В Немешаевском агротехническом колледже (обособленном подразделении Национального университета биотехнологий и природопользования Украины) на Киевщине учатся 1275 будущих младших специалистов.

В ближайшие недели правительство подаст в парламент проект закона «О полном общем среднем образовании», пообещала министр образования и науки Лилия Гриневич. Как сообщила пресс-служба МОН, документ предусматривает детализацию механизмов обеспечения качества школьного образования — процедуры школьного аудита, внедрение педагогической интернатуры для молодых учителей, а также регулирует отдельные вопросы инклюзивного обучения, в частности, возможность родителей сопровождать детей с особыми образовательными потребностями во время уроков.

Между тем продолжается общественное обсуждение проекта нового закона «О профессиональном предвысшем образовании», призванного определить судьбу вузов I—II уровней аккредитации — техникумов и колледжей. Текст документа обнародован на сайте МОН. Какие новшества он предусматривает, выяснял «Голос Украины».

Если сегодня колледжи готовят младших специалистов, то в будущем будут выпускать профессиональных младших бакалавров.

«Профессиональный младший бакалавр — это образовательно-профессиональная степень, получаемая на уровне профессионального предвысшего образования и присуждается учебным заведением в результате успешного выполнения соискателем профессионального предвысшего образования образовательно-профессиональной программы», говорится в проекте закона.

Скорее всего термин «младший специалист» постепенно исчезнет из нашего правового поля. Согласно Переходным положениям проекта закона «О профессиональном предвысшем образовании», при подготовке проекта государственного бюджета на 2020-й и последующие годы должно быть предусмотрено финансирование завершения обучения соискателям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста в системе высшего образования, зачисленным до 31 декабря 2019 года. Вузы, которые в системе высшего образования осуществляют подготовку исключительно младших специалистов и до 2020 года не получат лицензию на подготовку образовательно-профессиональной степени младшего бакалавра и/или степени бакалавра, смогут продолжить подготовку профессиональных младших бакалавров в системе профессионального предвысшего образования.

Уровень профессионального предвысшего образования будет отвечать пятому уровню Национальной рамки квалификаций.

Получить профессиональное предвысшее образование можно на основе базового общего среднего образования, полного общего среднего образования, профессионального (профессионально-технического) образования, профессионального предвысшего образования или высшего образования. Лица, которые получат профессиональное предвысшее образование на основе базового общего среднего образования, должны одновременно завершить получение полного общего среднего образования. Отдельные условия предусмотрены для заведений художественного направления. Человек может получать профессиональное предвысшее художественное образование на основе начального художественного и базового общего среднего образования с одновременным завершением полного общего среднего образования.

Объем образовательно-профессиональной программы профессионального младшего бакалавра на основе полного общего среднего образования будет составлять 120—180 кредитов ЕКТС, из которых до 60 может быть зачислено на основании признания результатов обучения лиц, которые получили полное общее среднее образование по соответствующему или родственному специальности профилю. (Напомним, что кредит ЕКТС — это единица измерения учебной нагрузки студентов, а один год дневного обучения соответствует 60 кредитам ЕКТС).

Тот, кто поступил в колледж после 9-го класса, будет учиться дольше. Объем образовательно-профессиональной программы профессионального младшего бакалавра на основе базового общего среднего образования составляет до 240 кредитов ЕКТС, в том числе 120 кредитов по образовательной программе получения полного общего среднего образования профессионального профиля, который отвечает отрасли знаний и/или специальности.

Объем образовательно-профессиональной программы профессионального младшего бакалавра на основе полного общего среднего образования, профессионального (профессионально-технического) образования, профессионального предвысшего образования или высшего образования определяется заведением профессионального предвысшего образования на основе признания ранее полученных результатов обучения.

Проектом закон предусмотрено два типа заведений профессионального предвысшего образования — профессиональный колледж и военный колледж сержантского состава.

Профессиональный колледж — это заведение профессионального предвысшего образования или структурное подразделение юридического лица публичного или частного права, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением профессионального предвысшего образования, может проводить исследовательскую и/или творческую художественную деятельность, обеспечивать сочетание теоретического обучения с обучением на рабочих местах. Профессиональный колледж также имеет право согласно лицензии обеспечивать получение полного общего среднего образования профессионального и академического профиля, профессионального (профессионально-технического) и/или начального уровня (короткого цикла) высшего образования и/или первого (бакалаврского) уровня высшего образования.

Военный колледж сержантского состава (согласно законопроекту) — это заведение профессионального предвысшего военного образования или структурное подразделение высшего военного учебного заведения (заведения высшего образования со специфическими условиями обучения), которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением профессионального предвысшего образования, может проводить прикладные научные исследования, обеспечивать сочетание теоретического обучения с практической военной подготовкой.

Получение профессионального предвысшего образования будут финансировать из разных источников: в частности, за счет образовательной субвенции на оплату труда педработников «в части обеспечения расходов на получение общего среднего образования», государственного и регионального заказа в государственных и коммунальных заведениях, а также за счет оплаты услуг по подготовке специалистов из бюджетов городов областного значения, районов и ОТГ. Законопроект предусматривает также предоставление льготных долгосрочных кредитов, государственной финансовой поддержки и государственной целевой поддержки для претендентов на такие дипломы.

Расходы на оплату услуг по подготовке специалистов в государственных заведениях профессионального предвысшего образования, имеющих статус отдельных юридических лиц, будут осуществлять из областных бюджетов и бюджета Киева. Если заведение не имеет такого статуса — из государственного бюджета.

Не секрет, что многих потенциальных студентов в колледжи привлекала перспектива поступления без внешнего независимого оценивания. В экспертных кругах давно обсуждают идею отмены таких преференций. На данный момент результаты таковы: согласно законопроекту прием на обучение будет происходить на основе вступительных экзаменов и конкурсов творческих или физических способностей, с учетом среднего балла документа о полном или базовом общем среднем образовании и балла за особые успехи (для призеров IV этапа всеукраинских ученических олимпиад и III этапа конкурса-защиты МАН) и/или за успешное окончание подготовительных курсов соответствующего заведения. Вместе с тем поступающим разрешат подавать сертификаты ВНО вместо вступительных экзаменов по определенным предметам — согласно условиям приема.

Если в колледже студент будет получать вместе с профессиональным полное общее среднее образование, ему придется сдавать государственную итоговую аттестацию в виде ВНО.

Анна ЛУКАНСКАЯ.

Фото Александра КЛИМЕНКО (из архива «Голоса Украины»).