КНУ имени Тараса Шевченко — 185

Факультет психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко является самым авторитетным центром подготовки профессиональных психологов в Украине. На факультете берегут и приумножают традиции классического академического образования в области психологии, заложенные еще в ХІХ веке, а также внедряют новейшие технологии подготовки специалистов в сфере психологической науки и практики.

Психология в Киевском университете ХІХ — начала ХХ веков возникла как классическая академическая дисциплина. Она испытывала разные методологии и идейные тенденции. Первым преподавателем психологии в университете Святого Владимира можно считать профессора Ореста Марковича Новицкого, развивавшего опытную психологию.

Новое направление психологии в Киевском университете связано в первую очередь с именами И. Сикорского, возглавлявшего около 25 лет кафедру психиатрии и нервных болезней, и Г. Челпанова. Именно с И. А. Сикорского и Г. И. Челпанова по сути начинается тот уровень психологии в Киевском университете, который определяется как научный.

Осенью 1897 года историко-философский факультет Киевского университета подал ходатайство об открытии Психологического семинария. Инициаторами его открытия были Г. И. Челпанов (1862—1936) и А. Н. Гиляров (1856—1938). 16 декабря 1897 года было получено разрешение на его открытие при кафедре философии. Организация Психологического семинария для студентов-философов стала первым шагом к усовершенствованию философско-психологического образования и выполняла функцию подготовки специалистов в области психологии. Кроме этого, Г. Челпанов обосновал необходимость преподавания психологии в гимназиях, а также подготовил с этой целью учебное пособие.

С 1920-го по 1933 год длился тринадцатилетний перерыв в истории существования Киевского университета. В этот период не было названия «психология», как и не было названия «университет». Была рефлексология, был Институт народного образования в Киеве (КИНО). Рефлексологи университета (среди них К. Мокульский, А. Владимирский и другие) были убеждены, что выполняют надлежащую научную и педагогическую работу во имя строительства справедливого и счастливого общества. Научная задача заключалась в первую очередь в том, чтобы свести всю сложность человеческого поведения к рефлекторным механизмам.

Новый качественный виток в развитии психологии в Киевском университете начинается с 1944—1945 учебного года, когда возрождается философский факультет и в его составе — кафедра психологии, заведующим которой становится профессор Александр Николаевич Раевский.

С целью подготовки специалистов для научно-исследовательских учреждений в 1947 году в университете открывается психологическое отделение на философском факультете с пятилетним сроком обучения, а также отделение логики и психологии на филологическом факультете — в связи с включением психологии в планы школьного обучения. До 1954 года эти отделения подготовили около 300 специалистов-психологов для нужд средней школы, а затем закрылись в связи с прекращением преподавания психологии в школе. Психологическое отделение на философском факультете просуществовало до 1956 года. В 1967-м его восстановили при том же философском факультете, которое просуществовало до 1991 года, когда на базе отделений социологии и психологии был создан отдельный факультет социологии и психологии. В 2007-м факультет социологии и психологии разделили на два факультета, и до сих пор в составе Киевского национального университета имени Тараса Шевченко преподавание психологии ведется силами научно-педагогического состава факультета психологии.

Начиная с 1967 года сначала отделение, а затем и факультет психологии разрастался и расширялся. В 1967-м кафедра психологии становится кафедрой общей и инженерной психологии. Заведующими кафедры были А. Раевский, В. Роменец, Б. Баев, И. Романюк, Н. Обозов, Ю. Трофимов, И. Маноха, И. Данилюк.

В 1971 году открывается кафедра социальной и педагогической психологии под руководством Л. Марисовой. С 1985-го по 1990 год кафедрой заведовал профессор А. Киричук.

С 1973 года начинается подготовка студентов по медицинской психологии на базе кафедры социальной и педагогической психологии, а в 1992 году создана кафедра психодиагностики и медицинской психологии, которую возглавил профессор Л. Бурлачук. С 1991-го в состав факультета социологии и психологии вошла кафедра педагогики под руководством профессора А. Алексюка. По инициативе кафедры педагогики с 1995 года на факультете началось обучение студентов по специальности «Социальная педагогика».

