На снимке: вот так выглядит внутридомовая система прямо в подъезде одной из хмельницких многоэтажек.

Фото автора.

Такую жизнь хотят устроить должникам УМК

Даже раскритикованные всеми бывшие ЖЭКи на такое не решались. Бывало, грозили неплательщикам штрафами, пеней и судами. Но дальше этого, как правило, не заходило. Да и что было поднимать бучу, если все знали: как ЖЭКи работают — так им и платят.

Зато коммунальные предприятия «Управляющие муниципальные компании», которые пришли им на смену, решили действовать решительнее. В середине марта одни расклеили объявления в подъездах хмельницких домов, другие — прислали предупреждения потребителям, имеющим задолженность перед УМК. Вот цитата из последнего: «Требуем оплатить полную сумму задолженности или до указанной даты отсоединить от питания электрические приборы в Вашей квартире, так как компания вынуждена будет постепенно отсоединить квартиру от внутридомовых сетей доставки электрической энергии, холодного водоснабжения и водоотвода».

«Дипломатичность» аж зашкаливает

Вот так «тонко» коммунальщики пытаются влиять на должников. Сначала требуют. Но тут же предлагают владельцу квартиры отрезать все провода, ведущие в его жилище. А если нет — так еще и без воды и туалета останется. Правда, кто должен отсоединить от системы последние, точно не указывают.

Откуда такая игра слов? Ведь вряд ли можно надеяться, что кто-то сам устроит себе «темную» в квартире. Думается, не от неграмотности. Наоборот, рассылая письма-требования, в УМК должны были хорошо понимать все правовые последствия. А понимая, что не имеют права лишать потребителей тех услуг, которые сами не предоставляют, придумывали свои варианты.

Ссылаются прежде всего на статьи Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», где говорится о том, что потребитель обязан оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные договором или законом. А еще — на постановление Кабмина, в котором так же говорится, что потребитель обязан платить, а управляющий вправе требовать эту оплату. Но в обоих случаях не говорится о том, что он имеет право останавливать услуги, которые предоставляют другие компании, как энерго- или водоснабжение.

Согласно тем же документам, за долги потребитель действительно может быть наказан — пеней. Но как раз эта статья другим законом отсрочена и еще только должна вступить в силу с начала мая.

Кстати, и отключать могут — закон тоже дает на это право. Только стоит обратить внимание на то, кто может и как может это делать.

Свою правоту коммунальщики объясняют тем, что ранее расходы на обслуживание внутридомовых электрических сетей им возмещали энергоснабжающие компании. Поэтому, кто платил — тот и мог отключать. Теперь НКРЭКУ и Кабмин изменили ситуацию: эта сумма должна быть включена в платежку УМК. А раз так, коммунальщики считают себя предоставителем услуги, а значит, по их мнению, и могут прекращать ее предоставление из-за долгов.

В этих юридических тонкостях разобраться непросто. Но даже непосвященному поняло: услуга по энергоснабжению и услуга по содержанию домовых сетей — это резные вещи. И стоят они по-разному. И платят за них в разные учреждения. Поэтому и прекращать их могут только те, кто предоставляет. А не все желающие. УМК может не обслуживать сеть, то есть не ремонтировать, не следить за ее состоянием и т. п. Но передача энергии не входит в ее компетенцию.

Кстати, что касается услуг, которые предоставляют непосредственно УМК, то именно их потребителям заметить сложнее всего. Хотя они и прописаны в договорах, однако владельцев квартир, как и раньше, так и теперь, больше всего как раз волнует вопрос: что же такое делают УМК, за что им нужно так много платить?

