Пасха как православный религиозный праздник официально признана с 1991 года. Впрочем, еще не так давно люди тайком шли в церковь, чтобы посетить Божественную литургию по случаю Воскресения Христова и освятить пасхальные корзины.

Как это было раньше, рассказывает начальник отдела Государственного архива Ривненской области Людмила Леонова:

— С установлением на Западной Украине советской власти была объявлена антирелигиозная кампания. Любые народные традиции хоть как-то связанные с христианством объявлялись пережитками прошлого, которые нужно отбрасывать и искоренять. Так, на заседании Президиума Верховного Совета УССР 13 января 1983 года был принят призыв «активнее противодействовать попыткам идеализации устаревших обычаев, всячески развивать новые советские традиции и обряды...» Среди средств отлучения населения от празднования Пасхи применялись чтение лекций, просмотр кинофильмов, проведение субботников и воскресников, а часто даже принудительные выходы селян на работу. Существовали запреты и санкции, которые не позволяли служащим, сельской интеллигенции, ученикам школ принимать участие в церковных ритуалах, непосредственно связанных с праздником.

Несмотря на это, подавляющее большинство населения продолжало соблюдать основные пасхальные обычаи: люди пекли куличи, красили яйца, поминали усопших. О том, как праздновали у нас этот большой праздник, свидетельствуют документы официальных органов власти, в частности уполномоченного по делам религии при Совете министров УССР в Ривненской области, аппарат которого и был главным надзирателем и информатором о событиях во время религиозных праздников. Как свидетельствуют архивные документы, во второй половине 1950-х — в начале 1960-х годов на Пасху уполномоченный обязательно выезжал на машине по маршруту Ривное — Корец — Межиричи — Здолбунов — Ривное. Проверял, какие альтернативные культурные мероприятия были подготовлены для того, чтобы отвлечь от церкви, прежде всего, молодежь.

Чиновник добирался в Ривное и фиксировал ситуацию в местных церквах. Тогда в городе еще действовали три церкви — Свято-Воскресенский собор (был закрыт с 1963-го и возобновил работу в 80-е годы XX в.), кладбищенская Николаевская церковь на ул. Дубенской и Успенская церковь на ул. Шевченко. Храмы посещали от 700 до 1500 верующих. Но больше всего горожан шло в Ривненский собор — после завершения службы перед освящением куличей там насчитывалось от 6 до 7 тысяч человек.

По материалам Государственного архива Ривненской области.