В 1999 году кафедру реорганизовали в кафедру педагогики и социальной работы, которую возглавил специалист в области социальной психологии и психологии личности профессор В. Казмиренко. Создание кафедры социальной работы обусловлено становлением социальной работы в Украине, что вызвало необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов в области социальной работы. Учитывая это, на факультете социологии и психологии в 1999-м открыли отделения «Социальная работа» и осуществили первый набор студентов. В 2003 году кафедра социальной работы стала отдельной структурной единицей факультета.

В 2015 году кафедра социальной работы инициировала открытие магистерской программы «Социальная реабилитация» для подготовки специалистов в сфере предоставления социально-психологических видов реабилитационных услуг внутренне перемещенным лицам в результате военных действий на востоке Украины. В 2016-м на факультете открылась кафедра социальной реабилитации и социальной педагогики, которую возглавила доктор психологических наук, профессор Е. Чуйко.
На сегодняшний день факультет психологии насчитывает семь кафедр: общей психологии (заведующая А. Юрчинская), социальной психологии (заведующая А. Коваленко), психодиагностики и клинической психологии (заведующий Л. Бурлачук), психологии развития (заведующая Е. Власова), социальной работы (заведующая Л. Люта), педагогики (заведующая А. Марушкевич), социальной реабилитации и социальной педагогики (заведующая Е. Чуйко).

185 лет психологии в Киевском университете — путь извилистый не только в плане ее идейного содержания, но и в плане самих ее творцов — ученых-преподавателей. Исследовалась не просто психика, а живой конкретный человек с его психикой, который создает себя и даже создает законы своего становления. Энциклопедизм психологии в Киевском университете свидетельствует о ее связи с практикой как индивидуальной, так и общественной жизни человека. Даже находясь в рамках философии психология выходила на актуальные проблемы воспитания, объяснения поведения человека в обществе, анализа обычаев и моральных норм. Психология никогда не воспринималась исключительно как академическая дисциплина. В лучших или худших условиях она всегда отстаивала свою мировоззренческую широту и глубину, докапывалась до сердца человека. Тот широкий размах преподавания и научного исследования, характерный для нее сегодня, должен сочетаться с большой традицией истинного психологического мышления, которая была свойственна деятелям Киевского университета со времен его основания.

Куда бы психология ни пошла вперед в своих достижениях, она всегда должна обращаться к своей памяти, к тем корифеям, которые определяли ее суть — быть совестью человеческой жизни, которая возникает из человеческого поступка и должна служить ему. С такими намерениями психология в Киевском университете вошла в ХХІ век.

Сейчас факультет психологии продолжает традиции сотрудничества с зарубежными коллегами. Его посещают лекторы из Германии, США, Канады, Финляндии, Австрии, Нидерландов, Польши. Сотрудники, студенты и аспиранты факультета посещают университеты-партнеры по программам стажировки и обмена, факультет проводит конференции и круглые столы с коллегами из Европы и США.

Психологи факультета также углубляют профессиональные контакты и тесное сотрудничество с коллегами, представляющими другие дисциплины, а именно с биологами и медиками, философами и социологами, историками и политологами, лингвистами и др. Биологические исследования строения и функционирования нервной системы требуют от психологии постоянной активности в усвоении и пересмотре собственных фундаментальных положений.

Количество задач, которые стоят перед практическими психологами, тоже увеличивается. Важной сферой применения психологии является защита граждан, нации и человечества как такового от вызовов роста количества психических расстройств, от информационной агрессии, терроризма, киберпреступности, последствий экологических проблем и т. п. Задача психологов и их сообществ — принять и выполнить эту историческую миссию. Задача общества — осознать такую потребность и реальными мерами ее удовлетворить.

Иван ДАНИЛЮК, декан факультета психологии, доктор психологических наук, профессор (Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко).