На двадцать пятой сессии Ривненского областного совета седьмого созыва 15 марта под председательством Александра ДАНИЛЬЧУКА (на снимке) депутаты рассмотрели ряд вопросов, касающихся жизнедеятельности области.

Среди таких — бюджетные, реформирование коммунальных медучреждений, принятие Программы развития инвестиционной деятельности в Ривненской области на 2019—2020 годы, обращение облсовета к парламенту и правительству относительно реализации права на социально-экономическую компенсацию риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения АЭС, и другие.

Самый прозрачный совет в Украине

Задолго до пленарного заседания на сайте Ривненского областного совета был размещен отчет председателя облсовета Александра Данильчука (на этой должности он год), так что и депутаты, и жители области могли ознакомиться с ним.

Александр Данильчук не впервые руководит областным советом, поэтому получил опыт, который помогает ему в реализации полномочий. По мнению руководителя, депутатский корпус в течение отчетного периода работал конструктивно, слаженно и эффективно.

В отчете Александр Данильчук уделил внимание процессам децентрализации. Он регулярно принимает участие в заседаниях советов регионального развития районов и объединенных территориальных громад, поскольку на этих мероприятиях находят пути улучшения эффективности администрирования, определяют приоритеты развития территорий и стратегии их реализации. Да и в области облсовет совместно с Ривненским центром развития местного самоуправления в прошлом году в апреле провел форум «Децентрализация в действии: место района в новой системе административно-территориального устройства Украины». В ходе мероприятия были обсуждены наиболее болезненные вопросы, возникающие в процессе передачи полномочий местным громадам, и начерчены самые оптимальные пути реформирования субрегионального — районного — уровня.

Кстати, Ривненский областной совет не первый год признается одним из самых прозрачных в Украине, лидером среди областных советов по критериям подотчетности и открытости.

— В отчетном периоде мы не стояли на месте, стараясь не утратить это первенство. В марте минувшего года совет утвердил Порядок обнародования информации, касающейся деятельности областных коммунальных предприятий, который имеет целью сделать более прозрачной их работу. Кроме того, мы обеспечили прямую трансляцию заседаний постоянных комиссий, конкурсных комиссий, а с марта этого года — и пленарных заседаний областного совета, — говорится в отчете председателя облсовета.

Ривненский областной совет один из первых в Украине принял и реализовал типовое положение по проведению конкурсов на назначение руководителей областных коммунальных учреждений культуры, образования и медицины по новой — открытой — процедуре.

Ривненщина — пограничная область. Поэтому члены Украинской ассоциации районных и областных советов избрали Александра Данильчука председателем постоянной комиссии УАРОС по вопросам трансграничного сотрудничества.

Председатель проанализировал и сессионную деятельность, приведя следующую статистику: в течение отчетного периода областным советом проведено 10 пленарных заседаний девяти сессий, четыре из которых были внеочередными, депутаты приняли 433 решения. Проведено 8 заседаний президиума областного совета, который как совещательный орган обеспечивал эффективность работы депутатского корпуса на пленарных заседаниях, выработку согласованных предложений.

Учитывая то, что не все проблемные вопросы, волнующие жителей области, можно решить на уровне полномочий областного совета, за отчетный период принято 40 обращений депутатов Ривненского областного совета к центральным органам власти и должностным лицам государственного уровня, получено на них 23 ответа, которые обнародованы на официальном сайте совета.

Десять постоянных комиссий облсовета провели 92 заседания, в том числе три выездных, на которых рассмотрели 1554 вопроса.

На протяжении отчетного периода на рассмотрение областного совета было вынесено и поддержано советом 63 депутатских запроса. В большинстве из них депутаты поднимали вопросы ремонта автодорог, строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта помещений, принятия мер с целью прекращения незаконной добычи янтаря.

Для обеспечения отдельных мер по реализации государственной политики с учетом местных особенностей в течение отчетного периода в области реализовывались мероприятия 75 региональных программ. Областной совет в прошлом году в областном бюджете предусмотрел финансирование большинства из них: исполнители мероприятий 47 региональных программ получили средства на их реализацию. Из предусмотренных областным бюджетом на финансирование программ более 368 млн использовано 349 млн грн., или 94,7 процента. Приоритетными в распределении финансовых ресурсов являются региональные программы сферы социальной защиты, молодежной политики и спорта, здравоохранения, агропромышленного развития, энергоэффективности, гражданской защиты населения, экологии и развития дорожного хозяйства.

