Фото автора.

Популизм, политиканство и коррупция остановили частные автобусы и маршрутки в Полтаве

С 11 мая в областном центре частные перевозчики не выпускают свои автобусы и маршрутки ни на один из 66 городских маршрутов. Такую ситуацию здесь уже окрестили транспортным коллапсом. Ведь «безлошадные» земляки и гости города теперь вынуждены ходить пешком или штурмовать переполненные коммунальные троллейбусы (на снимке) и автобусы, которых, конечно же, не хватает.

Наиболее радикальное решение, которое фактически вылилось в забастовку, упомянутые перевозчики приняли после того, как в прошлую пятницу на заседании профильной комиссии Полтавского горсовета депутаты не проголосовали за согласование регуляторного акта, согласно которому стоимость проезда в автобусах и маршрутках увеличивалась с четырех до пяти гривен, в троллейбусах — с двух до трех.

После того частники заявили, что они дальше не могут работать себе в убыток, поэтому вообще отказываются от закрепленных за ними маршрутов. Тем более, в условиях, когда нынешние руководители города, прежде всего секретарь горсовета Александр Шамота, с 19 сентября прошлого года исполняющий обязанности городского головы, якобы их обманули. Поскольку сначала обещали пересмотреть тарифы после президентских выборов, а теперь уже ждут парламентских...

А Александр Шамота называет такие заявления и действия владельцев частного транспорта шантажом, согласованным с представителями тех политических сил в горсовете и его исполкоме, которые хотят реванша или новых высших должностей из-за дестабилизации в городе. Ведь, по его словам, если сегодня повысить стоимость проезда в автобусах и маршрутках до взятых перевозчиками «с потолка» 6 гривен, то завтра они будут требовать 8 или 10-12. Хотя качество их услуг от того не изменится. Следовательно, надо продолжать переговоры и работать над расчетами действительно обоснованных тарифов.

Перевозчики, в свою очередь, напоминают, о том, что такие расчеты они предоставляли городским властям уже неоднократно, а сегодня, с тарифами 2015 года, просто не могут найти водителей, которые соглашались бы садиться за руль, получая «позавчерашние» зарплаты. Впрочем, по 5 гривен в автобусах и маршрутках и по 3 гривни в троллейбусах полтавцы уже платили. После того как 28 декабря 2017 года возглавляемый тогдашним городским головой Александром Мамаем горисполком принял соответствующее решение о повышении тарифов.

Но тогда снижение стоимости проезда стало одним из главных козырей оппозиционных к нему политиков в борьбе за смещение господина Мамая с руководящей должности. Поэтому народный депутат и лидер Социал-демократической партии Сергей Каплин, который был и остается политическим патроном Александра Шамоты, подал иск в окружной административный суд с просьбой признать упомянутое решение горисполкома незаконным. В июне прошлого года суд удовлетворил этот иск, найдя нарушение в самой процедуре принятия решения.

Однако, пока городским головой оставался Александр Мамай, по его молчаливому согласию тот судебный вердикт перевозчики фактически игнорировали. Но 19 сентября большинство депутатов горсовета выразили ему недоверие и сместили с должности. После этого, уже 26 сентября, так сказать, под аплодисменты того депутатского большинства «старую» цену на проезд возвратили в троллейбусах, а 1 октября — и в частных автобусах и маршрутках. Но теперь именно представители того большинства (прежде всего самого влиятельного, которые сами ведут борьбу за кресло городского головы), поняв, что запахло жареным, пытаются дистанцироваться от недовольства земляков их политическими игрищами, которые спровоцировали тот транспортный коллапс. Всю вину за это они хотят переложить на Александра Шамоту, который, дескать, больше всего «сопротивляется» увеличению тарифа хотя бы на гривню.

Хоть тот и был избран секретарем горсовета ситуативным большинством только как главный двигатель освобождения от должности предыдущего руководителя Полтавы. У господина Шамота в горсовете и горисполкоме очень ограниченное количество реальных приверженцев. И уже в четверг может этой руководящей должности лишится, поскольку его теперешние оппоненты созывают внеочередную сессию горсовета якобы именно для решения транспортных проблем с довольно прозрачными намеками на вероятный довесок кадровых вопросов...

И это при том, что практически любые решения, в частности и по повышению транспортных тарифов, нынешнее большинство в горсовете и горисполкоме могло бы принять значительно раньше. Но «привязывать» себя к таким непопулярным решениям, разумеется, никому не хотелось. Так пусть лучше это сделает кто-то другой...

Впрочем, настоящая «жабомишодраківка» между депутатами, должностными лицами и чиновниками в горсовете в который раз подтверждает лишь то, что сегодняшний транспортный коллапс в Полтаве вызвали запущенные болезни — популизм, политиканство и нежелание устранять более чем традиционные коррупционные схемы в этой отрасли. Последние касаются хорошо налаженной системы «теневых» финансовых потоков практически неконтролируемой денежной наличности.

Ведь практически все руководители областного центра времен Независимости предпочитали гордиться тем, что в Полтаве «самый дешевый» проезд в общественном транспорте. При этом «рулили» им исключительно в ручном режиме, по отдельным «договоренностям» с ведущими игроками на рынке пассажирских перевозок. Поэтому взятки и ежемесячные «откупные» должностным лицам и чиновникам за возможность «осваивать» наиболее прибыльные маршруты, избегать проверок и т. п. стали здесь обычным явлением, о котором говорят даже не скрывая.

При этом о законах экономики, честного и прозрачного бизнеса все просто «забывали». Теперь, когда квалифицированные водители уже не хотят работать в основном на «жирных котов» — владельцев транспортных средств и их «крышевальников» у власти — и выезжают на работу за границу, полностью игнорировать те законы не удается. Однако и сегодня полтавские должностные лица и профильные чиновники лишь говорят о необходимости изменений в подходах к транспортному обслуживанию земляков.

В частности, о введении электронного билета, изучении реального пассажиропотока, налаживании действенного контроля за качеством предоставленных перевозчиками услуг и их настоящими прибылями, увеличении количества единиц коммунального транспорта и т. п.

Все то, вне сомнения, сдвинуло бы с места накопленный годами воз проблем, но... Но от пустой болтовни по этому поводу он еще глубже увязает в болоте проблем. Последние, разумеется, вылазят боком не местным власть имущим, которые ездят на работу на роскошных иномарках, а рядовым полтавцам, вынужденным, как говорится, брать ноги в руки...