Анатолий КОНВЕРСКИЙ, декан философского факультета.

КНУ имени Тараса Шевченко — 185

Первым факультетом, с которого начинается история нашего университета, был философский.

Его судьба за 185 лет была непростой. Факультет за эти годы закрывали, объединяли, запрещали преподавать философию университетским профессорам. Причиной было свободомыслие, которое царило на факультете и благодаря которому выпускникам прививались черты настоящего патриотизма.

Впервые философский факультет закрыли после разгрома Кирилло-Мефодиевского братства. После смерти Николая І факультет был восстановлен и разрешено читать курс философии университетским профессорам.

Со временем некоторые кафедры передали на историко-филологический факультет, а некоторые — на юридический. Например, кафедра философии права, которую оканчивал наш выдающийся выпускник 

Н. Бердяев, была передана на юридический факультет.

В 1920 году университет был закрыт. Новая власть мотивировала свои действия тем, что царские профессора ничему хорошему не смогут научить детей рабочих и крестьян.

В 1933-м университет был восстановлен, а в 1944 году начал работу и философский факультет.

В 1955-м философский факультет снова был закрыт и присоединен к историческому факультету как его отделение.

В 1965 году факультет был отделен от исторического факультета, он получил статус отдельного подразделения университета.

В 1990-м от факультета отделили отделения психологии и социологии и создали отдельный факультет, а на философском оставили отделения философии и научного коммунизма.

Сегодня в структуре факультета — пять отделений: философии, политологии, публичного управления и администрирования, религиоведения, культурологии.

Учебный процесс на факультете обеспечивают одиннадцать кафедр: теоретической и практической философии, истории философии, украинской философии и культуры, философии гуманитарных наук, философии и методологии науки, логики, политологии, политических наук, религиоведения, этики, эстетики и культурологии, государственного управления.

На факультете работает 125 штатных преподавателей. Из них 43 доктора наук, профессора, 69 доцентов.

На всех отделениях и формах обучения получают образование 1188 студентов. В аспирантуре на всех специальностях учатся 72 аспиранта. В докторантуре — 7.

Для философского факультета во все времена было и является характерным то, что его ученые и преподаватели разрабатывали современные научные алгоритмы восприятия и усвоения идей, концепций, школ мировой философии. На факультете в течение всей его истории любая философская система или школа толковалась с учетом ее места в едином мировом духовном процессе. Значимость философских школ или концепций оценивалась с позиции их возможностей и перспектив в социокультурном контексте. Достаточно вспомнить таких выдающихся ученых-философов, как Сильвестр Гогоцкий, Алексей Гиляров, Орест Новицкий, Георгий Челпанов и других, которые обогатили именно такой дискурс.

Ученые и преподаватели факультета в течение всего времени пытались выработать собственный стиль в осуществляемых философских исследованиях. Проявлением этого стали новые школы и направления, которые сложились и существуют на факультете с первых лет его становления.

Оригинальными исследованиями были работы профессора Сильвестра Гогоцкого. Главными идейно-теоретическими истоками его философии стали православие и учение Гегеля. Гегелевскую философию он рассматривал как наиболее совершенное философское учение, которое схватывало, удерживало и мысленно передавало дух эпохи. В то же время гегелевское учение не согласовывалось у С. Гогоцкого с первичностью православия. Он предложил свое соотношение философии, искусства и религии, где первое и последнее места занимает религия, а посредине, соответственно, — искусство и философия. Такую схему субординации религии, искусства и философии он объяснял тем, что с религии начинается и ею завершается духовное развитие человека.

Яркой личностью в университете был профессор Алексей Гиляров, приверженец Платона. Один из его главных трудов — «Платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии» — посвящен творчеству Платона. У А. Гилярова была своя интерпретация философского наследия Платона, в отличие от тогдашних попыток рассматривать Платона как предтечу христианства. Философские разведки А. Гилярова осуществлялись в области истории философии. Он рассматривал историю философии как сферу философских знаний, которая базируется на логике историко-философского процесса (а не на перечислении философских систем и школ) и постижении реального субъекта философского творчества. Именно такой подход вызвал появление так называемой Гиляровской школы толкования философских текстов, яркими представителями которой были Д. Чижевский, В. Асмус и др.

Выдающейся фигурой среди профессоров университета был Орест Новицкий.

