Мы привыкли, что симфонические оркестры — только в крупных городах. Там, где консерватории, академии, много театров. Черкассы же город сравнительно небольшой. Но и сюда пришла высокая музыка. Созданный здесь в 1992-м камерный оркестр со временем стал полноценным симфоническим.

С первых шагов нового коллектива его возглавил 24-летний Александр Дяченко, выпускник Донецкого музпединститута. Молодой музыкант начал формировать камерный оркестр и мечтал поступить на факультет оперно-симфонического дирижирования в Киеве или Львове. Хотел работать так, как его наставник в институте, главный дирижер Донецкого симфонического оркестра Сергей Ферулев.

Но надо было после первого высшего образования три года отработать по направлению. Так Александр Дяченко оказался в Черкассах. Дирижировал оркестровой группой Черкасского заслуженного украинского народного хора.

Работа в облфилармонии, опыт, полученный здесь, пригодились Александру. Осуществилось и желание учиться в столичной консерватории. Преданность музыке, трудолюбие, умение передать коллегам свое видение произведения — эти качества помогли дирижеру добиться цели.

...Ныне на концерт оркестра под дирижированием Александра Дяченко не всегда достанешь билеты. Коллектив стал неотъемлемой частью культурной жизни города, центром воспитания хорошего музыкального вкуса.

В 2017-м симфоническому оркестру присвоено звание академического. Здесь теперь работает свыше полусотни человек.

— Это не только высокое признание, — говорит директор облфилармонии Юрий Федоряка, — но и материальное обеспечение немного получше. Для творческого человека это важно. Ведь чтобы делать то, что любишь, — играть в оркестре, кое-кому приходилось искать подработку. Звание академического — это также стимул для привлечения новых кадров. Мы тесно сотрудничаем с Черкасским музучилищем имени Гулака-Артемовского. Все наши старейшины — преподаватели этого заведения.

Педагоги привлекают в оркестр своих лучших воспитанников. Александр Дяченко приглашает и студентов-черкасщан, которые учатся в консерваториях. На студенческих каникулах у нас проходит традиционный концерт при участии самой талантливой молодежи.

Как коллектив со своим почерком и звучанием, Черкасский симфонический приглашают на фестивали. В Кропивницкий — на «Майские встречи», в Житомир — на фестиваль имени Рихтера. Оркестр много гастролирует. Дирижера Дяченко просят поработать с другими коллективами. Например, по приглашению директора Николаевской облфилармонии Александр Николаевич проводил для коллег-музыкантов мастер-классы. А вместо него в Черкассах работал второй дирижер оркестра, опытный Сергей Осауленко.

Симфонический оркестр Черкасской филармонии побывал в Польше, Италии, Латвии. Дал несколько концертов во Франции, куда его пригласил друг и земляк Александра Дяченко композитор Александр Шмыков. Коллектив стал первым исполнителем трех его концертов: для скрипки, фортепиано и баяна с симфоническим оркестром.

Французская пресса хвалила черкасский симфонический. Писали, что его звучание — «это скрупулезно подготовленная классическая музыка».

Коллектив давал насыщенные предпраздничные концерты в Черкассах. Зал филармонии был полон. Среди слушателей люди старшего поколения, однако много и молодежи.

— Александр Николаевич, тяжело ли физически играть концерт?

— Нет, это как на одном дыхании. Но потом дня два от концерта отходишь... Бывает не только физическое истощение, но и моральное. Тогда нужны уединение, природа.

— Как вы подбираете репертуар? Что хотите рассказать людям о музыке?

— Не о музыке — о жизни. Кто-то сказал, что музыка — лучший посредник между Богом и человеком. Стараюсь выстраивать программу так, чтобы был классический блок: может, Моцарт, может, Гайдн, Бетховен. Чтобы была музыка барокко: Бах, Гендель. Потом что-то романтическое: Брамс, Рахманинов, Лысенко... И в конце концерта более современное: эстрадная пьеса, любимая мелодия из фильма или джазовая композиция. Кто-то получает удовольствие в начале. Кому-то больше по душе то, что в конце, — но пока он ждет своего, невольно приучается к классическим произведениям. И на следующий концерт его уже тянет! Припоминаю, лет пятнадцать назад меня просили: давайте мелодии эстрадные, танцевальные. Но потом: «А что-то вы давно Моцарта не играли...» И это прекрасно, что зрители берут более высокую планку. Я в детстве играл на баяне. К сожалению, не был знаком с произведениями Рахманинова или Бетховена. А когда начал изучать, слушать, играть классику — стал понимать, что имею дело со святой сущностью. Это ощущение не отпускает меня никогда...