В последние годы Киевская городская госадминистрация выделяет определенные средства на издание украинской литературы. С этой целью проводятся конкурсы рукописей. Среди одобренных к печати и опубликованных — новое художественно-историческое произведение писателя Вадима Пепы с названием, вынесенным в заголовок (Киев, «Фенікс», 2018).

Почему «щедрик»? Имеется в виду мелкая птичка величиной с воробья. Она особенна тем, что на оперении пестрят полосками все цвета радуги. А еще оба из крепкой супружеской пары щебечут непрестанно от рассвета до заката. Певучие украинские предки с давних времен перенимали, подражали мелодии. А Николай Леонтович, учитель музыки с Виннитчины, придал естественному такое совершенство, что уникальное звучит сейчас на всех континентах.

Новая работа известного автора обогащена интересными фактами и даже неожиданными открытиями. Написано легко, доходчиво, хотя речь идет о значимом, судьбоносном для развития Украинского Государства.

Главное же то, что писатель принимает близко к сердцу провозглашенное Т. Шевченко в конце 1860 г. в стихотворении «Саул»:

«В непробудимому Китаї,

В Єгипті темному, у нас

І понад Індом і Євфратом

Свої ягнята і телята

На полі вольнім вольно пас

Чабан було в своєму раї».

По прозрению от признанного Пророка выходит, что это происходило перед тем, как предки украинского народа взялись за вспахивание-сеяние где-то семь тысяч лет назад. И разве не созвучно с предсказанием Леси Украинки: «Люди й покоління — се тільки кільця в ланцюгу великім всесвітнього життя, а той ланцюг порватися не може».

Ученые выделяют в вечности периоды, эры, эпохи, века, множество археологических культур. А во вселенной ни начала, ни конца нет. Ввиду этого В. Пепа придерживается мнения, что о пращурах украинского рода можно говорить начиная где-то с двадцатого тысячелетия до нашей эры — с мезинской археологической культуры на берегу Десны. Он верит во временные глубины украинского языка, в непосредственную связь между трипольской культурой и ее продолжением — современной культурой украинцев, пробуждает украинское национальное сознание. По его убеждению, язык дается этносу, а конкретно — родам, племенам, с их появлением на белом свете.

В своих доказательствах автор опирается на знания мифологий древнегреческой, индийской, египетской, китайской, а также астрологии, на письменные источники греческих, римских, византийских, арабских историков, географов, мыслителей, и, прежде всего, украинского фольклора, этимологии словарного состава современного украинского языка, достижений археологии, учитывает семиотические модели, зашифрованные в резьбе на костях мамонтов, в орнаменте народных глиняных, тканых, резных изделий и вышивке.

Писатель следует не букве, а духу научного поиска, подает свое видение происхождения украинского этноса и неотделимого от него языка. Можно сомневаться в отдельных генетических построениях, искать аргументы для опровержения отдельных фактов. Но не стоит забывать о том, что это художественное воспроизведение ощущения автором течения и хода времени, ощущение генетизма. Именно это ведет автора через тысячелетия и столетия, от одного источника к другому.

Написано легко, воодушевленно, поэтому текст воспринимается, вызывает доверие. Читатель способен проникнуться идеями автора. А самое важное — поверить в силу и величие Украины, в ее духовные достижения на протяжении немереных тысячелетий.

Геннадий БОРЯК,

заместитель директора Института истории Украины НАН Украины,

член-корреспондент НАН Украины.

Фото: uk.wikipedia.org