Интервью с заслуженным художником Украины Антоном Ковачем

ИЗ ДОСЬЕ «ГОЛОСА УКРАИНЫ»

Антон Ковач родился в 1962 г. в селе Чумалево Тячевского района на Закарпатье. В 1981 г. окончил Ужгородское училище прикладного искусства. В том же году поступил во Львовский институт прикладного и декоративного искусства. Служил в армии, в 1987—1990 гг. работал в Художественном фонде при облорганизации Союза художников Украины. С 1990-го — на преподавательской работе. Ныне заведует кафедрой рисунка Закарпатской академии искусств. Работает в области живописи (реалистической и абстрактной), рисунка и монументальной росписи. Автор многочисленных иллюстраций к детским книжкам и поэтическим сборникам. Лауреат художественных премий: областной имени Иосифа Бокшая и Адальберта Эрдели; всеукраинской им. Татьяны Яблонской (2017 г.); международной им. Валерия Гегамяна (2018 г.).

Заслуженный художник Украины.

Вместе с женой вырастил сына и дочь.

Фигуры Адама и Евы зрителю показались самыми интересными

— Антон Михайлович, наверное, следует начать разговор с художественной оценки персональной выставки «Голубое и коричневое», которая в апреле позапрошлого года с успехом экспонировалась в Художественном музее имени Иосифа Бокшая в Ужгороде, вызвала широкий резонанс и была посвящена вашему 55-летию...

— Почему такое название? Голубое — цвет неба и надежд, а коричневое — цвет земли и той основы, на которой все стоит. На земле живем, мечтаем и трудимся. Это пространство заполнено не только человеком, но и всеми Божьими созданиями. Поэтому я и посвящал полотна образу человека в основном там, где он ищет себя в координатах избранных ценностей. От бытового до сакрального расстояние большое. А я попробовал сакральное приблизить к земному, а бытовое немного поднять к Небу.

Та серия создавалась в течение 2013—2016 годов. На меня влияли также события реального нашего бытия, когда и в ХХІ веке человек остался с такими же нуждами, как и миллион лет назад. Часть произведений посвящена нашим традициям и духовным основам. Это прежде всего христианские заповеди, которые должны были бы дать нам силу жить и творить.

На выставке зрители видели и традиционные пейзаж, натюрморт, и мой любимый жанр — портрет. Это была самая масштабная моя персональная выставка за последнее время. И она подводила черту под периодом формирования собственного стиля, а также наметила темы на будущее.

— Вспомним еще одну важную в вашем творчестве персональную выставку, которая недавно проходила во Львове и тоже имела глубокое название «...И на шестой день»...

— Эту выставку (продолжалась с 7 декабря прошлого по 15 января нынешнего года) я открыл во львовской галерее «Proart». Она получилась довольно камерной — живописных и графических работ всего немногим более тридцати. Готовилась она в течение года, и с самого начала была выбрана тема и формат подавляющего большинства полотен.

Название «...И на шестой день» идет от легенды о создании мира и человека. Поэтому показал зрителю образы Адама и Евы в разных ситуациях, а также часть мира, которую Всевышний создавал первые пять дней: Небо и Земля, животные и растения. А уже потом и хомо сапиенс... Я немного иронично подвожу к этой теме, и выставка продолжает идею «Голубого и коричневого» — раскрывать образы в системе древних духовных ценностей...

На этой выставке экспонировалась графическая часть: на черном фоне тонкой линией изображены фигуры Адама и Евы. Зрителю эти произведения показались самыми интересными, неожиданными и положительными. На открытие пришли львовяне, которые помнили мои предыдущие выставки в их городе. А открывался вернисаж выступлением известного искусствоведа, доктора Романа Яцкива.

— Когда смотришь на ваши картины, в очередной раз убеждаешься: родные Карпаты — лучшее место на планете... Как добиваетесь такого высокого художественного влияния живописи?

