У и. о. начальника регионального офиса в Волынской области Ростислава Кравчука много аргументов в пользу будущей международной водной магистрали.

Круглый стол «Природные ценности Полесья и угрозы окружающей среде речного пути Е-40 Гданьск — Херсон» состоялся 5 марта в конференц-зале гостиницы «Украина» в Луцке. Его организатором стал Национальный экологический центр Украины (НЭЦУ).

Мероприятие проходило под несколько неожиданным для большинства его участников лозунгом «Остановим Е-40». Почему остановим и откуда такая категоричность, ведь проекта как такового пока нет, а есть только его наметки? До сих пор продолжаются дискуссии по поводу маршрута будущего водного пути, об этом шла речь в статье «Двести двадцать километров без шлюзов и насосных станций», напечатанной в «Голосе Украины» 27 февраля. Более того, основные работы по прокладке магистрали будут проводиться в соседних Польше и Беларуси.

Между тем модератор круглого стола эксперт НЭЦУ по вопросам изменения климата Георгий Веремийчик заявляет, что «строительство и эксплуатация водного пути предусматривает строительство и реконструкцию гидротехнических сооружений, увеличение размера фарватера, выравнивание русла рек, дноуглубительные работы и т. д. Эти работы и эксплуатация водного пути приведут к изменению гидроморфологических условий всего региона Полесья, что вызовет деградацию ценных территорий водно-болотных угодий, которые находятся под национальной и международной защитой как ареал ценных видов, и ряда уязвимых природных территорий Украины. Полесье является неотъемлемой частью природной системы регулирования запасов водных ресурсов Украины».

Неужели Днепр будут исправлять? Нет необходимости делать это и на территории соседней Беларуси. А вот что касается дноуглубительных работ, то их, бесспорно, придется проводить на украинском участке реки Припять и на Киевском водохранилище, некоторых участках низовья Днепра. Здесь есть определенные угрозы, поскольку не известно, как поведут себя донные отложения в зоне загрязнения ЧАЭС. Но все будет делаться под контролем ученых-экологов и общественности.

Вместе с тем и. о. начальника регионального офиса водных ресурсов в Волынской области Ростислав Кравчук акцентировал внимание на том, что Волынское областное управление водных ресурсов в 2013—2015 годах было партнером проекта

«Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр — Висла: от стратегии до планирования».

— Развитие этого проекта имеет право на продолжение, ведь это позволит не только развивать водный транспорт в трех государствах, но и улучшить гидрологический режим в северных районах Волынской области, — считает опытный специалист. — В рамках будущего проекта будут учтены предложения, касающиеся аккумулирования объемов воды в Турском водохранилище и в системе Ореховских озер. Эти работы будут проводиться за счет средств в рамках будущего проекта. Поэтому так категорически относиться к вопросу развития водного пути нельзя: проект еще не разработан, а учитывая трансграничный характер, он обязательно будет проходить процедуру оценки воздействия на окружающую среду в Украине, в Белоруси и Польше согласно законодательству трех государств, и решение будет принято только после этого.

Что касается негативного воздействия Е-40 на заповедные территории Полесья, то ни заместитель директора Национального природного парка «Припять — Стоход» Михаил Химин в докладе, ни научный сотрудник Шацкого национального природного парка Юрий Басик в частной беседе не отметили какое-либо вероятное воздействие указанных работ на функционирование указанных экосистем.

На круглом столе отмечалось также, что функционирование Днепровско-Бугского канала, составной части Е-40, невозможно без обеспечения водораздельной его части водой с территории Волыни. Речь идет о Белоозерской и Ореховской водопитательных системах. Оба канала построены еще в первой половине ХІХ века и требуют определенной реконструкции. По первому вода самотеком поступает из верховья Припяти через озера Святое, Волянское, Белое. Построенный здесь еще в 1856 году Выжевский водоспуск — уникальное, практически музейное сооружение. Состоит оно из деревянных брусьев, поэтому требует постоянных ремонтов, поскольку они в воде быстро портятся. Регулирование воды в шлюзе осуществляется такими же деревянными шандорами (задвижками). Хотя регулирование — это громко сказано, поскольку поднять или опустить их почти невозможно.

Пишу это ради того, чтобы читатель понял, что несмотря на историческое значение, сооружение давно пора заменить, так как оно уже не может эффективно регулировать сток Припяти в водопитательный канал. Если же во время наводнения шлюз не выдержит напора воды, может подтопить четыре села Ратновского района, и вода потечет не по деградированному речному руслу через Волынь, а по более удобному каналу в Беларусь.

Выход из ситуации есть. Неподалеку строится новый железобетонный шлюз с металлическим затвором. Но из-за нехватки средств работы на нем уже четыре года не проводятся. Для решения вопроса нужно каких-то семь миллионов гривен. Вот где экологическая безопасность Западного Полесья.

Требует внимания и упоминавшаяся ранее Ореховская водопитательная система. Во-первых, поскольку она до сих пор мало использовалась, то находится не в лучшем состоянии. Во-вторых, в результате неизвестно как проведенной демаркации границы переливное сооружение на канале, которое помогало поддерживать уровень воды в озере Ореховское и соединенных с ним других водоемах на определенном уровне, оказалось на белорусской стороне, хотя строила его Украина и находилось оно на балансе Ратновского межрайонного управления водного хозяйства. Этот инженерный объект требовал капитального ремонта, однако теперь это уже проблемы Беларуси. Украина же как наиболее заинтересованная сторона должна построить свое переливное сооружение, иначе снижение уровня волы в озере Ореховское может привести к экологической катастрофе.

Вот где угрозы ждут наше Полесье, а не на территории Польши или Беларуси! Если быть откровенными, то у специалистов с Волыни теплится какая-то надежда, что именно благодаря строительству водного пути Е-40 они смогут решить эти и другие проблемы региона. В частности и озера Турского, которое теперь служит водохранилищем с полезным объемом воды 21 миллион кубических метров. Турский канал, которому тоже уже почти двести лет, соединяет одноименное озеро с Ореховским, то есть является резервуаром воды для того же пути Е-40.

Нарастив дамбы на Турском водохранилище, почистив его, можно было бы увеличить полезные объемы этого резервуара, оздоровить его.

Что касается упомянутого круглого стола, то на нем прозвучало много дельных предложений о сохранении окружающей среды в северном регионе Украины — Полесье. Его участники приняли обращение к Премьер-министру Украины Владимиру Гройсману с просьбой проанализировать экологические последствия и экономическую целесообразность строительства водного пути Е-40, чтобы не допустить негативного воздействия на окружающую среду.

А волыняне категорически против предложенного организаторами круглого стола лозунга «Остановим Е-40». По мнению местных специалистов, его строительство поможет решить ряд упомянутых выше проблем. Киев должен соединиться с Варшавой водным речным путем!