«Посвящение Василию Гурину» — под таким названием прошли в Киеве памятные мероприятия по случаю 80-летия народного художника, многолетнего заведующего кафедрой живописи и композиции, профессора Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Украины, которые открылись большой выставкой. Мероприятия объединили друзей, коллег, многочисленных учеников, сотни поклонников его творчества.

10 сентября исполнится год, как мастера нет с нами, но его произведения, которые украшают музеи страны и собрания за ее пределами, становятся все большим источником эстетического вдохновения, обогащая человека новым чувствительным опытом. Такие эмоции внутреннего просветления необходимы человеку в наше бурное время.

Творчество художника ярко демонстрирует его принадлежность к Киевской школе изобразительного искусства, которая объединила высокий профессионализм и поэтический лиризм.

Впрочем, как талантливый ученик, Василий Иванович не только успешно овладел традициями и базовыми основами школы. Он смог заговорить на полотне неповторимым природным языком. А главное — не потерять чистого солнечного света собственного характера, праздничности души, заложенных родителями, природой Крыма, где он родился 18 марта 1939 года в поселке Первомайский. И сохранить целостность своей натуры в течение всей жизни. На страже его профессионального и гражданского формирования стояли такие творцы, как первый учитель Николай Писанко в Симферопольском художественном училище, куда он поступил в 1954-м, Карп Трохименко, Сергей Григорьев и другие в Киевском художественном институте, который окончил в 1965 году. Наставления Николая Писанко, который на уроках ставил пластинки с музыкой Бетховена, Моцарта, Грига, Чайковского и лишь после прослушивания разрешал браться за краски и воссоздавать звуки в цветах, западали в душу талантливого юноши по-особенному. Ведь у него был еще и прекрасный баритональный тенор, специалисты уговаривали его поступать в консерваторию. Впрочем, изобразительное искусство победило. И осталось то, чего добивался первый учитель: «Сначала воспитай душу...» Это стало каноном и в его последующей преподавательской деятельности.

Сотни самобытных полотен, когорты учеников, большой объем организационной работы в Союзе художников... При таком напряженном ритме жизни Василий Иванович притягивал к себе доброжелательностью, готовностью помочь и поддержать.

Студенты называли его отцом и считали честью быть командой Гурина, в которой бурлил неуемный дух творчества, поисков и искрометный юмор.

А когда в душу закрадывались сомнения, настигала усталость, художник брал удилище и шел на берег Козинки, чтобы прочувствовать ее вечное течение, тихую надежность, чистоту. А потом рождались картины-поэмы, исповеди, ноктюрны, интермеццо... Уже одни названия — «Ослепительное утро», «Ветерок над Козинкой», «Утренние бриллианты», «Ослепительный пейзаж» — заставят вас остановиться и с головой нырнуть в эту неувядающую красоту. Это произведения более позднего периода жизни, когда пришло глубокое осознание ее бесценности и быстротечности. Они тематически и концептуально отличаются от предыдущих, но их объединяет то, что кто-то из присутствующих на выставке охарактеризовал так: «Гурин всегда остается наедине с солнцем». Пусть даже это будут трагические страницы его семьи — война, которая забрала отца, когда сыну едва исполнилось два года. Он уже никогда не вернется, но в мечтах-снах часто переступает порог их дома: «Мой сон.

Отец». На тропинке, освещенной лунным сиянием, на мгновение остановился улыбающийся отец. Последний взмах руки, и он уже должен догонять свою колонну, которая слилась с лунной дорожкой вдали. Он присоединился к ней навсегда... И как апофеоз военной темы — «А лен цветет»... Солдаты пали за родную землю, их вечный покой оберегает радуга, которая сомкнулась с бездной неба. Работы, вместе с другими, уже вошли в золотую сокровищницу отечественного искусства.

А над всем тематическо-жанровым разнообразием — святой образ матери. «Моя мама — Марфа Владимировна — безграмотная, уборщицей работала в нашем Первомайске. Чистила, вымывала, вытирала... Все блестело вокруг нее»... На одной из картин ее маленькая худая фигура будто застыла в теплых пастельно-белых волнах пространства-времени. Сакрально-синяя ставня будто вживлена в теплую белую стену. Мама тоже в белом... Радость в ее глазах настороженная: дескать, снова ненадолго? И так хочется, чтобы это мгновение остановилось. Чтобы так было всегда: мама с мисочкой вареников, синие наличники с солнечными стеклами, кисти калины под стрехой — «Мамины вареники»... Два самых святых образа — Девы Марии и Матери, органично и гармонично объединены на другом полотне — «Низкий Вам поклон, Мама».

Творческое наследие Василия Ивановича Гурина — весомое достояние украинской культуры. Его осознание и изучение обещает быть увлекательным и благодарным занятиям для последующих поколений.

Фото: novadoba.com.ua