За отчетный период к руководству областного совета обратились с письмами и побывали на личном приеме 2085 граждан. В обращениях было затронуто 2085 вопросов. Через органы власти в областной совет поступило 347 обращений.

Как отметил в отчете председатель Ривненского областного совета Александр Данильчук, прошлый год стал важным для реформирования системы управления общей собственностью территориальных громад сел, поселков и городов области.

Облсоветом принято решение по реорганизации 21 учреждения здравоохранения общей собственности территориальных громад области, в 11 из них уже завершена процедура реорганизации.

В течение отчетного периода заключено 67 новых договоров аренды имущества совместной собственности территориальных громад области, а также более сотни дополнительных соглашений по внесению изменений в действующие договора аренды; за это время в областной бюджет поступило 1906,2 тыс. грн. платы за аренду недвижимого имущества, которое относится к совместной собственности территориальных громад сел, поселков, городов области.

Тревожная статистика онкоболезней

Тревожная статистика: на Ривненщине проживают более 22 тысяч человек, у которых онкологическое заболевание, из них почти 45 процентов — жители сел.

Это стало убедительным аргументом для депутатов, чтобы проголосовать за Областную программу улучшения диагностики, лечения и профилактики злокачественных новообразований, которую накануне сессии на заседании профильной медицинской комиссии облсовета под председательством Михаила Вервеги представил главный врач Коммунального предприятия «Ривненский противоопухолевый центр» Григорий Максимяк (на снимке).

— Областная программа создана с целью уменьшения количества онкологических больных, которые умирают в течение года после установления диагноза, снижения показателя смертности от злокачественных новообразований, улучшения мер надлежащей реабилитации и создания условий для продолжения жизни и улучшения ее качества. Реализация программы позволит снизить уровень показателя смертности онкологических больных на 5—6 процентов и на 6—7 процентов улучшит диагностику злокачественных новообразований I—II стадий, — прокомментировал Григорий Максимяк.

Он отметил, что на реализацию Программы согласно плану финансирования необходимо 17 млн 413 тыс. грн. В частности, эти средства будут направлены на обеспечение противоопухолевого центра современным лечебно-диагностическим и хирургическим оборудованием согласно утвержденному Минздравом Украины — 3 млн 830 тыс. грн.; эффективное применение телемедицины для ранней диагностики онкозаболеваний в области — 15 тыс. грн.; техническое обслуживание и профилактические меры по сохранению в рабочем состоянии существующего, особенно высокостоимостного, медицинского оборудования учреждения — 1,5 млн грн.; обеспечение онкобольных области химиотерапевтическими препаратами, радиофармпрепаратами и фармацевтическими препаратами сопровождения для лечения — 5 млн грн.; обеспечение предприятия в расходах для оплаты коммунальных услуг, энергоносителей и других затрат, связанных с функционированием заведения — 7 млн грн.

Бюджет прошлогодний и нынешний: на языке цифр

Депутаты утвердили отчет о выполнении областного бюджета за прошлый год. Как прокомментировала директор департамента финансов Ривненской ОГА Лидия Беляк (на снимке), в целом в общий фонд областного бюджета поступило 724,5 млн грн. собственных доходов, что на 25,6 процента больше по сравнению с 2017 годом. Кроме того, поступило субвенций из государственного бюджета в сумме 6,1 млрд грн. и 772,6 млн грн. дотаций. Проведены расходы из общего фонда областного бюджета 7,3 млрд грн., по спецфонду — в сумме 1,4 млрд грн.

Внесены изменения в нынешний областной бюджет. Распределяются свободные остатки бюджетных средств в сумме 34,2 млн грн., остатки образовательной, медицинской субвенций, областного природоохранного фонда, а также остаток неиспользованной в прошлом году субвенции на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения и коммунальных дорог на общую сумму 127,1 млн грн.

При этом на улучшение материально-технического обеспечения медучреждений дополнительно направляется 21,7 млн грн., учреждениям социальной защиты населения — 5,5 млн грн., учреждениям культуры — 3 млн. грн., молодежи и спорта — 1,6 млн грн. Кроме того, Ривненщине выделено дополнительно из государственного бюджета субвенции для предоставления государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями 4,2 млн грн. и на обеспечение качественного, современного и доступного общего среднего образования «Новая украинская школа» в сумме 50,4 млн грн., в частности, на закупку мебели, компьютерного и мультимедийного оборудования, музыкальных инструментов, дидактических материалов и т. п.

Кабмин закладывает все меньше средств

На сессии Ривненского областного совета было принято Обращение к Верховной Раде Украины и Кабинету Министров Украины относительно реализации права на социально-экономическую компенсацию риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения АЭС. Кстати, депутаты не впервые обращаются к этим учреждениям, однако сдвигов — никаких. Поэтому надеются дождаться реакции на это обращение.

Они пишут о том, что в течение многих лет во время решения вопроса определения в государственном бюджете размера субвенции на социально-экономическую компенсацию риска населения, проживающего в зоне наблюдения, Кабинетом Министров Украины игнорируются предписания статьи 3, статьи 22 Конституции Украины. В ходе разработки и одобрения законопроектов о государственном бюджете на соответствующий бюджетный период Кабинетом Министров Украины на указанную субвенцию закладывается в среднем всего 32,5 процента от полученного одноименного сбора.

К тому же правительство не обосновывает причины и критерии такого распределения, основания неучета бюджетных запросов Минрегиона Украины как главного распорядителя в направлении увеличения размера этой субвенции к размеру фактических поступлений в государственный бюджет сбора на социально-экономическую компенсацию риска населения, проживающего в зоне наблюдения, с учетом неуплаченных средств за предыдущие годы.

По результатам проведенного Счетной палатой Украины аудита эффективности использования субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на финансирование мер социально-экономической компенсации риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения, утвержденного решением от 28.03.2017 № 8-7, Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы на заседании 16.11.2017 даны рекомендации Кабинету Министров Украины относительно: увеличения объемов субвенции до уровня плановых поступлений целевого сбора; внесения изменений в статью 29 Бюджетного кодекса Украины относительно зачисления сбора на социально-экономическую компенсацию риска населения, проживающего в зоне наблюдения, в специальный фонд государственного бюджета. А сами действия по сужению объемов финансирования расходов субвенции на социально-экономическую компенсацию риска населения, проживающего в зоне наблюдения, признаны нарушением гарантированного статьей 3 Закона Украины «О защите человека от влияния ионизирующего излучения» права каждого человека, проживающего или временно находящегося на территории Украины, на защиту от влияния ионизирующего излучения. Такая позиция отображена в решении Счетной палаты Украины от 08.08.2017 № 16-4 «О результатах аудита эффективности использования субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на финансирование мер социально-экономической компенсации риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения».

Однако это не изменило подхода правительства к решению указанного вопроса, и в 2019 году объем субвенции составляет всего 32,3 процента от ожидаемого объема поступлений целевого сбора.

«Представляя общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов Ривненской области, мы не можем оставить без внимания факт игнорирования законодательно установленных прав граждан. Поэтому с целью реализации права на социально-экономическую компенсацию риска населения, проживающего в зоне наблюдения АЭС, просим:

— рассмотреть и поддержать законопроект от 02.07.2015 № 2249а, согласно которому сбор на социально-экономическую компенсацию риска населения предложено вернуть в доходы специального фонда государственного бюджета;

— увеличить в 2019 году размер субвенции на социально-экономическую компенсацию риска населения, проживающего в зоне наблюдения АЭС;

— принять надлежащие меры по возвращению населению, проживающему на территории зоны наблюдения, недополученных за предыдущие годы средств, уплаченных плательщиком сбора на социально-экономическую компенсацию рисков населения, проживающего на территории зоны наблюдения АЭС», — говорится в Обращении Ривненского областного совета.

Ривное.

Фото предоставлено автором.