Чтобы предотвратить возникновение чрезвычайной ситуации государственного уровня, Закарпатье попросило правительство выделить на ремонт дорог государственного значения средства из резервного фонда. Другого выхода нет!

Критическое состояние дорог государственного значения на Закарпатье, находящихся на балансе Службы автомобильных дорог Украины, побудило руководство облгосадминистрации провести внеочередное заседание региональной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций (ТЭБ и ЧС).

Чтобы осознать всю сложность ситуации, следует привести лишь несколько выразительных цифр. Общая протяженность дорог государственного значения в области составляет 921,2 км. Они имеют свою специфику, отличную от других регионов Украины. Так, 62% от общей протяженности этих дорог находятся в горной местности с 12 перевалами. Практически все они проходят вдоль рек и пересекают их, поэтому на дорогах расположено большое количество искусственных сооружений: мостов, трубопроводов, подпорных стенок и т. п.

Для содержания дорог государственного значения в нормальном состоянии ежегодно нужно осуществлять капитальный ремонт не менее чем 80 км и текущий средний — не менее чем 180 км дорожного покрытия, констатируют в пресс-службе ОГА. На это необходимо каждый год выделять до четырех миллиардов гривен! А фактическое финансирование всей дорожной сферы Закарпатья за предыдущие годы составляло едва 200 миллионов гривен в год. Вот какой парадокс!

Вследствие хронического недофинансирования объемы разрушения автодорог (особенно в зимний период) постоянно возрастают. А параллельное увеличение интенсивности дорожного движения и нагрузка на дороги приводят практически к полному их износу и созданию угрозы безопасности автомобильного движения. За последние десятки лет на основных дорогах государственного значения Закарпатья сложилась катастрофическая ситуация, которая угрожает безопасности дорожного движения, жизни и здоровью десятков тысяч людей.

На заседании подчеркивалось: особенно плохое состояние покрытия на дорогах государственного значения Мукачево — Рогатин (вторая по важности транспортная артерия Закарпатья), Ужгород — Самбор, Хуст — Долина, Нижние Ворота — Воловец

— Межгорье, Синевир — Синевирская Поляна, Хуст — Шаян — Вышково — Буштыно.

— За два предыдущих года по моей инициативе значительная часть средств с «таможенного эксперимента» направлялась на капитальный и текущий средний ремонт дорог государственного значения Мукачево — Рогатин и Нижние Ворота — Воловец

— Межгорье, — подчеркивает председатель ОГА Геннадий Москаль. — Однако во второй половине 2018-го таможне установили такие высокие плановые показатели, что перевыполнить их было невозможно, а с 2019 года «таможенный эксперимент» вообще не предусмотрен. 280 миллионов гривен, которые заложены для Закарпатья на 2019-й через Дорожный фонд, можно использовать на ремонт только областных и районных дорог. Ремонтировать на них дороги государственного значения — это нецелевое использование денег, за что предусмотрена уголовная ответственность. Фактически получается, что большая часть дорог государственного значения, на которые облгосадминистрация не имеет никакого влияния, осталась без всякого финансирования.

Поэтому руководитель области хочет обратить внимание на распределение расходов государственного бюджета Украины на 2019 год на ремонт дорог государственного значения. «В этом перечне объектов не упомянута ни одна дорога от Закарпатья, однако народные депутаты Украины, в том числе от Закарпатья, проголосовали за него! — возмущается Г. Москаль. — Так дальше продолжаться не может, дальнейшая отсрочка ремонтов приведет к полному прекращению движения по дорогам государственного значения, нарушению нормальных условий жизнедеятельности населения и перерастет в чрезвычайную ситуацию государственного уровня».

Чтобы предотвратить это, региональная комиссия ТЭБ и ЧС решила признать состояние дорог государственного значения на Закарпатье таким, которое может привести к возникновению чрезвычайной ситуации государственного уровня. Ныне готовится обращение в Кабинет Министров Украины о выделении средств резервного фонда государственного бюджета для проведения первоочередных мероприятий по предотвращению возникновения на автомобильных дорогах общего пользования государственного значения чрезвычайной ситуации государственного уровня.

Когда верстался номер, стало известно, что правительство выделило дополнительное финансирование на ремонт дорог государственного значения в пределах Закарпатья в сумме 577 514,6 тыс. грн.

6 февраля на заседании Кабмина рассмотрели обращение Закарпатской ОГА о крайней необходимости выделения средств на ремонт дорог государственного значения, которые находятся в катастрофическом состоянии и местами напоминают танкодром.

— Правительство хоть и не полностью удовлетворило потребность в средствах, но выделило дополнительное финансирование для Закарпатья, — цитирует руководителя области Геннадия Москаля пресс-служба ОГА. — Ремонт дорог начнется после проведения тендерных процедур, как только позволят погодные условия. Дополнительные средства выделены в том числе и на мост через р. Теребля в поселке Буштыно Тячевского района, что на автодороге Мукачево — Рогатин. Старый мост уже более десяти лет находится в аварийном состоянии, на достройку нового моста, который начали возводить еще в 2008-м, ныне выделили 26,5 миллиона гривен.