О. Новицкий в своих философских исследованиях был занят поисками единства философии и религии. Это единство он рассматривал не как подчинение религии философии или наоборот, а как взаимодействие, удерживающее целостность общечеловеческой духовной жизни. Разграничение религии и философии, их инаковость заключается в том, что религия объединяется с Безусловным, а философия лишь мыслит о нем. Это и объясняет невозможность замены веры знанием.

В подтверждение этого тезиса О. Новицкий ссылался на исторический фактаж: единство религии и философии, которое имело место в эпоху Средневековья, меняет Новое время, где происходит их обособление, но впереди — их синтез.

Рассматривая основные направления христианства (католицизм, протестантизм, православие) в связи с философией, О. Новицкий отмечал, что католицизм стимулировал появление схоластики, протестантизм — Новой философии, а православие повлечет появление такой философии, где будет синтез веры и разума.

К выдающимся профессорам университета принадлежит и Георгий Челпанов. Он читал курсы философии, психологии и логики. Его учебник по логике переиздавался десятки раз и в ХІХ, и в ХХ веках. В теории познания Г. Челпанов был сторонником концепции априоризма И. Канта. Он объяснял процесс познания как функционирование априорных форм, порождаемых в результате деятельности человеческого духа.

Вместе с тем Г. Челпанов пытался по-своему подойти к трактовке априорности. Он рассматривал априорность в двух плоскостях: гносеологической и психологической. Гносеологическая априорность, по его мнению, — это логические предпосылки восприятия, а психологическая априорность — это функция сознания.
Философская концепция Г. Челпанова обоснована им в следующих трудах: «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», «Введение в философию», «Психология».

Для профессорского корпуса факультета на протяжении всей его истории характерным было то, что, как отмечалось выше, появлялись ученые, философские идеи которых становились рубежными для научной жизни в целом. К числу таких принадлежит академик НАН Украины Павел Копнин.

В своих философских разведках он с новаторских позиций анализировал структуру предмета философии, происхождение и сущность мировоззрения, природу познавательного процесса, методологические функции философских категорий.

Исследуя структуру предмета философии, Павел Копнин рассматривал ее формирование, учитывая генезис человеческий цивилизации, с одной стороны, а с другой — в связи с мировым историко-философским процессом.

Выдающееся место среди плеяды философов занимает академик НАН Украины Владимир Шинкарук. В своих трудах он обращается к историко-философской интерпретации философских учений И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля — известнейших представителей классической немецкой философии. Его исследования привлекали внимание коллег, студентов и аспирантов прежде всего тем, что он не шел за устоявшимися в то время оценками философских учений классического немецкого идеализма.

Одним из весомых результатов исследования Владимиром Шинкаруком классической немецкой философии стал вывод о том, что, несмотря на разнообразие и разную предметную направленность учений ее представителей, все они объединены общей проблемой — проблемой человека, определением сущностных основ мышления, деятельности, творчества и общественной организации.

Весомой философской фигурой является академик НАН Украины Леонид Губерский. В научных разработках он развивает тезис о значимости идеологии в общественной жизни и обоснованно доказывает, что в процессе развития общества не существует состояний «идеологической пустоты», а место исчезающей всегда занимает новая идеология. Ведь комплексное изучение проблемы идеологии было обусловлено острой необходимостью наращения не только интегративной, то есть мобилизационно-действенной, но и культурно-воспитательной функции идеологии в жизни общества и личности.

Важной составляющей комплексного исследования идеологии стало для Леонида Губерского раскрытие условий реализации ее гуманистического потенциала с учетом общечеловеческих, национальных и социально-классовых ценностей, поскольку само раскрытие гуманистического потенциала идеологии может стать ключом к осмыслению ее интегративных возможностей как в масштабах страны, так и на международном уровне.

Известным современным философом является воспитанник факультета академик НАН Украины Василий Кремень.

Центром его научного творчества является созданная им концепция «человекоцентризма».

Вот как мотивирует академик В. Кремень выбор магистральной линии собственного научного поиска: «Человек всегда был проблемой. Но в результате многовекового высокоинтеллектуального труда человечества возникла угроза его существованию».

Выход из этой ситуации заключается в переходе к новой парадигме развития, когда не технологии, не экономика, а человек в его новом качестве станет целью и смыслом прогресса.

Так возникает и утверждается «человекоцентризм» — новая стратегия прогресса общества, в основе которой — не накопление материальных благ и ценностей, а ориентация на ценности духовные, знания, культуру, науку, без которых жизнь теряет смысл и перспективу.

