Информационные технологии в Украине и мире развиваются настолько быстро и неустанно, что мы даже перестали их замечать. Для сдачи отчетности уже давно не нужно лично ходить в налоговую, с помощью гаджета за считанные минуты можно рассчитать и удобный маршрут из пункта А в пункт Б, и даже осуществить наличные расчеты. ІТ-технологии сделали наше повседневное бытие значительно удобнее и мобильнее...

Ежедневно пользуясь гаджетами, задумывались ли мы когда-нибудь над тем, чем и как живет отечественная ІТ-индустрия?

Показатели развития и уплаты налогов

Исследование экспертов Ассоциации «IT Ukraine» и Офиса эффективного регулирования (BRDO) показало: за последние десять лет ІТ-отрасль в Украине стремительно развивается. Еще в 2018 году она вышла на второе место в украинском экспорте услуг. Сегодня в общем объеме экспортированных услуг вклад ІТ-индустрии составляет уже более 20 процентов, она формирует уже более чем 3 процента отечественного ВВП, уступая только аграрному комплексу и металлургии.

Спрос на программистов в Украине уже давно значительно превышает предложение, а зарплаты программистов в семь раз превышают размер средней зарплаты по стране и достигают 60 тыс. гривен.

Однако о зарплатах ли идет речь? В феврале этого года информационным пространством прокатилась показательная волна, которая дала понять кто есть кто в ІТ-сфере. Началась она с того, что Минсоцполитики на своем сайте выложило для обсуждения законопроект, которым предлагается приравнять лица, по определенному перечню признаков выполняющих работу, которая осуществляется в пределах трудовых отношений, к наемным работникам. Эта инициатива касалась всех физических лиц-предпринимателей, которых компании фактически используют как рабочую силу, только без надлежащей уплаты налогов (5% от дохода и минимальный ЕСВ платит сам ФЛП, «освобождая» тем самым своего работодателя от уплаты 41,5% суммарно НДФЛ, ЕСВ и военного сбора). Однако на защиту ФЛП выступили почему-то не торговцы или рестораторы, а представители ІТ-сектора.

Объясняется это просто: в Украине в ІТ-отрасли работает почти 4000 компаний. Больше половины из них имеют свыше 80 сотрудников, но в основном они оформлены не в штате, а как ФЛП. По данным Государственной фискальной службы, сумма уплаченных ІТ-компаниями налогов в 2014—2017 годах с каждым годом выростала на 27 процентов, и ожидается, что такая тенденция сохранится. Что касается налоговой дисциплины работников ІТ-индустрии-упрощенцев, то в течение 2013—2017 годов уплата единого налога и ЕСВ ими выростала в среднем на 58,8 процента и в 2017 году составляла 3,2 млрд гривен.

Ради справедливости следует заметить: своим развитием украинская ІТ-индустрия во многом обязана именно упрощенной системе налогообложения. Но комментарии в соцсетях типа «так, может, лучше побороться с зарплатами в конвертах, а не с фактически единственной индустрией, которая реально помогает Украине встать с колен?» все равно не справедливы.

В четко определенном законодательном поле должны работать абсолютно все — и крупные предприятия, и малые. Относительно социальной роли государства в этом процессе, то именно оно в первую очередь и заботится о том, как защитить украинцев от недобросовестных работодателей и зарплат «в конвертах» при отсутствии трудовых и социальных гарантий.

Расширить и углубить «упрощенку»?..

Поскольку тема ФЛП от ІТ приобрела довольно широкую огласку, в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 10094, которым предлагается для таких специалистов создать новую, пятую группу плательщиков единого налога — с годовым доходом до 7,5 млн гривен и без наемных работников. В дальнейшем же для них предусмотрено повышение ставки единого налога на один процент ежегодно (до 10% в 2025 году), а также увеличение с 2020 года суммы ЕСВ до двойного размера минимального страхового взноса, или 44 процента от минимальной зарплаты. Также предусмотрено, что ФЛП смогут использовать в работе технику и информационные системы, которые принадлежат юридическим лицам, без оформления трудового договора.

Однако предложенный механизм налогообложения ІТ-отрасли вряд ли можно назвать оптимальным по нескольким причинам:

— во-первых, создаются преференции для отдельно взятой отрасли, что не способствует конкуренции предпринимательской инициативы в Украине;

— во-вторых, работу на себя, но фактически на территории работодателя (использование его техники), можно квалифицировать как легализацию схемы «работодатель — ФЛП» для отдельно взятой отрасли;

— в-третьих, налоговая нагрузка в этой отдельно взятой отрасли на одну категорию плательщиков (ФЛП) увеличивается, тогда как на другую (юридических лиц) остается без изменений, чем и объясняется поддержка законопроекта ведущими ІТ-ассоциациями.

Также следует учесть, что наша страна находится в программе сотрудничества с МВФ, и с каждым разом нам все сложнее отстаивать существование в Украине упрощенной системы налогообложения. Конечно, при таких условиях сложно предполагать определенное расширение или углубление этой системы.

Альтернатива есть

14 марта вместе с коллегами мы зарегистрировали в качестве альтернативного законопроект № 10094-1 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции».

Проектом предлагается предоставить компаниям, отвечающим установленным критериям, право применять особый порядок налогообложения доходов своих ІТ-специалистов. Но: право, а не — обязанность! Компании, не пожелающие им воспользоваться, и в дальнейшем будут работать по нынешней системе налогообложения.

Альтернативный законопроект предусматривает установление особого порядка налогообложения, по ставке 9 процентов НДФЛ, доходов ІТ-специалистов в области программирования (должности которых отвечают подклассу 2132 согласно классификатору профессий (ДК 003:2010), которые являются наемными работниками (находятся в трудовых отношениях с субъектами индустрии программной продукции). В этот период предлагается позволить применять к зарплате таких работников ставку ЕСВ в размере 5 процентов.

Субъектами индустрии программной продукции определены субъекты, которые занимаются:

1) изданием программного обеспечения, выпуском компьютерных игр для всех платформ;

2) компьютерным программированием и всеми видами деятельности по написанию, модифицированию, тестированию и обеспечению технической поддержкой, документированию программного обеспечения;

3) консультированием по вопросам информатизации, включая планирование и разработку компьютерных систем, объединяющих комплектующее оборудование, программное обеспечение и коммуникационные технологии;

4) деятельностью по управлению компьютерным оборудованием;

5) созданием и внедрением информационно-технических комплексов, систем и сетей;

6) обработкой данных, размещением информации на веб-узлах и связанной с ними деятельностью.

При этом первоначальная стоимость основных средств и/или нематериальных активов субъекта должна быть больше 50 размеров минимальной заработной платы (в 2019 году это почти 209 тыс. гривен), а доход от указанных выше видов экономической деятельности не может быть меньше 70 процентов от общей суммы доходов такого субъекта, полученных от всех видов его деятельности.

Субъект, который отвечает вышеупомянутым условиям и подал в орган ГФС соответствующее заявление, после занесения в реестр субъектов программной индустрии:

— применяет ставку налогообложения НДФЛ — 9 процентов к заработной плате и другим доходам, которые выплачивает наемным работникам -программистам, должности которых отвечают подклассу 2132 согласно классификатору профессий (ДК 003:2010);

— платит сумму ЕСВ за наемных работников — программистов, должности которых отвечают подклассу 2132 согласно классификатору профессий (ДК 003:2010), в размере 5 процентов от заработной платы таких работников.

При этом для таких работников:

— сумма НДФЛ с месячного дохода по ставке 9 процентов не может быть меньше размера налога, начисленного по ставке 18 процентов с двукратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года (в 2019 году — 4173 грн х 2 х 18% = 1502 грн).

— сумма ЕСВ не может быть: а) меньше суммы ЕСВ, рассчитанной с двух минимальных заработных плат по ставке 22% (в 2019 году — 4173 грн х 2 х 22% = 1837 грн); б) больше суммы ЕСВ, рассчитанной по ставке 22% от максимальной базы начисления ЕСВ — на сегодняшний день это 15 минимальных заработных плат (в 2019 году — 4173 грн х 15 х 22% = 13770 грн).

То есть максимальная сумма ЕСВ, которая может платиться за работника-программиста, равна максимальной сумме ЕСВ, которая может платиться за любого работника другой профессии. Самая большая сумма заработной платы ІТ-работника, которая должна была бы быть обложена ЕСВ в 2019 году, составляет 275 тыс. гривен (13770 грн./5 *100 = 275 тыс. грн).

Доходы других наемных работников предлагается облагать налогами на общих основаниях.

Законопроектом также предусмотрено, что при расчете пенсии для таких работников за соответствующие месяцы будет учитываться заработная плата, рассчитанная по формуле:
сумма фактически уплаченного ЕСВ/22*100.

Например:
Зарплата 50 тыс. грн
Уплачен ЕСВ по ставке 5% — 2500 грн (50000 грн * 5/100)
Зарплата для расчета пенсии — 11364 грн (2500 грн/22*100).

В завершение

Все перечисленное выше позволяет работодателям в сфере ІТ платить налоги в полной мере, но по существенно сниженным ставкам, а их работникам будет гарантировать право на социальную защиту. В итоге, это позволит ІТ-предприятиям в Украине значительно больше капитализироваться и интенсивнее развиваться.

А расти есть куда: вопреки положительной динамике, украинский IТ-рынок по мировым масштабам продолжает оставаться небольшим и составляет почти один процент от общемирового показателя. Тогда как, например, IТ-рынок Индии оценивается в 145 млрд долларов, а количество IТ-специалистов в этой стране превышает 4 млн, что в 40 раз больше, чем в Украине.

Украинская ІТ-индустрия — чрезвычайно перспективная. Если создать соответствующие условия, стимулирующие ее развитие, то, по прогнозам экспертов, уже до 2020 года экспорт ІТ-услуг достигнет 6 млрд долларов, количество специалистов в этом секторе экономики вырастет до 200 тысяч, а рынок ІТ составит почти 5 процентов отечественного ВВП. И это вполне реально, ведь ІТ-отрасль, в отличие от большинства других, развивается быстро и прогнозируемо.

Нет никаких сомнений в том, что Украина имеет все условия для того, чтобы быть среди мировых ІТ-лидеров. В программе кандидата в Президенты Петра Порошенко развитие ІТ-отрасли определено как один из пяти приоритетов экономической стратегии страны. Ведь это именно та сфера, которая может дать нам настоящий прорыв, стать мощной точкой роста для всей украинской экономики. Единственное, что должно сделать ныне государство, — дать этой перспективной отрасли справедливую систему налогообложения. Учитывая прогнозируемый результат, не так уж и много, не так ли?

Нина ЮЖАНИНА, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой  и таможенной политики, народный депутат Украины;

Александр СПИВАКОВСКИЙ, первый заместитель председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования, народный депутат  Украины, профессор.