Неплатежи растут, потому что увеличиваются тарифы

Не будем считать это утверждение неоспоримым, но и отвергать его не можем. Долги потребителей перед коммунальными службами, включая и бывшие ЖЭКи, не удавалось преодолеть до конца никому. Но темпы, с которыми они растут в последнее время, поражают. Проследить эту динамику можно по данным областного управления статистики. Например, в прошлом году в январе населением области было оплачено за жилищно-коммунальные услуги около 515 миллионов гривен, и это составляло почти 83 процента от начисленных за этот период сумм. А уже в январе этого года земляки отдалили 621 миллион гривен, и это составляло... точно такой же процент от начисленного. То есть, заплатив на 106 миллионов гривен больше, они все равно остались в должниках.

Что же касается платы за содержание домов, сооружений и придомовых территорий, то прошлогодний долг на упомянутую дату в 39,9 миллиона гривен теперь вырос до 62,8 миллиона гривен. И это вовсе не потому, что хмельнитчане упорно бойкотируют работу коммунальщиков. Кто-то не может осилить расценки, которые те породили. А кто-то так и не может понять, за что должен платить.

С июня в областном центре начали действовать новые тарифы на квартплату. Они были определены для новообразованных УМК, которые пришли на смену ЖЭКам. В зависимости от конкретного дома и УМК стоимость выросла где-то на половину, а где-то и в два раза. Но, как уверяли в горсовете, это произошло из-за справедливой корректировки структуры каждого тарифа. Он должен был превратиться из убыточного в экономически обоснованный. И как результат — вместо полутора-двух гривен за квадратный метр жилья теперь потребители должны платить около пяти. Новые платежки просто ошарашили хмельнитчан. Отдавать по 300—400 гривен в месяц за обшарпанные подъезды, забитые мусорные баки во дворах, старые крыши и вонючие подвалы — не слишком ли большая плата? Особенно учитывая то, что в повседневном быту жильцы многоэтажек практически не почувствовали изменений. А смена названий, руководителей и владельцев — разве это повод для того, чтобы платить больше?

Уже никто и не пытается найти ответ на этот риторический вопрос. Как и на то, как вообще можно привязывать коммунальные платежи к квадратному метру жилья. О какой «справедливости» тарифов может идти речь, если плата исчисляется не по выкрашенным стенам в подъезде, метражу починенной крыши, количеству замененных в подвале старых водопроводных труб или метров замененной сожженной электропроводки, убранной придомовой территории (это как раз все те услуги, которые должны предоставлять УМК), а по квадратуре квартиры, куда нога работника компании может не ступать не то что годами — десятилетиями?

Надежда на то, что новообразованные УМК будут работать в два раза лучше (настолько поднялась квартплата), чем ЖЭКи, оказалась иллюзией. Но сами УМК не хотят мириться с тем, что при «неубыточных» тарифах они не получают столько, сколько хотели бы. Понятно, что будут требовать свое от потребителя, используя письма, объявления, предупреждения и не только.

Поэтому извечная борьба — жильцы против коммунальщиков — не прекращается.

Только факт

Куда на самом деле идут деньги?

Главного бухгалтера одного из коммунальных предприятий Хмельницкого городского совета подозревают в присвоении более 1,6 миллиона гривен. Как сообщили в прокуратуре области, следственным отделом Хмельницкого отдела полиции Главного управления Национальной полиции в области проводится досудебное расследование по этому факту. Уголовное производство начато по заявлению новоназначенного директора предприятия, обнаружившего недостачу. В ходе следствия установили, что бывший главный бухгалтер в течение двух лет вносил в банковские платежные системы предприятия заведомо неправдивые сведения о зачислении на свой карточный счет «заработной платы» и переводил себе средства.

Стало известно также, что главному бухгалтеру была начислена зарплата на сумму около 93 тысяч гривен, а фактически из кассы предприятия и банковских счетов ему перечислено более 781 тысячи гривен. Подозреваемому не удалось документально подтвердить и суммы, которые получал из кассы под отчет. Кроме того, нет договоров или других подтверждающих документов, согласно которым предприятие оплачивало приобретение товаров, работ и услуг у физических лиц — предпринимателей.

Хмельницкий.