

Ивано-Франковская область.