Лилия Гриневич и Александр Спиваковский на расширенном заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования 27 февраля 2019 года, где было принято решение поддержать проект закона «О профессиональном предвысшем образовании» (регистр. № 8321 (доработанный).

Пятый год подряд после принятия Закона Украины «О высшем образовании», которым изъят образовательно-квалификационный уровень «младший специалист» из уровней высшего образования, техникумы, колледжи и приравненные к ним училища функционируют в состоянии неопределенности лишь на основании переходных положений вышеупомянутого закона, который разрешает прием на образовательно-квалификационный уровень высшего образования «младший специалист» до 2019 года. В дальнейшем высшие учебные заведения, которые в системе высшего образования осуществляют подготовку специалистов исключительно образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста и до 2020 года не получают лицензию на подготовку образовательно-профессиональной степени младшего бакалавра и/или степени бакалавра должны будут продолжить подготовку младших специалистов в системе профессионального предвысшего образования. Вместе с тем для запуска профессионального предвысшего образования Верховной Раде необходимо принять соответствующий закон, который окончательно урегулирует деятельность уровня образования, определенный Законом Украины «Об образовании» как «профессиональное предвысшее образование», а отсрочка его принятия может привести к необратимым негативным последствиям.

Работниками колледжей и техникумов за период после принятия Закона Украины «О высшем образовании» был проведен ряд протестных мероприятий в регионах и в городе Киеве с целью привлечения внимания к проблемам техникумов и колледжей, среди которых: значительное сокращение количества студентов, устаревшая законодательная база, несоответствие новым требованиям к подготовке специалистов, их компетентностям и т. п.

Развитие профессионального предвысшего образования обусловлено переходом национальной экономики на новый технологический уклад, то есть активное распространение инновационных высокотехнологичных систем, глобальные экономико-технологичные сдвиги, евроинтеграционные процессы. Бесспорно, в настоящее время для Украины является абсолютно необходимым реформирование и модернизация системы подготовки специалистов для современных рынков труда.

Современное профессиональное предвысшее образование должно готовить специалистов нового уровня, новых возможностей, способных к эффективной трудовой деятельности в условиях активного внедрения новейших технологий. Его функционирование направляется на овладение выпускниками колледжей и техникумов ключевыми и профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для будущей профессиональной деятельности в разных сферах экономики.

При этом важно сохранить лучшие традиции и лучшие практики техникумов и колледжей, сформированные многолетней деятельностью, обеспечить соответствие стратегическим приоритетам по развитию экономики страны на средне- и долгосрочную перспективу, высокий уровень готовности к практической трудовой деятельности востребованных специальностей.

Для того, чтобы профессиональное предвысшее образование все-таки состоялось, появилась необходимость в принятии специального закона. Сначала в Верховную Раду Украины было внесено два законопроекта:
— проект закона о профессиональном предвысшем образовании (регистр. № 8321 от 16.07.2018) (доработанный), поданный народными депутатами Украины Марченко А. А., Литвином В. М., Констанкевич И. М., Кириленко И. Г. и другими (в целом 257 субъектов);
— проект закона о профессиональном предвысшем образовании (регистр. № 8321-1 от 08.05.2018), поданный народными депутатами Украины Кременем Т. Д. и Бриченко И. В.

Однако ни по одному из них представители профильного министерства, педагоги, эксперты и представители общественных организаций не смогли прийти к консенсусу. Поэтому Комитет Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования 16 мая 2018 года провел расширенное заседание по рассмотрению вопроса «О состоянии законодательного обеспечения функционирования и развития учреждений профессионального предвысшего образования» и рекомендовал Министерству образования и науки Украины осуществить согласование и поэтапную доработку рабочей группой альтернативных законопроектов о профессиональном предвысшем образовании с целью выработки единого согласованного проекта закона «О профессиональном предвысшем образовании».

Таким образом рабочей группой на базе Министерства образования и науки, в которой работало около ста экспертов, в том числе народные депутаты, представители министерств, департаментов, учебных заведений, был подготовлен согласованный законопроект, основными новшествами которого стали:

— уровень профессионального предвысшего образования будет отвечать пятому уровню Национальной рамки квалификаций;
— на уровне профессионального предвысшего образования получается образовательно-профессиональный уровень профессионального младшего бакалавра;
— вводится наблюдательный совет учреждения профессионального предвысшего образования;
— предусмотрено многоканальное финансирование, в том числе из государственного и местных бюджетов, а также других источников;
— соискатели профессионального предвысшего образования на основе базового среднего образования сдают государственную итоговую аттестацию за курс профильного среднего образования в форме внешнего независимого оценивания и имеют право на его повторную однократную бесплатную сдачу;
— прием на обучение для получения профессионального предвысшего образования осуществляется на основе вступительных экзаменов (и конкурсов творческих и/или физических способностей поступающих в установленных Условиями приема на обучение для получения профессионального предвысшего образования случаях) в учреждении профессионального предвысшего образования с учетом среднего балла документа о базовом или полном общем среднем образовании в случае поступления на его основе и балла за особые успехи (призерам IV этапа Всеукраинских ученических олимпиад по базовым предметам; призерам III этапа Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учеников — членов Малой академии наук Украины) и/или за успешное окончание подготовительных курсов учреждения профессионального предвысшего образования. На обучение для получения профессионального предвысшего образования на основе профильного среднего образования поступающие могут подавать результаты внешнего независимого оценивания, которое проводится на определенных законами началах, которые принимаются вместо результатов вступительных экзаменов по соответствующим предметам;
— будут существовать лишь два типа учреждений: 1) профессиональный колледж; 2) военный колледж сержантского состава.
27 февраля 2019 года состоялось расширенное заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования, основным вопросом повестки дня было рассмотрение законов о профессиональном предвысшем образовании. Министр образования и науки Лилия Гриневич отметила, что Министерство образования и науки видит целью нового закона возвращение значимости этому звену образования, поскольку оно всегда была чрезвычайно важным для развития экономики страны.

Если посмотреть на историю, то в советский период на территории Украины в то время работало 730 средних специальных учебных заведений, в которых училось более 800 тысяч человек, это в среднем 1100 получателей образования на одно учебное заведение. Сейчас у нас 863 заведения, в которых учится 388 тысяч получателей образования, что ориентировочно составляет 440 человек на одно учреждение. Поэтому важно обеспечить многоступенчатость образования с перспективами для учащихся. Кроме того, министр подчеркнула, что приоритеты модернизации колледжей и техникумов — это практико-ориентированный характер образования, академическая, кадровая и впоследствии финансовая автономия учреждений и сотрудничество с системой высшего образования.

Александр Спиваковский как первый заместитель Председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования выразил позицию поддержки согласованного законопроекта и отметил, что после принятия его Верховной Радой за основу он может быть доработан комитетом ко второму чтению.

В результате голосования члены комитета приняли единогласное решение внести на рассмотрение Верховной Рады Украины доработанный и поданный народными депутатами Украины — членами комитета проект закона «О профессиональном предвысшем образовании» (регистр. № 8321 (доработанный).

Закон «О профессиональном предвысшем образовании» несет особую миссию, поскольку должен не только определить его место в системе образования Украины, он также призван создать условия для стабильного развития учреждений профессионального предвысшего образования, установления источников их финансирования, удовлетворения образовательных потребностей граждан в получении качественного образования с ориентацией на практическую деятельность, внедрения новых форм организации образовательного процесса, формирования специалистов, которые будут востребованы на рынке труда, а следовательно — обеспечат развитие экономики нашего государства и его мировое лидерство.

 

Ирина КОНСТАНКЕВИЧ, народный депутат Украины, председатель подкомитета по вопросам внешкольного, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего образования и образования взрослых, профессор.