Так выглядел коллегиальный костел Святой Троицы в 1921 году.

В Художественном музее Луцка, на территории замка Любарта, 20 февраля состоялась презентация научного сборника международной научной конференции «Олыка и Радзивиллы в истории Украины, Польши и Беларуси». Правда, само научное мероприятие провели еще в сентябре 2017 года, но нехватка средств не позволила тогда напечатать эту интересную для историков, краеведов и простых граждан книгу. Благодарить же за то, что хоть и с опозданием, но все же можем перелистывать ее страницы и совершать путешествия в прошлое нашего края, мы должны прежде всего народного депутата Украины Ирину Констанкевич. Она же полтора года назад помогла собраться вместе исследователям истории летописной Олыки.

Так случилось, что и отчет о конференции не попал осенью 2017-го на страницы нашей газеты, а потому с определенными поправками и дополнениями печатаем его сегодня. Делаем это, чтобы наши читатели лучше поняли место Олыки в истории Украины и Волыни.

К прошлому... по «дороге любви»

На второй день конференции «Олыка и Радзивиллы в истории Украины, Польши и Беларуси» пленарные заседания проходили в самой Олыке. Поездка в этот городок, впервые упомянутый в Ипатьевской летописи в 1149 году, оказалась на удивление интересной для ученых и краеведов трех стран. Их ждало множество приятных сюрпризов. Когда почти на границе Волынской и Ривненской областей наш комфортабельный автобус свернул с киевского шоссе направо на узенькую дорогу к Олыке, все прилипли к окнам. Мы ехали по старому пути, построенному еще князьями Радзивиллами в 1937—1938 годах. Тракт, выложенный из бетонных шестигранников, так называемой трилинки, был почти в идеальном состоянии: ни луж, ни колдобин. А ветви деревьев, растущих на обочинах, почти сплеталась вверху. Чем не «дорога любви»?

Увидели участники конференции по пути в Олыку и Луцкие ворота (1630), один из оборонительных объектов старой Олыки, и Сретенскую церковь-ротонду напротив них. Теперь это территория села Залесочье, хотя на самом деле это историческая Олыка. Советская власть, которой ненавистен был род Радзивиллов, таким образом отсекла от Олыки несколько пригородов. По тем же соображениям в 1940-м город Олыку (этот статус она получила в 1564 году) сделали поселком городского типа. А в 1957-м лишили и статуса райцентра. Обида за эту несправедливость до сих пор живет в сердцах олыковчан, куда бы ни забросила их судьба. Об этом на краеведческих чтениях «Прошлое и современность Волыни и Полесья. Киверцовский район и Олыка в истории Украины и Волыни» уже со сцены олыкского Дома культуры говорил уроженец села Залесочье (считайте Олыки), а ныне киевлянин, доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН Украины Виктор Жовтовский.

Руины красоту не скроют

Довоенная Олыка была известным на Волыни городом. Его красота частично сохранилась по сей день. Прежде всего — замок князей Радзивиллов с его дворцами и оборонительными сооружениями.

Среди храмов Олыки отличается особым великолепием коллегиальный костел Святой Троицы, построенный в 1635—1640 годах по проекту итальянских архитекторов Бенедетто Молли и Джованни Маливерна, декорированный скульптурами известного львовского мастера М. Эленберга (Алемпи). Даже полуразрушенный, он поражает красотой и величием. За последние годы Свято-Троицкий костел удалось накрыть, также застеклили окна, восстановили ограждение, отреставрировали часть внешних стен, начали работы внутри храма, почистили подземелье, где был некрополь княжеского рода. Этими работами уже шестой год занимается Фонд культурного наследия Польши. Кстати, это самый дорогостоящий проект, который он воплощает за пределами Польши. Поэтому есть надежда, что со временем этому величественному сооружению вернут его былую красоту.

Рядом со Свято-Троицким — римо-католический храм святых Петра и Павла. Это старейший на Волыни уцелевший костел, возведенный в 1460 году. Его строителем считают литовского гетмана, старосту луцкого Петра Яновича Белого. Храм — действующий.

От довоенной Олыки в городке осталось еще несколько сооружений. В том, что напротив костела Святой Троицы, был частный кинотеатр на 300 мест, около Дома культуры — бывший магистрат... В начале ХХ века в Олыке насчитывалось 5780 жителей. Здесь работали небольшой пивзавод, почта, телеграф, земская и еврейская больницы, аптека, баня, 35 магазинов, два государственных водочных магазина, склад лесных товаров, проводили годовые ярмарки, действовало кредитное общество.

В 1920—1930-х годах магистрат вкладывал большие средства в благоустройство Олыки. Мостили улицы и площади, прокладывали тротуары, проводили озеленение. Именно в эти годы построили водозабор, станцию водоочистки, водонапорную башню, проложили первые водопроводы. В городке появилась электростанция, одну за другой электрифицировали улицы. В 1928-м на Волынской воеводской выставке в Луцке Олыку отметили серебряной медалью за быстрое развитие городского хозяйства. Через год на Всепольской выставке в Познани показали макет электростанции и схему водоснабжения Олыки.

Развитие городка стало возможным благодаря князьям Радзивиллам. Именно за их средства построили больницу, открыли приют для 60 детей. Авторитет княжеской семьи среди населения был чрезвычайно высоким. Когда в 1936 году сын последнего владельца Олыки Януша Радзивилла Эдмунд баллотировался на войта гмины, в которую кроме Олыки входил и городок Цумань, за него проголосовали свыше 70 процентов избирателей. Результаты выборов обжаловал волынский воевода Генрих Юзефский. По его мнению, войтом должен был стать украинец. Результаты второго тура были еще убедительнее: за Эдмунда Радзивилла проголосовали 92 процента избирателей. Его отец Януш Радзивилл был известным в тогдашней Польше политиком. В 1928—1935 гг. его избирали главой комиссии иностранных дел Сената Польши, а в 1935—1939 гг. — членом этой же комиссии. Радзивиллы планировали также построить общеобразовательную школу, здания для общественных организаций. Но этому помешала Вторая мировая война.

Старинный некрополь следует хотя бы частично восстановить

Рассказал Виктор Жовтянский и о знаменитой Олыкской забастовке 1934 года, самой масштабной в довоенной Польше, которую, по мнению докладчика, можно сравнить с современными Майданами в Киеве. В ней приняли участие 80 тысяч земледельцев этой округи. Начавшись 14 февраля 1934-го, она продолжалась до конца мая. Около 400 бастующих арестовали, шестеро погибли.

Рассказал он и о деятельности отделения «Просвіти», которое в 1930-х годах было одним из крупнейших и самых активных на Волыни. Виктор Андреевич вспомнил и о еврейской общине Олыки, расстрелянной в годы войны фашистами, уничтоженном польском кладбище, которое по красоте могло сравниться со знаменитым Лычаковским во Львове. Поэтому старинный некрополь следует, по мнению оратора, хотя бы частично восстановить, прежде всего оригинальную по архитектуре часовню. Кстати, 8 июля 2018 года это место посетил президент Польши Анджей Дуда.

Полещуки спасли княжескую семью

Магдебургское право Олыка получила еще в 1564 году. Его традиции самоуправления в той или иной степени сохранялись в городке до сентября 1939-го. Когда Красная армия пришла на Волынь и работники НКВД собрали жителей Олыки на центральной площади, чтобы публично при их участии приговорить Радзивиллов как эксплуататоров народа к высшей мере наказания, лишь один из присутствующих поддержал московских палачей, что вызвало осуждение всей громады. Похожий конфуз произошел и после войны, когда один из первых секретарей райкома партии приехал в Олыку, чтобы с «позором» снять с должности руководителя местного сельхозпредприятия, но получил от олыковчан решительный отпор. Такого вольнодумства в тот период нигде, кроме Олыки, не зафиксировали.

В презентации сборника приняли участие народный депутат Украины Ирина Констанкевич, вице-консул Генерального консульства Республики Польша в Луцке Марек Запур, заместитель председателя областного совета Роман Карпюк, руководитель Киверцовского райсовета Александр Гурский, ученые, краеведы.

По мнению главы областной организации Национального союза краеведов Украины, профессора Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки Геннадия Бондаренко, издание сборника международной научной конференции «Олыка и Радзивиллы в истории Украины, Польши и Беларуси», а также проведение в дальнейшем таких краеведческих мероприятий поможет привлечь внимание государства и общественности к возрождению былой славы Олыки. Старинный городок на границе Волынской и Ривненской областей должен стать важным туристическим центром Украины.

Между прочим, этот год для Олыки особенный. Прошло 870 лет со времени первого упоминания о ней в Ипатьевской летописи, 455 — после получения Магдебургского права, 85 лет после Олыкской забастовки. А еще 70 лет отметил в эти дни неутомимый исследователь истории своей малой родины, уроженец пригорода Олыки, а теперь села Залесочье, доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН Украины Виктор Жовтовский.

Максим СОЛОНЕНКО.

Фото автора.

Волынская область.