Актуальными философскими поисками известен член-корреспондент НАН Украины Виктор Андрущенко.

Его философские произведения посвящены важным проблемам современного социума, что нашло свое отражение в его фундаментальном труде «Организованное общество».

В. Андрущенко достаточно аргументировано показывает, что в современных условиях возрождения человеческого лица цивилизации является задачей мирового масштаба.

А это значит, по мнению автора, что основными критериями цивилизационного прогресса в европейском пространстве являются демократия и гражданское общество, социальное и правовое государство, национальные интересы, свобода и творчество, экологическая и информационная безопасность, солидарность.

Особая и неоспоримая роль в организации жизни философского факультета всегда принадлежала деканам. За всю его историю деканами факультета, начиная с первого — Михаила Максимовича, были люди выдающиеся, влюбленные в философскую науку и образование. Они пытались создать все условия для глубоких философских исследований и обеспечить необходимые факторы подготовки высокообразованных специалистов.

Особенно следует подчеркнуть важную роль тех людей, которые возглавляли факультет со времени его восстановления в 1944 году, когда философское образование начало распространяться во всех высших учебных заведениях, где открывались кафедры философских дисциплин.

Деканами этого периода были личности действительно неординарные, поскольку, кроме глубоких теоретических знаний, нужно было иметь серьезные навыки организации и обеспечения учебного процесса. Возглавляли философский факультет, начиная с 1944 года, профессор Александр Раевский (1944—1945), профессор Федор Москаленко (1946—1947), профессор Николай Шлепаков (1948—1949), доцент Николай Овандер (1950—1952), профессор Иван Подгрушный (1953—1954), доцент Владимир Танчер (1954—1955). Начиная с 1965 года, когда философский факультет получил статус отдельного и самостоятельного, деканами были: профессор Владимир Шинкарук (1965—1968), профессор Владимир Танчер (1968—1971), профессор Петр Дышлевой (1971—1977), профессор Иван Надольный (1977—1987), профессор Николай Тарасенко (1987—1995). Каждый из них внес свой весомый вклад в развитие философского факультета.

Так, во времена руководства факультетом профессора В. Танчера было открыто отделение психологии.

Под руководством профессора И. Надольного философский факультет вырос структурно и обогатился содержательно. В это время были открыты социологическая лаборатория и отделение социологии (1986 год). На факультете осуществлялась подготовка специалистов для стран зарубежья — Чехословакии, Польши, Болгарии, Германии, Греции, Португалии, Йемена, Афганистана, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Монголии, Кубы, Панамы, Колумбии, Сирии, Ливана, Марокко, Туниса, Конго, ЮАР, Мадагаскара, Буркина-Фасо, Гвинеи-Бисау, Анголы и др. Многие из зарубежных выпускников философского факультета в дальнейшем заняли важные государственные и политические должности в своих странах.

В годы руководства факультетом профессора П. Дышлевого уделялось значительное внимание научным исследованиям в области философских проблем естествознания. В тогдашнем научном сообществе факультет был представлен научно-исследовательским направлением «Философские проблемы научных революций».

За годы руководства факультетом профессора Н. Тарасенко началась подготовка специалистов-политологов, обучение осуществлялось по новым учебным планам и программам, отвечавшим мировым стандартам.

Философский факультет всегда воспитывал специалистов высокообразованных, глубоко эрудированных, способных творчески и неординарно мыслить. И не случайно многие выпускники факультета заняли высокие государственные должности, возглавляют высшие учебные заведения, факультеты и кафедры, стали известными журналистами, представляют наше государство за рубежом.

С удовольствием хочется отметить, что 16 октября 2008 года конференция трудового коллектива университета абсолютным большинством голосов избрала ректором университета Героя Украины, академика НАН Украины, академика НАПН Украины, Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины, профессора, нашего выпускника Л. Губерского, а в 2015-м на всеобщих выборах работников университета он был переизбран на новый срок.

Актуальные и важные задачи стоят перед сегодняшней философией: начиная от основных начал человеческого бытия и заканчивая проблемами искусственного интеллекта.

Непревзойденность и значимость философии в том, что она не дает догматизироваться нашему мышлению, закостенеть нашему познанию и стимулирует поиск в стремлении открытия истины.

Хочу пожелать нашему факультету, всем представителям нашего цеха неиссякаемой творческой энергии, весомых научных результатов, плодотворного служения на благо нашей Родины.