— Любить Родину — это так естественно и необходимо. В этой любви черпаешь силы для творчества, получаешь вдохновение и радость, что именно ты можешь воссоздать хотя бы частицу этой Красоты!.. Я родился в этих горах — и генетически унаследовал от предков тягу к родным верховинским тропинкам. А вот чтобы найти собственный почерк в изображении родного Закарпатья, нужно его хорошо знать, ездить от Ужка до Ясиня с мольбертом — зимой и летом, весной и осенью... Большое значение имеет и традиция, введенная нашими корифеями. Анализируя ее, легче найти и свой почерк, который бы продолжал в определенной степени эту традицию. Конечно, в современном творческом пространстве надо интересоваться и мировыми тенденциями. Работая преподавателем Закарпатской академии искусств, читая лекции студентам, должен доносить до них современные и классические ценности, формировать у них профессиональные навыки...

— «Только на выставках видишь, кем ты являешься в искусстве» — это ваши слова...

— Творческий процесс имеет разные этапы. А один из самых важных — когда автор созревает до выставки. Особенно персональной. Хотя участие в групповых позволяет сравнивать свои произведения и коллег. Стараюсь не пропускать важные выставки и в Ужгороде, и во всеукраинском формате. Есть традиционные серьезные художественные проекты, пропускать которые не к лицу. В частности, Биеннале живописи, триеннале абстрактной живописи в Черновцах, где меня жюри в 2015 году отметило грамотой лауреата. Важно принимать участие в этих художественных мероприятиях, чтобы увидеть себя на фоне других художественных школ.

Есть интересные проекты проведения международных живописных пленэров. Один из них состоялся в прошлом году летом в Виннице — «Лучший художник. The Best artist-2018». Туда путем серьезного отбора пригласили двадцать художников из восьми стран. Жюри возглавлял наш министр культуры Евгений Нищук. Я привез с того конкурса Гран-при.

— Помню, как-то вы сказали, что ранние выставки за границей «дали смелость»...

— Творческие поездки по Европе 90-х годов действительно добавили смелости и раскованности. Приглашение выставлять свои произведения я получил тогда из Польши, Германии, Венгрии, Словакии и других стран. А жизнь была не из легких, Украина становилась на ноги как независимое государство. Мир нас воспринимал как новых участников европейского пространства. Так что те выставки — большой опыт, который помогает и по сей день.

В перерывах между росписями Боржавского храма я тогда проездил не одну тысячу километров по Европе, познавая мир и его культуру, посещая известные музеи.

Ответственность перед зрителем и самим собой

— Духовность и живопись — синонимы. Почему так считаете?

— Скоро исполняется тридцать лет с моей первой выставки. Занимаюсь живописью со времени обучения во Львовском институте прикладного и декоративного искусства. И преподаватели привили мне черту — серьезно относиться ко всему. Это важный элемент в становлении творческой личности. От этого позже будет зависеть глубина художественного мышления. Сначала меня учили обычному ремеслу, без которого творить невозможно. А с годами я воспитал в себе эти требования ответственности — перед зрителем и самим собой. Особенно это понадобилось во время росписей в храмах. Много лет я посвятил этой деятельности. Когда делал росписи в селе Боржавское Виноградовского района, жил там и беседовал с епископом Иваном Маргитичем, заказавшим мне росписи. Владыка стал моим идеалом духовного лица. С того времени я стараюсь не разъединять духовность и искусство. Что бы ни изображал автор — все несет элементы эстетики, философии и духовности. Роль искусства — дополнять жизнь человека духовными ценностями. Когда произведение, выстраданное тобой, принесло зрителю наслаждение — ты рад! И не жалеешь потраченного времени и усилий.

Это мое кредо и мой подход, с которым буду творить и дальше.

— «Дух — выше материи» — это также ваш принцип. Что-то подобное говорил и наш художник-авангардист Павел Бедзир...

— Дух выше материи — это принцип, который следует из предыдущего вопроса. Материя составляет часть нашего мира, где духовность выступает вершиной. Иначе все будет ограниченным и не по замыслу Божьему. Не одним хлебом живем!.. И дух нужен нам всем: и тем, кто творит, и тем, кто потребляет этот продукт.

