Накануне юбилея Карпатской Украины Александр Гаврош написал пьесу «Последнее танго в Хусте». Произведение рассказывает о важных событиях борьбы украинцев за свободу и свое самостоятельное государство. Оно недолго просуществовало. Но стало тем лучом, который мощно озарил всю Европу и сообщил, что и за Карпатами живет свободолюбивый украинский народ.

— Александр Дюлович, как возник замысел этого спектакля?

— Это инициатива Закарпатского областного театра драмы и комедии, который сейчас работает в Хусте. Конечно же, 80-летие Карпатской Украины не могло обойти стороной ее столицу. Древний город над Тисой захотел воссоздать эти исторические и трагические мартовские дни 1939 года на собственной сцене.

— Долго ли сомневались, когда принимались за эту работу?

— Я давно хотел написать пьесу о Карпатской Украине. Ведь до сих пор у нас была всего лишь одна постановка, посвященная этой теме, — «Судный час» в Закарпатском областном украинском музыкально-драматическом театре имени братьев Шерегиев. Пьеса Ивана Козака рассказывает о последних днях президента Карпатской Украины Августина Волошина, проведенных в московских застенках. Ее ставили к 70-летию Украинского государства за Карпатами. Почти за тридцать лет независимости другого сценического воплощения на эту тему не было. Поэтому для меня это стало чрезвычайно важным и ответственным творческим заданием.

— Зритель видит колоритных действующих лиц — как реальных людей, которые тогда жили и строили молодое государство, так и героев, придуманных автором. Это сочетание исторического и художественного, чтобы более доходчиво рассказать со сцены о том непростом времени?..

— Отвечу так: Хустский театр — молодой и совсем небольшой. Поэтому создавать широкую панораму событий, выдающихся исторических личностей не было возможности. Для пьесы я выбрал рассказ о «Летучей эстраде» — небольшом революционном театре Карпатской Украины, состоящем из идейных парней и девушек, которые не только доносили широким массам украинскую правду, но и боролись с оккупантами с оружием в руках. Это были люди действия, такие же герои, как и нынешние добровольцы, которые воюют на Донбассе с российскими захватчиками.

— Среди персонажей спектакля — известные тогда личности: редактор Василий Гренджа-Донской, поэт Иван Ирлявский...

— А также драматург Николай Чирский, режиссер Демо-Довгопильский, художник Михаил Михалевич, американский кинооператор Петр Лисюк, английский журналист Майкл Винч... Почти у всех героев есть свои реальные прототипы. Другое дело, что мы показываем не спектакль-документ, а художественное произведение, главная задача которого — эмоциональное воздействие на зрителя. Хотя, несомненно, для многих спектакль будет познавательным, поскольку об этой героической странице нашей истории мало знают не только в Украине, но и на Закарпатье.

— Как собирали документальный материал для написания произведения?

— Работа над пьесой была долгой. За полгода я перечитал все, что напечатано о Карпатской Украине. Рад, что в спектакле мы делаем акцент на тех личностях, которые до сих пор находились как бы в тени и не являются главными персоналиями Карпатоукраинского государства. Многие тогдашние герои закончили жизнь трагично. И «Последнее танго в Хусте» — это воспоминание-реквием об этих отважных и талантливых патриотах, которые слетелись в Хуст из разных уголков мира, чтобы строить свою долгожданную Украину.

— Почему именно такое название — «Последнее танго в Хусте»?

— Конечно, здесь возникают ассоциации с известным фильмом о последнем танго в Париже. Но если лента Бернарда Бертолуччи о драматической любви в мировом мегаполисе, то наш спектакль — о любви во время войны. Любовь возникает в самых неожиданных обстоятельствах, она ни у кого не спрашивает согласия. 1930-е годы — это время танго, которое тогда господствовало повсеместно. А последнее танго в Хусте — это воспоминание о последних моментах мирного времени перед всемирной катастрофой, которой стала Вторая мировая война. И, бесспорно, первым этапом той планетарной бойни было подавление Карпатской Украины хортистской Венгрией.

— Премьеру спектакля покажет Хустский театр на 80-летие Карпатской Украины. Какой вы видите дальнейшую судьбу этого произведения?

— Интересно, что пьесу хотел ставить и Закарпатский муздрамтеатр, действующий в Ужгороде. Но отдали предпочтение Хусту, понимая, какое это имеет историческое значение для этого города. Думаю, что со временем «Последнее танго в Хусте» (одно из названий пьесы — «Танго на вулкане») можно ставить в любом театре Украины, поскольку она рассказывает о нашей общей борьбе за украинскую государственность. А художественных рассказов об этом историческом событии очень мало.

Надеюсь, первая постановка будет не последней...

СПРАВКА

Александр Гаврош — известный закарпатский писатель, журналист, автор около тридцати книг, в том числе и сборника «Семь пьес о любви к Родине». Неоднократный победитель «Коронации слова» в жанре «драматургия». Спектакли по его произведениям идут в Киеве, Днепре, Ужгороде, Мукачево, Хусте.

Фото предоставлено Василием Ниткой.