Помогите разобраться в такой ситуации. Когда у моей дочери (ей год и три месяца) поднялась температура до 39, я позвонила в районную поликлинику и вызвала педиатра, с которым мы подписали декларацию. Она пришла, ребенка осмотрела, но очень возмущалась. Сказала, что я не имела права ее вызывать, а должна была своими силами сбить температуру и принести ребенка на прием. Со временем у дочери начался кашель, я написала врачу личное сообщение и спросила, что дать от кашля. Педиатр не ответила...

Через месяц дочь заболела снова, и снова 39. На этот раз, чтобы не «беспокоить» педиатра, я повезла ребенка в ближайшую частную клинику. Там прием стоил 300 грн, зато мы не сидели в очереди и не подхватили еще какую-то инфекцию.

l Действительно ли отменили вызовы педиатров домой? Если нет, то какой порядок вызова: через поликлинику или путем личного телефонного обращения к участковому врачу, с которым заключили соглашение?

l В каких случаях родители имеют право вызвать участковых педиатров домой и не обязаны везти ребенка в поликлинику? И что делать, когда у ребенка высокая температура, возможности привезти его к педиатру нет, а врач отказывается осмотреть его дома?

Думаю, ответы на эти вопросы будут полезны многим мамам.

Анастасия К.

Деснянский район Киева.

Эти вопросы мы адресовали Министерству здравоохранения Украины, и спикер Александр ЯБЧАНКА растолковал: когда и чем врач может помочь больному и как им наладить эффективное сотрудничество.

— Так отменили вызовы на дом или нет?

— Вызовы врача на дом никто не отменял! Мы просто изменили принцип, по которому врач и больной взаимодействуют на первичном этапе, а именно: мы дали возможность пациенту обращаться непосредственно к своему врачу, а врачу — право самому принимать решение о визитах домой. Почему мы это сделали? Потому что ситуация, когда он должен был в обязательном порядке прийти на вызов, с одной стороны, отнимала кучу времени (особенно на дорогу), с другой, часто просто не требовала его присутствия: для выписки больничных или на старте респираторной инфекции.

— Неужели врач не нужен при ОРВИ?

— Задача врача — поставить диагноз и назначить терапию. А в первые три дня вирусной инфекции врач не может ничего назначить, потому что нет таблетки, которая бы помогла при ОРВИ. Только симптоматичная терапия. Потребность во враче возникает, когда вирусная инфекция проходит, а у человека возникает сопутствующее заболевание, скажем, бронхит. Тогда врач должен послушать пациента и в зависимости от того, услышит ли в легких хрип, назначить антибиотик. Также желательно провести дополнительные обследования, но их он тоже не может сделать в домашних условиях. Именно поэтому через 3—4 дня после начала вирусной инфекции, при наличии жалоб, пациента должен осмотреть врач в условиях медучреждения, что даст больше диагностических возможностей — и вот здесь врач уже может поставить диагноз и назначить лечение.

Как было раньше? Больной звонил в поликлинику, но не общался с врачом. Там лишь записывали адрес, а потом врача ставили перед фактом, что он должен обойти столько людей. И пока он выполнял эту бессмысленную работу, другие пациенты сидели в очередях в поликлинике... Это же логично: чтобы иметь доступ к врачу, надо не создавать ему лишнюю работу.

Как эту проблему решило министерство? Предложило принимать решение о необходимости визита к пациенту врачу. Пациент сам выбирает врача, которому доверяет, и с ним подписывает декларацию. В случае проблемы напрямую звонит, и врач решает, как действовать. Если ситуация требует и есть такая возможность, врач посещает больного. Но это вопрос клинической ситуации, а не обязанность врача, как было раньше.

— А как насчет ситуации, с которой обратилась читательница?

— В ней есть и медицинская, и морально-этическая сторона. Если сотрудничество пациента с врачом не идет и пациенты недовольны, то они могут подписать декларацию с другим. Ведь после трансформации система устроена так, что деньги ходят за человеком. Врач заинтересован, чтобы декларацию подписали именно с ним, и если он ведет себя неэтично, то ничто не мешает подписать декларацию с другим, — и деньги автоматически пойдут к другому, точнее, в другое учреждение, чья прибыль отныне также зависит от количества пациентов. То есть повлиять на врача можно своим выбором! Мама имеет право выбрать именно того педиатра или семейного врача, который будет внимателен к ней и ее ребенку.

А что касается температуры, то как врач-педиатр с восьмилетним опытом скажу: если у ребенка 39, но нет каких-то дополнительных осложнений (судорог, потери сознания, сыпи), то все, что нужно сделать, это дать ему антипиретики — препараты для снижения температуры (парацетамол или ибупрофен). Врач в этом случае просто не нужен. Он ничего не увидит, кроме температуры.

— Но мама ведь может не заметить каких-то осложнений...

— Как это должно быть на практике. Мама звонит и говорит: у ребенка температура. Врач спрашивает: что еще беспокоит ребенка? Есть ли сыпь? Мама смотрит и отвечает. И если у врача возникает подозрение и беспокойство, то он найдет возможность лично осмотреть ребенка... То есть нужно умение врача собрать информацию от мамы и принять решение. Мы не можем научить родителей стать врачами. Но можем дать советы, как выбрать того врача, который не пропустит проблему.

Во-первых, ищите врача, внимательного к проблемам вашего ребенка и с которым у вас нормальный контакт. Вы же понимаете, что сохранение здоровья — это результат сотрудничества врача и пациента (или родителей, если говорим о детях). Если вы звоните и рассказываете о температуре у ребенка, а врач «возмущается» или просто говорит «примите парацетамол» — ищите другого. Если же врач активно собрал информацию и после этого дал рекомендацию — с ним стоит иметь дело.

Во-вторых, есть такие вопросы-триггеры к врачу: о вакцинации и гомеопатии. Если он считает, что прививки не нужны, а гомеопатия эффективна, — рекомендую держаться от него подальше.

В-третьих, не говорите врачу, что он должен делать: прийти или нет... Это должен определить врач. Доверяйте ему! Он профессионал своего дела и хочет уважения к себе как к специалисту. Когда пациент звонит врачу и ставит перед фактом: «Вы должны к нам прийти», — то он вместо врача устанавливает необходимый уровень медпомощи. А это не вызывает особой эмпатии. Врач — не подчиненный и не раб, он — ваш партнер в сохранении здоровья!

В-четвертых, воспользуйтесь тем, что теперь работает принцип «деньги ходят за пациентом». Если вас не устраивает ваша поликлиника и там не понимают азы конкуренции — нет смысла ссориться! Можете подписать декларацию не с районной, а с частной клиникой, которые также заключают договора с Национальной службой здоровья. За вами пойдут бюджетные средства.

— То есть эффективная коммуникация — в интересах обеих сторон...

— Да, врачам еще тоже придется учиться лучше общаться с пациентами. Система новая, и к ней должны привыкнуть как пациенты, так и врачи. Но она значительно более эффективна для всех. И для пациентов, которым удобнее дистанционно посоветоваться, записаться на прием, не стоять в очередях. И для врача: вместо того, чтобы ходить по домам и выписывать больничные, он сконцентрируется на здоровье пациента.

Беседу вела Юлия ПОТАПЕНКО.