Упоминавшийся вами наш земляк Павел Бедзир (1928—2002) в своем творчестве пропагандировал это понятие Духа, у него сотни графических работ, где центральным в композиции было дерево как символ жизни, в котором есть дух красоты и свободы. Я часто дискутировал с Павлом об этих понятиях — даже пробовал создать полотно, где бы мы вдвоем, стоя на мосту в Ужгороде, созерцали закат солнца. Мы корнями из одного села — Чумалева. Поэтому схожесть с его творческим методом есть — человеческие настроения передаются через переживания с природой.

«Начинать с чистого полотна...»

— Как бы вы сегодня прокомментировали сказанные почти десятилетие назад слова авторитетного доктора искусствоведения Владимира Овсийчука: «Ковач — выдающаяся индивидуальность, поскольку несет в себе мощный огонь творческого заряда и патриотического тепла, которое, разгораясь, принесет искусству Закарпатья, а прежде всего украинскому искусству, неожиданные художественные ценности... Он сам растет как творец-художник и может с достоинством себя видеть продолжателем своих талантливых предшественников. Все его творчество в комплексе производит впечатление чего-то целого, что и есть его миром искусства, состоящим из произведений, которые уже являются образцовыми сами по себе. И это очевидно не начало, но и не конец, а золотая середина успехов, которые уже близки к совершенству»?

— То, что этот известный искусствовед посетил мою персональную выставку в Национальном музее имени Андрея Шептицкого (2012), стало для меня честью и счастливым стечением обстоятельств. Он согласился проанализировать экспонированные произведения, которые высоко оценил и охарактеризовал как «комплимент закарпатской школе живописи». Беседа с такой личностью — великое счастье. Это неоценимый опыт! Ведь он дал мне советы, выразил искренние пожелания, к которым по сей день прислушиваюсь. Я и не ожидал, что из-под его пера выйдет такой искусствоведческий анализ, который стал предисловием к каталогу. Это подарок и знак! Жаль, что Владимир Овсийчук уже не увидел мою выставку во Львовской опере (2017), продемонстрировавшую наши общие художественные стремления и размышления. Я ему буду благодарен всегда!..

— Антон Михайлович, часто ездите по Европе, дружите со многими художниками. На ваш взгляд, какое место ныне занимает украинское искусство в европейском контексте?

— Наше изобразительное искусство сегодня полнится очень разными течениями, школами и фамилиями. Я слежу за всеми интересными выставками и художниками, сохранившими в своем творчестве высокие профессиональные и духовные качества. Галереи, особенно столичные, презентуют творчество современных украинских художников, которых знает мир, — нам есть чем гордиться и есть чему поучиться!.. А участие в Венецианских биеннале наших художников презентует отечественную изобразительную культуру, в которой есть место и представителям Закарпатья.

Что касается роли моего родного Национального союза художников Украины в нынешнем процессе, то он не всегда соответствует современным требованиям. Среди многотысячной группы есть и маститые мастера, есть и посредственные, творчество которых малоизвестно.

В Европе традиции реалистического искусства давно непопулярны, но удивляться нашим попыткам плэнерной живописи там не устали. Современный подход доминирует в галереях европейских городов, куда попасть непросто. Зритель там отличается от нашего тем, что не нуждается в такой степени в реалистическом подходе. Это проблема во всем мире, где одни живут иллюзиями, а другие подпитываются популярными салонными образцами.

— Хотелось бы больше узнать о ваших творческих планах.

— На этот год запланирована активная работа над большой серией живописных работ и дальнейшая выставочная программа. Вынашиваю идеи продолжить выставлять серию «...И на шестой день» в Киеве, есть приглашение из Ривного и других городов. Большинство замыслов и предложений на выставки — из-за границы. Интерес к моему творчеству со стороны галерей Германии и Венгрии побуждает меня работать над сериями новых живописных полотен, где я предстану в новой форме, но с традиционной темой — «Образ Человека».

Много планирую. А вот что успею — не знаю. Времени на все проекты не хватает. Но пока есть силы и желание, стараюсь заполнять все дни насыщенной творческой работой. Это моя потребность и наслаждение — стоять у мольберта и начинать с чистого белого полотна, которое приглашает открывать новые горизонты...

Беседу вел Василий НИТКА.

Фото Владимира БАЛЕГИ.

Ужгород.