Проблемы и перспективы введения правового института лоббирования в Украине стали темой круглого стола, который был проведен 24 апреля 2019 года Институтом законодательства Верховной Рады Украины при участии представителей профильных парламентских комитетов, сотрудников Министерства юстиции, Антимонопольного комитета Украины, Национальной школы судей, ряда научных и образовательных заведений Киева.

Открывая заседание, заместитель директора Института законодательства, к. воен. н. Дмитрий Хруст отметил, что обсуждение в Институте неотложных проблем правового регулирования отдельных общественных отношений с привлечением широкого круга экспертов стало хорошей традицией, и акцентировал внимание на актуальности в современных условиях законодательного регулирования лоббистской деятельности.

Модератор круглого стола, главный научный сотрудник института, д. ю. н. Татьяна Телькинена, сообщив, что Институт законодательства имеет значительный опыт исследования вопросов лоббирования, а также подготовки диссертационных и монографических работ по смежным темам, сосредоточилась на проблемах исследования украинскими юристами отношений лоббирования и существующих методологических подходов к этому явлению. По ее словам, негативная конотация термина «лоббирование» обусловлена, в частности, ввиду ограничения изучения именно профессионального лоббирования с акцентом на защите экономических интересов крупных корпораций. Впрочем, лоббирование целесообразно рассматривать как эффективный правовой механизм поиска и достижения компромисса между государственными институтами власти и обществом для результативного решения проблем социума.

Ректор Национальной школы судей, заслуженный юрист Украины Николай Онищук, поздравив участников круглого стола, подчеркнул, что легализация лоббирования будет способствовать эффективной реализации гражданами права на участие в управлении государством, что закреплено в ст. 38 Конституции Украины. Он предложил создать рабочую группу, в частности из числа участников круглого стола, для осуществления комплексного анализа и доработки законопроекта «О лоббистской деятельности».

Доцент Межрегиональной академии управления персоналом, к. н. гос. упр. Тихон Яровой изложил основные положения этого законопроекта, ключевым элементом которого, по мнению ученого, является предложение о создании Национального совета Украины по вопросам регулирования лоббирования, который должен стать постоянно действующим коллегиальным центральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность с целью обеспечения национальной безопасности Украины в процессе регистрации и надзора за лоббистской деятельностью.

Заведующий кафедрой публичного администрирования Межрегиональной академии управления персоналом, д. н. гос. упр. Оксана Пархоменко-Куцевол рассказала о собственном видении проблем реализации лоббирования в системе предотвращения коррупции. Несмотря на контроверсионный характер этого общественного явления, оно имеет и определенные положительные признаки. Например, влияя на управленческие решения, лоббирование заставляет «держаться в форме» органы государственной власти и управления, выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция относительно того или иного проекта, оказывается влияние на политику и т. п.

Продолжая обсуждение, проректор Университета экономики и права «КРОК», д. э. н. Ирина Мигус посвятила свое выступление рассмотрению проблем относительно влияния лоббирования на национальную безопасность государства. По ее мнению, нуждаются в корректировке Методические рекомендации по расчетам уровня экономической безопасности Украины, утвержденные в 2013 году Приказом Минэкономразвития Украины, поскольку большинство из установленных этими рекомендациями 117 показателей, распределенных по десяти группам, отсутствуют в свободном доступе, что делает невозможными расчеты уровня экономической безопасности внешними субъектами.

Ведущий специалист Антимонопольного комитета Украины Андрей Каплонюк выразил убежденность в том, что современное украинское общество подает четкие сигналы о готовности и необходимости в урегулировании деятельности отечественных лоббистов. Доказательство этого — наличие в Украине ряда соответствующих законодательных наработок. Учитывая это, оратор указал на актуальность изучения мирового опыта регламентирования отношений лоббирования.

Главный специалист Министерства юстиции Украины Виктория Попова проинформировала присутствующих, что в Верховной Раде Украины зарегистрированы также проекты законов «О публичной адвокации» и «Об обеспечении прозрачности и законности коммуникации с субъектами властных полномочий». По ее словам, экспертиза указанных законопроектов удостоверила, что предложенные ими положения по наделению лоббиста отдельными правами являются общими для всех граждан в процессе участия в управлении государственными делами. При таких условиях граждане, не являющиеся субъектами лоббирования, будут вынуждены также регистрироваться в Государственном реестре лоббирования для реализации своих прав. Таким образом, несмотря на осуществленные в упомянутых законопроектах попытки раскрыть политико-правовую природу лоббирования, системный анализ их положений не позволяет выяснить четкое содержание, объем, формы и методы лоббирования, что непременно будет вызывать возникновение проблем во время практической реализации соответствующих норм.

