Коллаж Алексея КУСТОВСКОГО.

Фото предоставлены автором.

В истории украинской культуры художники Нарбуты занимают особое место. Георгий Нарбут, родившийся в марте 1886 года, — выдающийся график и иллюстратор, автор проекта герба Украинского государства и первых украинских государственных знаков, банкнот и почтовых марок, его сын Даниил — автор серии портретов «Гетманы Украины», «Сподвижники Б. Хмельницкого», философско-исторических картин «Выборы кошевого», «Страшный суд», «Покров Богородицы», за которые в 1996 году был удостоен Шевченковской премии.

«Московщину не люблю. Люблю Украину»

«Московщину не люблю. Люблю Украину и ей отдам все силы», — говорил в 1917 году Георгий Нарбут (на снимке справа) архивисту Якову Ждановичу. Несмотря на то, что художник более десяти лет прожил в Петербурге, где стал одним из популярнейших оформителей книг и журналов, иллюстрировал народные сказки и произведения Ганса Кристиана Андерсена, басни Крылова и где издательства состязались за возможность работать с ним, он любил свою Родину, хутор Нарбутовку близ Глухова, где пришел на свет. Предком художника был родовой казак Мусий Нарбут, поэтому рыцарство Георгию и его сыну Даниилу досталось в наследство. В Глухове, куда каждое лето наведывался из холодной столицы, в музее Тарновского в Чернигове график изучал украинскую старобытность, поэтому стал первооткрывателем украинской художественной старины как эстетического явления. Увлекшись казатчиной, украинской историей, художник не только пишет в «украинском стиле», но и начинает говорить на родном языке. Как великолепный знаток украинского старинного искусства и геральдики, Георгий Нарбут создает значительное количество гербов, в 1914-м иллюстрирует Малороссийский Гербовник Владислава Лукомского и Вадима Модзалевского, в следующем году — «Гербы гетманов Малороссии», со временем — «Старинные усадьбы Харьковской губернии», начинает работать над «Украинской азбукой». Свой герб в 1912 году художник подписал так: «Мазепинець полку Чернігівського, Глухівської сотні, старшинський син, гербів і емблем живописець».

Иван Мазепа — гетман Украины. 1991 г.

В 1917 году Георгий Нарбут с семьей переезжает в Киев — здесь 17 марта представители партий и общественных организаций создают Украинскую Центральную Раду. Со временем она станет руководящим органом украинского движения и парламентом УНР, провозглашенной Третьим универсалом. 13 ноября Генеральное Секретарство рассылает ученым, искусствоведам, специалистам по геральдике письма-приглашения принять участие в работе подготовительной комиссии по проработке герба Украины. Уже через два дня на улице Владимирская, 42, проходит заседание комиссии, на которое прибыли Михаил Грушевский, Василий Кричевский, Федор Кричевский, Николай Беляшевский, Константин Широцкий, Григорий Павлуцкий, Георгий Нарбут. Ход заседания описал Михаил Грушевский, отмечая, что кое-кто высказывался за то, чтобы гербом новой Украины без всяких изменений взять герб Гетманщины — казак с мушкетом. Были и другие идеи. «Як найпростіше можна було б взяти за знак нової України золоті (жовті) звізди на синім тлі, по числу земель нової Української республіки, або золоту букву У (Україна), або У.Н.Р. (Українська Народна Республіка) на синім тлі», — писал Михаил Грушевский. Он отмечал: «Я проектував би як символ творчої праці, мирної праці в новій Україні, її цівілізаційних завдань — золотий плуг на синім тлі, з тим, щоб сей знак нової України зайняв центральне місце в державнім гербі України».

Пока в конце 1917-го — в начале 1918 года продолжается дискуссия о том, каким должен быть государственный герб, Генеральный Секретариат рассматривает вопрос печати украинских денег. 6 января 18-го (24 декабря по старому стилю) в обращении появляется первый кредитный билет в 100 карбованцев. «На этой банкноте, разработанной Георгием Нарбутом, в восьмиугольной рамке был изображен знак Владимира Великого — трезубец, с крестом над средним зубом», — отмечает исследователь Богдан Завитий. И прибавляет, что появление трезубца, который чеканил на своих злотниках и сребрениках киевский князь Владимир, креститель Руси-Украины, на банкноте и на морском флаге УНР перевесили дело государственного герба в его пользу. Так этот знак стал общеизвестным. 25 февраля 1918 года на заседании Малой Рады, которая действовала между пленарными заседаниями Центральной Рады, было утверждено: «Гербом Украинской Народной Республики принимается знак Киевского Государства времен Владимира Святого». Через три дня Михаил Грушевский напишет: «...Се оздоба питоменна, не запозичена, зв’язана з нашою тисячолітньою державною і політичною і культурною історією».

Утвержденный государственным гербом трезубец появляется на государственных бумагах и дензнаках. Он украшает новые почтовые марки номиналом 10, 20, 30 и 40 шагов. «Государственные знаки в исполнении Нарбута — это наше наглядное свидетельство государственной зрелости, наша гордость и слава», — писал историк искусства Владимир Сичинский.

