В комитетах Верховной Рады

На заседании Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики народные депутаты рассмотрели проекты изменений в Налоговый кодекс (№ 8371) и Таможенный кодекс (№ 8372). Они направлены на приведение действующего законодательства в соответствие с законом об электронных доверительных услугах.

Для гармонизации украинского законодательства с законодательством Европейского Союза, а именно с Директивой 1999/93/ЕС Европейского Парламента и Совета от 13 декабря 1999 года о рамках Сообщества для электронных цифровых подписей, 
22 мая 2003 года Верховной Радой принят закон об электронной цифровой подписи. 

Этот документ определял правовой статус электронной цифровой подписи и регулировал отношения, возникающие при его использовании. На протяжении всего времени существования сферы электронной цифровой подписи ряд законодательных актов включил в себя положения об особенностях его использования.

Таким образом, 23 июля 2014 года на замену Директиве 1999/93 принят Регламент № 910/2014 Европейского Парламента и Совета относительно электронной идентификации и доверительных услуг для электронных транзакций на внутреннем рынке.

Закон Украины об электронных доверительных услугах принят Верховной Радой в октябре 2017 года. Его принимали с целью реформирования законодательства в сфере электронной цифровой подписи путем гармонизации с положениями нового

Регламента. Закон направлен на введение в нашей стране модели и принципов предоставления электронных доверительных услуг ЕС, не разрушая уже сложившуюся систему взаимодействия субъектов отношений в сфере электронной цифровой подписи. А законопроекты № 8371 и № 8372 разработаны для того, чтобы привести положения Налогового и Таможенного кодексов в соответствие с этим законом.

В частности, предлагается обеспечить использование нового понятийного аппарата, как, например, «квалифицированная электронная доверительная услуга», «квалифицированный предоставитель электронных услуг», «квалифицированная электронная подпись или печать», «квалифицированная электронная отметка времени», «квалифицированный сертификат открытых ключей» и т. п. Члены комитета заслушали доклад заместителя министра юстиции Ирины Садовской и по результатам обсуждения приняли решение рекомендовать Верховной Раде принять за основу и в целом как закон изменения в Налоговый кодекс.

Соглашаясь с необходимостью приведения терминологии Таможенного кодекса в соответствие с законом об электронных доверительных услугах, члены комитета отметили, что в этом проекте не учтена необходимость уточнения формулировки по электронной форме документов. А именно — в части, касающейся наложения на электронные документы квалифицированной электронной подписи. Кроме этого, в законопроекте не учтены изменения, внесенные в Таможенный кодекс и ряд других законодательных актов, касающихся внедрения механизма «единого окна» и оптимизации осуществления контрольных процедур во время перемещения товаров через таможенную границу Украины. А следовательно, законопроект № 8372 требует существенной доработки, считают парламентарии. Поэтому они решили рекомендовать Верховной Раде принять проект изменений в Таможенный кодекс за основу.

Кроме того, на заседании комитета также утвержден план работы на десятую сессию Верховной Рады, отчет о работе на протяжении девятой сессии и предложения к проекту повестки дня десятой сессии Верховной Рады восьмого созыва.

Усовершенствуют процедуру выдачи разрешений на специальное использование объектов животного и растительного мира

Верховной Раде рекомендовано принять за основу законопроект относительно выдачи разрешений на специальное использование объектов животного и растительного мира. Такое решение приняли члены парламентского Комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Изменения в некоторые законодательные акты по урегулированию процедуры выдачи документов разрешительного характера в сфере специального использования объектов животного и растительного мира предлагают принять с целью приведения в соответствие с законодательной базой. Законопроект, в частности, позволит согласовать отдельные положения законов о животном мире, о Красной книге Украины, о защите животных от жестокого обращения, о растительном мире. Предложенными изменениями устанавливается порядок выдачи разрешений на специальное использование объектов животного и растительного мира, и объектов, внесенных в Красную книгу Украины, а также разрешений на их ввоз или вывоз из Украины. Намерены также определить условия прекращения переоформления права на специальное использование соответствующих объектов.

Принятие этого законопроекта в первом чтении поддерживает Министерство экологии и природных ресурсов. А специалисты Главного научно-экспертного управления, проанализировав проект, выразили к его содержанию некоторые замечания. Часть предложенных изменений в случае принятия могут создать внутренние несогласования в процедуре получения разрешения на специальное использование объектов животного и растительного мира, отмечают они. В заключении эксперты отмечают, что по результатам рассмотрения в первом чтении законопроект можно принять за основу при условии учета замечаний и предложений. По мнению членов комитета, предложения Главного научно-экспертного управления можно обработать во время подготовки законопроекта ко второму чтению.

По материалам Информационного управления аппарата Верховной Рады Украины.