В выступлениях профессора Межрегиональной академии управления персоналом, д. н. гос. упр. Анатолия Балашова и заместителя директора Института журналистики, кино и телевидения Киевского международного университета, д. н. гос. упр. Дениса Кислова был освещен зарубежный опыт правового регулирования лоббистской деятельности, подчеркивалось, что лоббирование является важным фактором формирования имиджа любой страны в международной среде и защите ее интересов.

По результатам проведенной дискуссии Институтом законодательства будут подготовлены и переданы в профильный комитет Верховной Рады научно обоснованные предложения по законодательному регулированию лоббирования в Украине.

***

19 апреля 2019 года в Институте законодательства Верховной Рады Украины проведен круглый стол «Введение стандартов международного морского права в условиях европейской интеграции Украины».

Актуальность темы мероприятия обусловила широкий интерес к нему представителей профильных парламентских комитетов, Военно-Морских сил Украины, Государственной службы морского и речного транспорта, Морской поисково-спасательной службы, ученых-правоведов и специалистов-практиков.

Во вступительном слове, поприветствовав участников собрания, первый заместитель директора Института законодательства, член-корреспондент НАН Украины, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины Евгений Бершеда акцентировал внимание на большой значимости соблюдения международного морского права для Украины как морского государства не только учитывая необходимость дальнейшего развития национального морского хозяйственного комплекса, но и принимая во внимание необходимость правового урегулирования ситуации, сложившейся в Азовском и Черном морях из-за агрессивных действий Российской Федерации.

Заместитель начальника штаба Военно-Морских сил Украины, капитан первого ранга Андрей Рыженко охарактеризовал международную договорную базу в контексте ее влияния на практические возможности украинского военного флота. Он обратил внимание на существенные практические риски в сфере обороны, вытекающие из продолжения действия Договора между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 2003 года в условиях российской агрессии. Докладчик рассказал об особенностях реализации Конвенции о режиме проливов 1936 года во время присутствия в Черном море кораблей государств НАТО и указал на неединичные случаи уклонения РФ от выполнения этого документа во временно оккупированном Крыму.

Профессор кафедры Национального университета «Одесская юридическая академия» Тимур Короткий привел свидетельства применения названного выше Договора о сотрудничестве от 2003 года в условиях производств по искам Украины против РФ в Международном трибунале по морскому праву и в арбитраже, образованном согласно требованиям Конвенции ООН о морском праве от 1982 года. По его словам, существует реальная необходимость в выработке нашим государством тщательного плана действий при условиях денонсации нынешнего договора с государством-агрессором.

Продолжая обсуждение, заместитель директора казенного предприятия «Морская поисково-спасательная служба» Владимир Работнев осветил проблемы практической реализации в Украине международных конвенций, а также положений директив и регламентов ЕС в сферах морского транспорта и хозяйства, предусмотренных к имплементации в национальное законодательство Соглашением об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Он, в частности, отметил актуальность осуществления качественного и оперативного перевода этих документов на государственный язык с обеспечением соблюдения устойчивой терминологии и своевременного обнародования соответствующих нормативных текстов при условиях их постоянного обновления. Выступающий также указал на существенное негативное влияние Договора между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 2003 года на ситуацию в сфере безопасности судоходства и морских перевозок в этих регионах.

Главный научный сотрудник Института законодательства, профессор Борис Бабин в своем выступлении детально остановился на разъяснении специфики применения норм международного гуманитарного права к ситуации в акватории Азовского и Черного морей в условиях российской агрессии и выразил предложение относительно учета правового режима прибрежных вод Азова в процессе реализации Минских соглашений. Ученый также указал на существующие, по его мнению, существенные негативные последствия от продолжительного неучастия Украины в Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года и в Парижском меморандуме о взаимном согласии относительно контроля судов государством в порту 1982 года.

Доцент кафедры Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова Анна Сандюк рассказала об особенностях реализации требований правовых актов ЕС в сфере судостроения. Она на конкретных примерах осветила практические риски для этой отрасли, обусловленные российской агрессией, и очертила специфику развития отечественного судостроения в условиях сближения Украины с Европейским экономическим пространством.

В ходе дискуссии вопросы по отдельным аспектам реализации в Украине международных соглашений и норм европейского права в сфере морского хозяйства поднимали также сотрудники Института законодательства, Дипломатической академии, Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Морской администрации, Ассоциации морских агентств Украины, Института ВМС, Одесского государственного экологического университета и Одесской морской академии.