При Скоропадском Георгию Нарбуту поручили разработать большой герб Украины. Его проекты герба и печати Украинского государства в конце ноября одобряет комиссия, в которую входили Михаил Бойчук, Николай Беляшевский, Вадим Модзалевский. Одновременно график разрабатывает проекты государственных бумаг с изображением трезубца — банкноты, бланки, акцизные марки, грамоты, открытки.

Проект печати Украинской государственной академии искусств. 1918 г.

Этот знак присутствует на эмблеме Украинской государственной академии искусств, на проекте герба Киева. В заделе талантливого мастера — эскизы военных мундиров армии УНР, оформлений упаковок и этикеток для товаров, а еще графическая серия «Украинская азбука». Эта работа признана настоящим шедевром. Как и нарбутовские банкноты. Работая над рисунком первого украинского дензнака, график не копировал существующие банкноты, а создал оригинальную купюру, украшенную рисунком в стиле украинского барокко. Только на одной стороне банкноты Нарбут использовал девять вариантов оригинального шрифта. Украинские деньги, которые печатались за границей и оттуда доставлялись в Киев самолетами, получили высокую оценку от квалифицированных мастеров книгопечатания из Германии и Франции.

Свою кропотливую работу над государственными символами Георгий Нарбут сочетал с иллюстрированием периодических изданий, книг, созданием станковых графических композиций. Он подготовил иллюстрации к «Энеиде» Ивана Котляревского, «Антологии» Николая Зерова. А его наследие в области шрифта на много лет определило развитие этого искусства в Украине.

Один из основателей Украинской академии искусств, самый молодой из восьми ее профессоров, ушел из жизни в 34 года. 23 мая 1920 года он умер в Киеве от эпидемического высыпного тифа. Друзья-художники хотели найти серых волов, чтобы по древнему украинскому обычаю везти его гроб, но не нашли. Похоронили Георгия Нарбута в казацком жупане с серебряными пуговицами на Байковом кладбище.

Вот он такой, казак Мамай

Близкие друзья, среди которых и заслуженный художник Украины, скульптор и член Гильдии медальеров Украины Виктор Крючков (его прадеды были казаками, а уже при империи казака Крючка записали Крючковым), Даниила Нарбута (на снимке слева) между собой называли казаком Мамаем. Был колоритным и имел, как говорит Виктор Крючков, «звичаєву ментальність» — неправды и глумления не терпел. А превыше всего любил украинские пейзажи, села и хутора, беленые дома, леса и перелески, шумные базары, где можно было всегда подсмотреть сюжет для новой картины. Даниил родился в Петербурге в 1916 году. Когда отец умер, мальчику было всего четыре года, поэтому его опекали старинные друзья Георгия Нарбута — художник-график Антон Середа и художник-колорист Федор Кричевский. Уже в четырнадцать Даниил работает в декоративной мастерской Киевского театра оперы и балета. В 1936-м как ассистент художника Эвенбаха он принимает участие в оформлении спектакля «Наталка Полтавка», который театр повез в Москву на первую декаду украинской литературы и искусства. Спектакль в столице заметили, но по возвращении из Москвы двадцатилетнего Даниила Нарбута арестовывают за «несообщение в органы ГПУ о готовящемся заговоре против Советской власти» и отправляют на строительство Беломорканала. После освобождения из лагеря художнику запрещено возвращаться в Киев, поэтому он работает в Ейске, Златоусте, идет добровольцем на фронт. Дальше — бои, плен, участие в УПА...

В 1965 году в Черкассах открывается новый театр, где Даниил Нарбут становится главным художником. Именно здесь, в городе над Днепром, расцветает талант художника — он создает яркие и неповторимые декорации к спектаклю по повести Николая Гоголя «Сорочинская ярмарка» и другим постановкам, пишет портретную галерею украинских гетманов и полковников времен Богдана Хмельницкого. Даниил Нарбут уже не просто художник, он народовед, историк, этнограф и фольклорист, который на своих полотнах создает яркие образы казацких предводителей. Среди славных героев, изображенных мастером, — Иван Богун, Иван Выговский, Юрий Хмельницкий, Лаврин Капуста, Федор Коробка, Матвей Гладкий, Федор Полуботко, Самойло Марудный, Иван Золотаренко, Мартын Небаба и другие. Создавая личности или жанровые картины «В поход», «Тарас Бульба», «Выборы кошевого», «Холодный Яр», «Казачья слава», художник со знанием дела вырисовывает наименьшие детали одежды, оружие, клейноды. Художник много лет коллекционировал старинные вещи, работал в архивах и библиотеках, поэтому нарисованные им булавы, перначи, печати, значки, пистоли, сабли, копья, мушкеты, гаковницы, одежда — жупаны, киреи, шаровары, пояса, шапки — исторически достоверны.

Такая же колоритная и другая серия картин Данила Нарбута — «Черкасский базар». Сами названия полотен — «Семейный кооператив», «Сало», «Колбасы», «Грибы», «Картофель», «Арбузы», «Торговка», «Семена», «Тыквы, лук» «Веники» — свидетельствуют о богатстве украинской земли и ее щедрости. С особым вдохновением художник писал украинскую природу. В новой серии Даниила Нарбута, которая называлась «Цветы Украины», по новому проявился талант художника, влюбленного в свой край и свой народ.